Что такое метапредметное развитие ребенка

Метапредметный подход в образовании: разбираем на примере

Что такое метапредметное развитие ребенка

Почему так важна метапредметность в современном образовании и как она может быть реализована в среде LEGO Education разбираемся вместе с Максимом Васильевым, президентом Российской ассоциации образовательной робототехники.

Чем предметность отличается от метапредметности?

Традиционное российское образование построено на обучении отдельным дисциплинам с преподавателями-специалистами, то есть учитель математики учит математике, а учитель музыки — соответственно, музыке. Такой подход эффективен, пока основная цель образования — передача определенных знаний или информации учащимся для общего развития. Такие знания полезны и нужны, но часто далеки от практики.

Метапредметность же нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ в том числе и к предметным знаниям.

Когда мы в жизни сталкиваемся с какой-то проблемой или задачей, нам же важно не просто помнить наизусть справочник или словарь, но и понимать, что из наших знаний может пригодиться.

Поэтому очень важно давать детям не только сухие факты и формулы, но и компетенции, гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.

А как отличить метапредметность от межпредметности?

Как-то пошло, что метапредметность больше относится к дополнительному образованию, а межпредметность — к «стандартному». Метапредметность прекрасно раскрывается через проектную деятельность учеников, а это чаще всего реально только на занятиях и кружках, хотя по новым стандартам проектов в школе, конечно, стало больше. 

Например, робототехника. Она соединяет в себе сразу несколько дисциплин, и одну выделить нельзя, это всегда комплекс из информатики, математики, физики, и нельзя выделить, что главнее. В межпредметном же уроке можно.

Там есть основной предмет и элементы из других наук, зачастую смежных. К примеру, на уроке биологии учитель берет что-то из химии.

Межпредметность делается для большего понимания детьми определенной темы, более глубокого ее изучения.

Получается, нам нужны не педагоги-предметники, а метапредметники? 

В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся.

 
В любом случае, останутся ли учителя предметниками или станут метапредметниками, зависит и от самого педагога, и школы, в которой он работает, и страны в целом.

Я думаю, сохранится некоторая специализация учителей в определенных предметах, но роль и принцип работы станут совсем другими. 

Благодаря интернету сейчас оставаться профессионалом даже в узкой области уже трудно — ребенок может найти в поисковой системе такие вещи, о которых ты еще просто не успел узнать, и это нормально. Задача преподавателя — сделать так, чтобы ребенок умел задавать вопрос, знал, где брать информацию и где ее использовать.

Как организована работа в метапредметности и как происходит процесс? 

Как специалист по робототехнике приведу пример из своей области. Например, изучение темы «ускорение свободного падения». Как это организовано обычно в школе? Почитали учебник, возможно, посмотрели какое-то видео в качестве домашнего задания или даже покидали предметы в виде эксперимента. Если в классе есть некая модель, обычно ее демонстрирует учитель, показывая все на рабочем столе. 

В решениях LEGO Education все наоборот — школьники начинают с того, что собирают эту самую экспериментальную установку. Дальше дети программируют ее для эксперимента — определяют место и время падения предмета с помощью робототехнических технологий. Для этого есть специальные датчики и двигатели. После эксперимента ученики считают, заполняют учебные таблицы, делают презентацию.

По сути дети сами выводят формулу ускорения свободного падения, которую Ньютон сделал веками назад. Хотя ведь есть учебная величина, готовая. Но восприятие и процесс обучения на экспериментальном метапредметном уровне не сравнить с чтением параграфа, сведения из которого выветриваются через пять минут без понимания и представления явления. 

Когда дети работали в таком метапредметном проекте, они оттачивали коммуникативные навыки, работу в команде, планирование. Вроде была только тема по школьной программе, но при этом дети научились еще многому, жизненному. Ну и, конечно, физику поняли.

Партнерский материал 

Подписаться на канал LEGO Education

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/metapredmetnyj-podhod-v-obrazovanii-razbiraem-na-primere

Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

Что такое метапредметное развитие ребенка

Марина Хода
Метапредметный подход в обучении: от знаниевой парадигмы до личностного развития ребенка

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов

Мета “- («за», «через», «над», всеобщее,интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ) Иногда это называют универсальными знаниями и способами Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является “надпредметной” Предметная – это любая деятельность с предметом

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Таким образом, метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные детьми Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив знания из различных областей Присвоение ребёнком метазнанийбудет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения; гуманизации системы отношений с миром и самим собой; повышению уровня коммуникабельности; развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; личностному росту; росту креативности

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – ФГОС ДО от 17.10.2013г № 1155 Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса

Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является – переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребёнка Показатель эффективности образования – не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка На смену обычным программам пришли программы, направленные на развитие личности ребенка ФГОС ДО направлены на формирование у дошкольников интегративных качеств личности, которые впоследствии помогут выпускникам ДОУ успешно добиваться метапредметных результатов

Итоговый результат дошкольного образования представляет собой «социальный» портрет ребенка 7 лет

Пути достижения данного социального портрета выпускника –это:

• оснащение педагогического процесса методической базой и профессиональными педагогическими кадрами;

• создание развивающейпредметно-пространственной среды: насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной;

• использование новых современных инновационных образовательных технологий.

В статье 20 Закона «Об образовании» говорится, что в образовательных организациях осуществляется инновационная деятельность «в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализуя приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в сфере образования Инновационная деятельность направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях

Одну из таких технологий – проектная деятельность – мы апробируем с детьми в нашем детском саду Эта технология ориентирована на личность ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей Целью деятельности взрослого является конструирование такого взаимодействия с ребёнком, которое способствует формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности

Педагогическое проектирование это такой методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия

Проект — это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных педагогических целей, которые в свою очередь зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей Он требует определения проектировщиков в ценностях проектирования, умения отстаивать собственное мнение, высказывать суждения и умозаключения, учитывать и принимать мнения других, подчинять личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлектировать над своими индивидуальными результатами и результатами совместного труда

Типология проектов в ДОУ (по ЕС Евдокимовой)

• По доминирующей деятельности (Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные)

• По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

• По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности)

• По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

• По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов)

• По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный)

Четыре года назад, находясь в поиске наиболее эффективных средств и методов развития и воспитания, я впервые обратилась к методу проектов, использование которого дало возможность воспитанникам экспериментировать, синтезировать полученные знания, применять их в играх и самостоятельной деятельности, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

Поскольку дошкольники в силу возрастных особенностей не могут самостоятельно находить противоречия в окружающем мире, выдвигать гипотезы, формулировать проблему, выступать в роли организатора проектов, проектная деятельность в образовательном процессе детского сада носит, как правило, характер трёхстороннего сотрудничества: детей, родителей и педагогов

Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого, в зависимости от возраста детей

Поэтапное стимулирование взрослым проектной деятельности позволяет формировать личностные качества ребенка (умение работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности – обучать партнеров, делиться собственным опытом со сверстниками; умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимая чужие успехи как свое поражение). Они могут развиваться лишь в деятельности, их нельзя усвоить вербалъно (теоретическим обоснованием ФГОС дошкольного образования является системно-деятельный подход).

Проектная деятельность, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом обучения по следующим причинам

• Работа ребёнка мотивирована на 100%, так как проект имеет смысл выполнять только на тему, действительно заинтересовавшую ребёнка. Тема проекта может быть подсказана педагогом, родителями, кем угодно, но обязательно интересна исполнителю. Интерес должен поддерживаться «со стороны» – педагогами, родителями, друзьями

• Проектная работа (творческий фрагмент) выполняется в удобное для ребенка время, с родителями в домашней обстановке Ребенок чувствует себя комфортно

• Взрослые воспринимаются ребёнком в качестве единомышленников, советчиков, помощников Поучение сменяется сотворчеством Резко возрастает самооценка ребёнка

• Работа над проектом вызывает необходимость применять разнообразные источники информации, способы ее обработки

• Проектная деятельность позволяет раскрыть разнообразные способности ребенка – работу нужно оформить должным образом, лично представить на суд зрителей, а также защищать и отстаивать свою точку зрения в общении со сверстниками и взрослыми людьми

• В ходе работы ребёнок приобретает навыки организации собственного труда, осознает роль самодисциплины

• Ребёнку предоставляется возможность посмотреть работы других участников конкурсов, где демонстрируется проект, оценить свою работу, сравнить с другими

• Работа над проектом обучает «по-настоящему, по-взрослому» создавать, созидать и получать вполне ощутимый конечный результат, полезный, нужный людям объект, соответствующий «взрослым требованиям»

Создание проекта – это настоящее обучение с увлечением

Педагоги благодаря проектам учатся работать в соответствии с современными требованиями, интегрируя образовательное пространство, разные виды детской деятельности Технология проектирования требует от воспитателей соответствующих знаний и умений Поэтому повышение профессионального мастерства в рамках проектной деятельности актуально для каждого воспитателя и специалиста

Родители, участвуя в различных видах совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания, приобретают навыки педагогического сотрудничества с детьми и воспитателями, получают опыт, который позволяет им проникнуться детскими заботами, чтобы в игре стать «равными» ребёнку

Конечно, проектная деятельность требует больших затрат времени, энергии, финансов, но и эффект дает очень весомый

В ходе работы над проектом формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез, качества мышления

Если проанализировать все сказанное выше, то получается, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов

Литература

Селевко К. Г. Технологии развивающего обучения

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике

Лаврентьева З. И. Педагогическое проектирование http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html/.

Никитина Н. Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.

Метапредметный подход. Что это такое? http://www.ug.ru/article/64

ФГОС дошкольного образования. http://www.e-osnova.ru/news/178

Издания периодической печати

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-metapredmetnyi-podhod-v-obucheni-ot-znanievoi-paradigmy-do-lichnostnogo-razvitija-rebenka.html

Метопредметный подход в обучении

Что такое метапредметное развитие ребенка

ДОКЛАД

На тему:

«Метопредметный подход в обучении».

Метапредметный подход в обучении.

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах.

А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?

Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

 

      Для введения новых стандартов учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому.

  Наши выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере.

Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов.

Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древне-греческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного.

Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».

С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.

         Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов, так и отечественных учёных. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.

Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от 17-го века, когда началось бурное развитие научного знания.

Возникли соответствующие  образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Постепенно пыл этих дисциплин и все более узких специализаций стал  разрастаться.

В сфере образования это тут же находило свое отражение: раздробленность научного знания получала свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин – как в сфере высшего, так и в сфере среднего образования. 
      В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году.

Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки.

 Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. В 1930 году, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестоко осудили.

Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

     Таким образом, все новое это хорошо забытое старое, а на предметном обучении выросло несколько поколений.

На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное  обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей.

А сейчас от учителя, прежде всего, требуют результаты ЕГЭ и ГИА, поэтому в школах происходит «натаскивание» учеников на сдачу экзаменов. От этого напрямую зависит квалификация и заработная плата. 

Главные особенности метапредметов. 

Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа.

Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. 

 В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения.

      Нынешний вариант федеральных государственных образовательных стандартов включает в качестве обязательного требования обеспечение, проверку и оценку метапредметных образовательных результатов учеников. Это важно и нужно.

Но стандарты имеют существенный недостаток. В нынешней его версии метапредметную деятельность предлагается свести к универсальной учебной деятельности. То есть предлагается считать метапредметной деятельностью ту, которая относится к универсальным общеучебным деятельностям: целеполаганию, планированию, поиску информации, сравнению, анализу, синтезу, контролю, оценке.

 На самом деле, метапредметная деятельность не тождественна общеучебной! 

      Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

        А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них. Тогда как метапредметная деятельность связана с предметной деятельностью, находится, как бы в её основе.

 Пример метапредметной деятельности – наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:

 – наблюдение естественнонаучное,

 – наблюдение историческое,

 – наблюдение математическое,

 – самонаблюдение рефлексивное. 

 Если наблюдать за природным объектом, например, за ростом семени растения, то результат этой деятельности будет находиться в рамках предмета «ботаника». Если рефлексивно наблюдать за собственными действиями или чувствами, то результат будет в области психологии. Одновременно осуществляется и реализуется метапредметная деятельность – наблюдение вообще.

Но вот что важно для практики, какой учитель сможет продиагностировать и оценить уровень метапредметных образовательных результатов ученика по овладению им наблюдением вообще? Учитель ботаники? Или учитель психологии? Или учитель метапредмета с условным названием «Наблюдение»? Этот вопрос нуждается в изучении, в том числе и с позиций педагогической инноватики.

Основные понятия  метапредметной деятельности:

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.

Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний.

Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

– теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

– навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

– критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

– творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

– регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

– качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

 На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность – это  универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Метапредмет – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности.

      Взгляды ученых на метапредмет

       Ю.В. Громыко – В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова.

Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности. По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы.

В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».

Метаприедметы по (А.А. Кузнецовой),  метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

 Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову)  включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

      Метапредметы (по А.В. Хуторскому): «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта». Примеры метапредметов: «Числа», «Буквы», «Культура», «Мироведение».

      Особенности метапредметного занятия:

1.     Это интегрированное занятие, с применением ИКТ.

2.     Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

3.      составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

4.     Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

              Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.

        Изучив стандарт, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении,  можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности  позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания  и выводить современное образование на передовые позиции науки.

      Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:

четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;

тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;

начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;

осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения  но и в рамках сетевого взаимодействия;

осваивать новые технологии, менять позицию учителя. 

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/26489-metopredmetnyy-podhod-v-obuchenii

Теоретический семинар «Метапредметный подход в образовании»

Вопросы, рассмотренные на семинаре:

  1. Что такое метапредмет?

  2. Метапредметный подход: особенности и перспективы реализации.

  3. Метапредметные результаты.

  4. Особенности метапредметного занятия.

  5. Примеры метапредметных категорий (метатемы).

  6. Отличие традиционного урока от метапредметного.

  7. Вывод.

Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века.

В образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный.

Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года.

Что такое метапредмет?

“Мета” – “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки предмета, над предметом. Метапредметная деятельность – универсальная деятельность, которая является “надпредметной”. «Надпредметная» (но не межпредметная) деятельность на уроке.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их помощью сможет сам добывать необходимую информацию. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над всеми предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметом в отдельности.

Современный учитель-предметник должен быть сегодня немного полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится, как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы, будет сложно.

В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный, в первую очередь, с разработкой нового содержания образования. Есть несколько особенностей такого типа интеграции.

Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания.

Было обнаружено: в качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер.

Говоря это, я имею в виду, что, если мы, работая с определенным предметным понятием, передаем учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то мы поднимаемся с предметного уровня на метапредметный.

Передаваемый нами способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или с идеализацией к разным предметным областям. Допустим, мы работаем на уроке истории или обществознания с понятием «государство», «общество».

Предлагая учащимся разные источники, мы можем показать, что это понятие у разных ученых и политиков предполагает разную трактовку. В основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различий: у Ленина – один, у Платона – другой, у Аристотеля – третий. Анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно собирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход, хотя и помогает избежать опасностей узко предметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.

Отказ от предметной формы организации мышления и, как следствие, от передачи предметных знаний, что предлагали сделать вначале, означает отказ от многовековых завоеваний человеческой культуры.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/metapredmetnyi-podkhod-v-obrazovanii-1.html

Интеграция образовательного пространства доу, как предпосылка метапредметного подхода

Что такое метапредметное развитие ребенка

Задорожная Людмила Васильевна

                  ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ,

 КАК ПРЕДПОСЫЛКА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                     а всегда опирается на определенную стадию развития,

                               проделанную ребенком ранее”

                            В.А. Сухомлинский

Сегодня для всех очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение «знаний для знания», потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают: то, что сегодня, бесспорно, завтра опровергается новой научной теорией или более точным наблюдением. Поэтому очевидно,  что задача педагога — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни.

Система образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление новых документов – Государственных стандартов образования, которые задают целевые ориентиры развития системы образования, среди которых определен метапредметный компонент.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны ещё в начале XX века для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин, которая досталась нам в наследство от XVII века.

Тогда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели,  ориентированные на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания.

Это тут же нашло своё отражение в сфере образования: раздробленность научного знания получила свое закрепление в раздробленности учебных дисциплин. Таким образом, научный прогресс привел к потере неких универсальных оснований, позволяющих ребёнку видеть мир в его целостности.

Эта раздробленность сохраняется и усиливается по сей день, благодаря использованию тех образовательных моделей и  программ, которые достались нам в наследство от прошлых веков.

И чем сильнее в профессиональном смысле учителя – предметники, тем глубже пропасть между разными учебными дисциплинами, потому что каждый из них тянет предметное одеяло на себя, стараясь продемонстрировать ребёнку значимость и важность изучения только той науки, которой служит.

В последнее время жизнь стала ускорять свой темп. Сама обстановка вокруг заставляет нас подстраиваться под новые разработки науки и техники. Вследствие этого возникают новые феномены. Одним из таких является клиповое мышление.

 При клиповом мышлении — окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.

Клиповое мышление  характеризуется фрагментарностью информационного потока, нелогичностью, полной разнородностью поступающих данных, высоким темпом переключения между частями, отрывками данных, отсутствием полной картины восприятия окружающей среды.

Бездумные клики по ссылкам в Сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов, обрывистые тексты в СМИ, современные фильмы, построенные на принципах клиповой техники (самый яркий пример — «Матрица», сцены в котором  идут маленькими блоками, часто сменяя друг друга), книги, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ (ай- си- кью –«аська») или дневниковых записей, пресса, наполненная  короткими текстами, в которых авторы лишь очерчивают контуры проблем. Телевидение преподносит новости, которые между собой не связаны, потом рекламные ролики, которые  никак друг к другу не относятся. В результате человек, не осмыслив одну тему, переходит к потреблению другой. Все это способствует формированию клипового мышления.

Это существенно влияет на успешность учебы, у детей наблюдается отсутствие полной картины восприятия окружающей среды. Современным ученикам трудно выстраивать логическую цепочку мыслей, последовательность действий от существующего положения до поставленной цели, анализировать, объяснять причинно-следственные связи.

Ещё одна особенность современных учеников – это некая  инфантильность, которая характеризуется  неумением включиться в общую работу,  учащиеся не пытаются выполнять задания, задают вопросы, не имеющие отношения к делу.

Поэтому всё чаще в профессиональном словаре современного педагога появляются такие понятия, как «метапредмет», «метапредметное обучение», «метапредметный подход», «метадеятельность», «метапредметные результаты»

Все эти понятия объединяет иноязычная приставка “мета”, синонимичная русским «за», «над» и придающая этим понятиям значение «всеобщее», «интегрирующее», «универсальное».

метаумения – общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки, к которым относятся:

–         теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

–         навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

–         критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

–         творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

–         регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

–         качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);

Метапредметные результаты в своем смысловом контексте, очень схожи с целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися способы деятельности, применимые как в рамках воспитательно-образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

«ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности» (ГОС ДО)

Мир, в котором живут наши дети, органичен и целостен. Чтобы понимать его и жить в нём, необходимо видеть взаимосвязи и точки соприкосновения разнородных, на первый взгляд, явлений.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности позволяет обеспечить формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

 «Что же в этом нового?» – возразите вы. А как же межпредметные связи, интеграция? Ведь всё это мы уже проходили.  А значит, эта пресловутая метапредметность  – новое хорошо забытое старое? Так, да не совсем.

Если интеграция предполагает дополнение одной науки (учебного предмета) другой наукой (учебным предметом), т.е. сложение/взаимопроникновение ЗУН, то метапредметный подход ориентирован на получение нового знания более высокого уровня.

Суть данного подхода состоит в том, что в качестве содержания образования, транслируемого ребёнку, выступают культурные техники и способы мышления и деятельности.

Это не  ассоциативное наталкивание материала одного предмета на другой по типу соединения математики с музыкой, а освоение универсальных принципов и стратегии познания.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка и от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве.

В условиях ГОС  результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи. Эта преемственность  затрагивает прежде  всего, не  предметное  содержание основных программ, а  процесс  достижения  личностных  и  метапредметных  результатов  или  освоения  универсальных  учебных  действий.

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/integratsiya-obrazovatelnogo-prostra/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.