Эмоциональное развитие ребенка средней группы

Проект по развитию эмоциональной сферы детей средней группы

Эмоциональное развитие ребенка средней группы

Проект по развитию эмоциональной сферы детей в средней группе.

ГБОУРК «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат лицей искусств»

                                                             Воспитатель: Савич Татьяна Александровна.

                        Тема: «Путешествие в страну эмоций».

К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё  чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие.

Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие Эмоциональной и интеллектуальной систем .

Поэтому наряду с интеллектуальным развитием необходимо уделять должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника.

   Я считаю, выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества.

Так что целенаправленная работа педагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае скорректировать нежелательные эмоциональные проявления  детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций ( радость, спокойствие, восторг, восхищение).

     В связи с вышеизложенным мною были  определены цели и задачи проекта.

 – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно означает и дать ему словесное  наименование.

 – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства  других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

 – способствовать самопознанию детей, положительному самоотношению.

 – развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе, принятие других людей.

 – способствовать формированию положительных черт характера у детей для лучшего взаимопонимания в процессе общения.

 – помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.

– изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления в работе;

– разработать комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников;

– составить план взаимодействия с семьями детей по данной проблеме;

– внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия ( утренние встречи, мимические гимнастики, этюды, психогимнастики и тд.). Ежедневно отмечать детям свое настроение на стенде «Карусель настроения».

– провести открытое занятие «Путешествие в страну эмоций».

– подвести итоги по работе по данной теме.

  1. Этапы реализации проекта:

 – изучить методическую литературу по теме;

 – изучение традиций, уклада жизни семьи каждого ребёнка;

 – проведение психолого – педагогического обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;

 – планирование работы по социально-эмоциональному воспитанию детей с учетом результатов обследования;

 – совместная работа с родителями.

 – ежедневное использование: д/игр, п/игр, этюдов, утренних встреч,  психогимнастики, релаксации, стихи, загадки, пословицы, поговорки, сюжетно-ролевые игры.

 – проведение итогового открытого занятия.

 – проведение итогового анкетирования родителей: «Как изменился мой ребёнок?»

 – обследование психо – эмоционального состояния детей в конце учебного года;

 – анализ результатов работы;

 – составление методических рекомендаций по работе над данной проблемой.

– Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.:Мозаика-Синтез, 2007.

– Князева О.Л., Стеркина  Р.Б.: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.

– Сушкова И.В.: Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.

 – Мирилова Т.Л.: Эмоциональное развитие ребёнка. – Волгоград, 2009.

– Крюкова С.В.: Удивляюсь-радуюсь. – М.: ГЕНЕЗИС, 2006.

                          Открытое занятие  в средней группе:

                            «Путешествие в страну  эмоций»

 – Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости, улыбнитесь и поздоровайтесь:

 – Здравствуйте, дорогие гости!

          (дети садятся  на стульчики)

 – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие по стране чувств и эмоций. Мы повстречаем много героев с различными настроениями, думаю, и вы подарите нам и нашим гостям много хороших эмоций.

Скажите, какое у вас настроение? (весёлое, радостное) Почему? (потому-что  мы пришли на праздник , у нас очень красиво в музыкальном зале, мы красиво и нарядно оделись…) Ребята, а что вам хочется делать, когда у вас весёлое настроение? (прыгать, танцевать, хлопать в ладоши…) Мы с вами учили много пословиц  и поговорок; кто из вас помнит что говорит народ о радости?

– Сердце веселится – и лицо цветёт;

 – добро быть в радости и жить в сладости.

А помните, мы с вами рисовали радость. Какого цвета может быть радость? (красная, жёлтая, оранжевая…)

 – Ребята, а что для вас радость?

 – Ребята, как можно узнать какое у человека настроение? (по лицу, по глазам, по походке). Вставайте в круг, покажите, как настроение влияет на походку.

                                    Разминка: «Походка и настроение»

  1. Покажите, как идёт весёлый Буратино, который нашел золотой ключик.(подскоки)
  2. А сейчас идите, как злой Карабас – Барабас.
  3. Пройдитесь, как уставшая старенькая бабушка.
  4. Мы попали на болото, страшно идти! (приставной шаг).
  5. Идём, как грустный Пьеро, мы в печали! (плечи и голова опущены)
  6. Идём, как смелый великан, который ничего не боится! (спина ровная, голова вверх)

                 (сели на стульчики) – звучит грустная музыка.

 – Ой, ребята, слышите, кто-то идёт!  (Входит грустный гном)

Гном: Здравствуйте, дети! Я очень, очень одинок. Плачу без причины. И от слёз совсем промок. Помогите мне ребята, грусть мою разоблачить.

Вед: Дети, как вы думаете, какое настроение у гнома? (грустное, печальное). Как вы узнали? (у него печальное выражение лица, плечи опущены, поникшая голова, грустный голос)

Гном: Ребята, я вчера случайно порвал свою любимую фотографию. Помогите мне её склеить.

                               Игра: «Сложи пазлы»

– Посмотрите, наш гном даже на фотографии грустный. А кто нам помогает справиться с грустью? (друзья)

                  «У друга тёплая ладошка»  – (парами в кругу)

У друга тёплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по ладошке я немножко.

Как хорошо когда мы вместе рядом,

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

  – Ребята, посмотрите на дереве сидят два дрозда, даже у птиц есть друзья!

                                   «Дрозды»

Я – дрозд, ты – дрозд.

У меня – нос, у тебя – нос.

У меня – щечки гладки, у тебя – щечки гладки.

У меня  – губки сладки, у тебя – губки сладки.

Мы любим друг друга.

Гном: Теперь я всё понял! Чтобы мне небыло грустно, мне надо найти себе друга. Пойду поищу! Спасибо дети, что вы мне подсказали. (уходит)

 – ребята, пока Гном пошёл искать себе друга, я вам хочу рассказать какая история случилась в этом волшебном лесу!

                                  Этюд: «Два ёжика».

«Два друга ёжика шли по лесу и увидели потерянные кем-то часы. Сначала они испугались тиканья, а потом подошли  с опаской поближе и стали с любопытством рассматривать незнакомый предмет. Ёжики очень удивились, что это?»

 – Какое чувство испытали ёжики, когда увидели часы? (испуг) Как они рассматривали часы?  (с удивлением).

 – Смотрите, в стране эмоций выпал снег. А здесь он необычный , у каждой снежинки своё настроение. Надо взять снежинку и рассказать, какое у неё настроение и почему?  

                           Игра: « Снежинки и настроение»

                          (Под музыку влетает карлсон)

Мой дом у вас на крыше

Я каждому знаком.

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком.

 – Ребята, вы узнали в меру  упитанного мужчину в самом расцвете сил? (это Карлсон, который живёт на крыше).

                         Этюд: «Любопытный Карлсон».

«Однажды Карлсон гулял по улице и увидел старушку. Она несла в руках большую сумку. Карлсону очень захотелось узнать, что лежит в сумке – может варенье? Ему стало так любопытно, что он стал бегать вокруг старушки и заглядывать в сумку.

А старушка плохо видела и не замечала его. Вдруг она остановилась и села на лавочку отдохнуть, а сумку поставила рядом. Карлсон сел на корточки около сумки и заглянул в неё. А там лежали вязанные носки. Карлсон разочарованно махнул рукой».

 – Ребята, какой был Карлсон? (любопытный) Давайте порадуем его и споём для него песню.

                                  Песня «Смешной человечек»

 – Алина хочет нам рассказать свою историю:

                    «Страх».

Я боюсь всего на свете

За окном бушует ветер,

Тень ужасна от комода,

И за дверью ходит кто-то.

Страшно каркает ворона,

Провода ползут по дому.

Пылесос, как бегемот –

У него урчит живот.

Вещи словно оживают

Вновь и вновь меня пугают.

Но, включает, мама свет, страху сразу нет, как нет!

– ребята, про что рассказала нам Алина? (про свой страх) А что такое страх? (это то чего мы бомся). А вы чего-нибудь боитесь? (да) Сейчас мы с вами будем избавляться от страха. Я вам раздам листочки, вам надо прошептать в листочек то чего вы боитесь и скомкать его. Теперь выбросите его в мой «волшебный сундучок», и ваш страх уйдёт от вас навсегда.

                        Упражнение «Волшебный сундучок».

 – Вот, ребята, теперь вы стали смелые и ничего не боитесь! А кто из вас помнит пословицы о страхе?

 – Смотрите, кажется кто-то к нам опять идёт! (звучит грозная музыка)

            Входит Король Боровик.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

Он стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе,

 Короля покусали мухи!

 – Вы заметили, какое настроение у короля Боровика? Какое чувство он испытывает? (настроение у него плохое, потому что он злой).

Ребята, а у вас было когда-нибудь злое настроение? Покажите как вы злитесь. Расскажите королю пословицы о злосте:

  1. Злой человек не проживёт добрый век.
  2. Как душа черна, так и мылом не смоешь.
  3. Сделав худо, не жди добра.
  4. Худо тому, кто добра не делает никому.

                     П/игра: «Встреча эмоций».

(дети встают в две шеренги: девочки напротив мальчиков)

Девочки показывают – радость, плачут.

Мальчики – злость, смеются.

 – Ребята, вы знаете, я убедилась, что злость и обида не могут устоять перед улыбкой и радостью. Вы сами увидели, что улыбаться гораздо легче, чем хмуриться и злиться.

   Послушайте стихотворение про настроение.  

                      «Настроение».

Настроение у нас бывает разным

И прекрасным может быть и безобразным.

Мы, то плачем, то хохочем, веселимся.

Мы волнуемся, грустим, порой стыдимся.

Мы подаркам очень рады в день рожденья

Огорчаемся в минуты невезенья.

мы своей улыбкой можем,

И взглянуть на друга иногда построже.

Лица могут нам о многом рассказать;

Присмотрись и научись эмоции читать.

 – Ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране чувств и эмоций. А вот и наш знакомый Гном! Да ещё и не один он нашёл себе друга. Посмотрите какой большой мешок с подарками принёс вам Гном. Что же там? Посмотрим.

Гном: Ребята, мы с другом принесли вам воздушные шарики и фломастары, и предлагаем вам нарисовать своему шарику настроение. (дети рисуют на шариках.

Источник: http://savich_t_a.a2b2.ru/section/5373/item/21480

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми средней группы по развитию эмоциональной сферы воспитанников

Эмоциональное развитие ребенка средней группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 комбинированного вида Красногвардейского района

КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВОСПИТАННИКОВ

ТЕМА: Путешествие в страну Эмоций

Составитель:

Закирова Таьяна Николаевна

Санкт-Петербург

2015 год

Субъект: средняя группа (дети 4-5 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей средней группы (детей 4-5 лет)

Задачи:

I.  Образовательные задачи:

1.  Закреплять знания детей о пяти основных эмоциях: радости, грусти, злости, удивлении, страхе;

2.  Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для эмоций.

II.  Развивающие задачи:

1.  Продолжать развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, сюжетным картинкам и отрывкам литературных произведений;

2.  Продолжать развивать способность понимать собственное эмоциональное состояние;

3.  Развивать произвольное внимание;

4.  Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа;

5.  Развивать речь и коммуникативные навыки:

– активизировать словарь (существительные: «эмоция»; прилагательные: «удивленный», «испуганный», «злой», «грустный», «радостный»);

– развивать способность описывать картину;

– развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы.

III.  Воспитательные задачи:

1.  Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС:

1.  Социально-коммуникативное развитие:

– развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;

– развитие эмоционального интеллекта.

2. Познавательное развитие:

развитие любознательности и психически-познавательных процессов.

3. Речевое развитие:

обогащение активного словаря;

развитие связной речи;

знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

4. Художественно-эстетическое развитие:

восприятие художественной литературы;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Используемые методы и приемы:

1.  Приемы пространственной организации:

– сидя полукругом;

– физкультминутки.

2.  Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:

создание ситуации занимательности (сюрпризные моменты)

– использование познавательных игр;

– релаксация;

– поощрение, похвала.

3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

– объяснение;

– беседа;

– рассказ;

– чтение;

– показ картины, иллюстрации

Оборудование:

1.  Волшебная палочка и письмо из страны Эмоция;

2.  Большие пиктограммы следующих эмоций, выполненные в форме герба: радость, грусть, страх, злость, удивление;

3.  Маленькие пиктограммы пяти эмоций для детей;

4.  Сюжетные картинки с изображениями радостных, грустных, злых, испуганных, удивленных детей;

5.  Письмо со сказками;

6.  Медали «Солнышко».

ЭтапМетоды иприемыДействия и ответы детей
Вводная часть«Волшебство начинается»Сюрпризный моментПедагог заходит в группу с волшебным сундучком.- Ребята посмотрите, что я нашла, когда шла к вам – необычный сундучок. Мне кажется, что он волшебный. Вам хочется узнать, что же там?- Тогда давайте займем свои места и посмотрим в сундучок.-Да, хочется.Дети и психолог садятся на стульчики, расставленные в полукруг.
Основная часть«Путешествие в страну Эмоция»Беседа;Рассказ;Чтение;Релаксация– Ребята здесь лежит волшебная палочка, а вместе с ней какое-то письмо. Прочитаем его?Педагог читает письмо:«Доброе утро, дорогие детишки – девчонки и мальчишки! Я сундучок не обычный, а волшебный, и палочка моя тоже волшебная! Взмахнёте ею и попадёте в необычную страну Эмоцию! В добрый путь!».- Ну что, ребята, сундучок предлагает нам отправится в страну Эмоцию. Поедем?- Тогда закрывайте глазки. Путешествие начинается.Педагог читает следующий текст. Чтение сопровождается музыкой.Параллельно с чтением психолог расставляет на столе макет волшебного города.- Представьте себе, что мы с вами по велению волшебной палочки оказались в одной сказочной, красивой стране. Мы гуляем по ее тихим и старинным городам. Здесь есть волшебные замки и дворцы, красивые дома, большие сады, где порхают разноцветные бабочки, растут ароматные цветы и большие фруктовые деревья. Открывайте глазки.- Вот ребята и оказались мы с вами в стране Эмоция. Посмотрите, какая она красивая, сказочная. Есть в этой стране пять основных городов. Предлагаю Вам прогуляться по этим городам. Согласны?– Да.- Да, поедем.- Да.
«Прогулка по городам»Беседа;Рассказ;Чтение;Показ картины, иллюстрации;Объяснение;Поощрение;Похвала;ФизкультминуткаФизкультминутка:Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. (ходьба)Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. («пружинка»)Кто веселится? (прыжки)Кто грустит? (наклоны головой)Кто испугался? (руки прижали к себе)Кто сердит? (руки на пояс)Рассеет все сомненияАзбука настроения. (ходьба)- Вот мы с вами и попали в первый город. У этого города есть вот такой герб (психолог показывает пиктограмму удивления) Как вы думаете, как называется этот город?- Как вы думаете, ребята, какие люди здесь живут?- Совершенно верно, молодцы.- Как вы догадались, что здесь живут удивленные люди? (обращает внимание детей на мимику)- Чему же так удивилась девочка Настя? (психолог показывает картинку, на которой изображена удивленная девочка)- Умницы! Отправляемся в следующий город.Физкультминутка:Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. (ходьба)Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. («пружинка»)Кто веселится? (прыжки)Кто грустит? (наклоны головой)Кто испугался? (руки прижали к себе)Кто сердит? (руки на пояс)Рассеет все сомненияАзбука настроения. (ходьба)- Как вы думаете, какое название получил второй город? (показывает пиктограмму страха)- Молодцы! А в этом городе какие люди живут?- Совершенно верно, молодцы! Как же вы поняли, что здесь живут испуганные люди? (обращает внимание детей на мимику)- Как вы думаете, чего испугались Коля и Катя? (показывает картинку с изображением испуганных детей)- Молодцы! Отправляемся в следующий город.Физкультминутка:Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. (ходьба)Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. («пружинка»)Кто веселится? (прыжки)Кто грустит? (наклоны головой)Кто испугался? (руки прижали к себе)Кто сердит? (руки на пояс)Рассеет все сомненияАзбука настроения. (ходьба)- В какой же город мы с вами попали? (показывает пиктограмму злости)- Какие люди здесь живут?- Как вы поняли, что эти люди злые? (обращает внимание детей на мимику)- Какие же вы молодцы. Отправляемся в следующий город.Физкультминутка:Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. (ходьба)Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. («пружинка»)Кто веселится? (прыжки)Кто грустит? (наклоны головой)Кто испугался? (руки прижали к себе)Кто сердит? (руки на пояс)Рассеет все сомненияАзбука настроения. (ходьба)- Как вы думаете, как называется следующий город?(показывает пиктограмму грусти)- Молодцы! А какие люди в нем живут?- Совершенно верно, правильно.- Как вы догадались? (обращает внимание детей на мимику)- Как вы считаете, почему Таня стала грустной? (показывает картинку с изображением грустной девочки)- Молодцы! Отправляемся в последний пятый город.Физкультминутка:Бывают чувства у зверей,У рыбок, птичек и людей. (ходьба)Влияет, без сомнения, На всех нас настроение. («пружинка»)Кто веселится? (прыжки)Кто грустит? (наклоны головой)Кто испугался? (руки прижали к себе)Кто сердит? (руки на пояс)Рассеет все сомненияАзбука настроения. (ходьба)- Как же называется этот город? (показывает пиктограмму радости)- А какие люди здесь живут?- Как вы узнали, что они радостные? (обращает внимание детей на мимику)- Молодцы!– Удивленный.- Удивленные.Ответы детей.- Испуганный.- Испуганные.Ответы детей.Злой.Злые.Ответы детей.Грустный.Грустные.Ответы детей.Радостный.Радостные.Ответы детей.
«Поговорим о сказках»ВопросЧтение художественной литературы– Ой, ребята, волшебная палочка предлагает нам с вами поиграть в игру со сказками. Поиграем?- Сейчас я буду читать вам отрывок из сказки, а вы внимательно послушаете и постараетесь ответить, какой это отрывок: радостный, грустный, злой, испуганный или удивленный.- На скамейке у ворот Клара горько слезы льет…- Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком… Зовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села под стожок и плачет…- Наша Таня громко плачет,Уронила в речку мячик…- Вот и вылечил он их, Лимпопо!Вот и вылечил больных, Лимпопо!И пошли они смеяться, Лимпопо!И плясать, и баловаться, Лимпопо!…- И вывихнуто плечико у бедного кузнечика;Не прыгает, не скачет он,А горько-горько плачет онИ доктора зовет:«О, где же добрый доктор?Когда же он придет?…- Дети плачут и рыдают,Бармалея умоляют:«Милый, милый Бармалей,Смилуйся над нами,Отпусти нас поскорейК нашей милой маме!Мы от мамы убегатьНикогда не будемИ по Африке гулятьНавсегда забудем!…- Плачет серый воробей:- Выйди, солнышко, скорей!Нам без солнышка обидно –В поле зернышка не видно.Но мохнатые боятся:Где нам с этаким сражаться!Он и грозен и зубаст,Он нам солнца не отдаст!- Рады зайчики и белочки,Рады мальчики и девочки,Обнимают и целуют косолапого:- Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!- И прибежала зайчихаИ закричала «Ай-ай!Мой зайчик попал под трамвай!…И теперь он больной и хромой,Маленький заинька мой!»- Крокодилы в крапиву забилися,И в канаве слоны схоронилися.Только и слышно, как зубы стучат,Только и видно, как уши дрожат.- И доктор пришил ему ножки,И заинька прыгает снова.А с ним и зайчиха-матьТоже пошла танцевать.И смеется она и кричит:«Ну, спасибо тебе, Айболит!»- Ребята, какие же вы молодцы, какие внимательные и старательные.Да.Дети отвечают по одному.ГрустнаяГрустнаяГрустнаяРадостная, веселаяГрустнаяГрустнаяГрустная, испуганнаяРадостнаяГрустнаяИспуганнаяРадостная
«Выбери свое настроение»Беседа– Ребята, а сейчас волшебный сундучок предлагает вам выбрать маленькое лицо, на котором сейчас изображено ваше настроение, и назвать его.Дети по очереди выбирают пиктограмму и называют ее.
Заключительная частьПохвала– Ну что девчонки и мальчишки, вот и подходит наше с вами путешествие к концу. Сегодня вы очень хорошо потрудились, смогли выполнить все задания волшебного сундучка.А чтобы у вас всегда было хорошее, радостное, веселое настроение, я дарю вам весеннее солнце, чтобы оно всегда грело вас.- До свидания.

Источник: https://pandia.ru/text/80/325/84995.php

Эмоциональное развитие ребенка 4

Эмоциональное развитие ребенка средней группы

Разве не тогда я приобретал все то,

чем я теперь живу, и приобретал так

много, так быстро, что во всю

остальную жизнь я приобрел и

одной сотой того? От пятилетнего

ребенка до меня- только шаг.

Л.Н. Толстой

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

Возраст 4 – 5 лет –это и период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру, ни на миг не прерывается созревание его интеллекта и эмоциональности.

Возраст с 4.5до 5 ,5 лет знаменуется новым уровнем постижения себя, других людей и окружающего мира, т.е. качественным скачком в формировании личности.

Осознание сложности происходящего вокруг него подготавливает ребёнка к выходу «период застенчивости». Ребенок осознает свои истинные возможности, познает неудачи, испытывает чувство стыда и страха и к 5-5,5 годам станет застенчивым.

 Именно, в этот период ребёнок нуждается в одобрении, поощрении, сочувствии, понимании, уважении и в любви родителей.

В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.

Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают.

 Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.

Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности.

Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ).

Это возрастные страхи и носят временный характер.

Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)

Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка.

Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками.

Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют.

Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери.

Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Игра.Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры.

Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков, рыцарей, полицейских».

Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра

Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью.

Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения.

Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.Т.е. появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам.

Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.

Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.

Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению.

Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы.

У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых.У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду.

Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Уважаемые родители!! Вот что вы можете сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте:

1. Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы.

2. Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:”Почему? “Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

3. Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

4. Дети этого возраста обожают наряжаться, переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплощаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

5. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

6. В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

7. После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

8. Вам как его родителям важно понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

9. По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест.Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.

10. Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

11. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.

12. Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.

13. Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Важно!

• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .

• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим .

• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

• Читать различную литературу, учить стихи.

• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

• Отдалять от себя ребенка.

• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

• Оставлять вопросы детей без ответа.

Источник: http://mdobu124.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/vozrastnye_osobennosti/ehmocionalnoe_razvitie_rebenka_4_5_let/7-1-0-31

Конспект занятия направленный на развитие эмоциональной сферы детей средней группы

Эмоциональное развитие ребенка средней группы

по сюжету мультфильма «Винни-Пух и день забот»
Б. Заходер, Ф. Хитрук.

Задачи. Учить определять настроение с помощью мимики: радость, грусть. Обогащать словарь детей словами, обозначающими эмоции, настроение. Развивать эмоциональную сферу детей. Воспитывать любовь к отечественным мультфильмам.
Методы и приёмы.

Игровые: сюрпризные моменты, появление персонажа из мультфильма; наглядные: рассматривание иллюстрации к мультфильму «Винни-Пух», показ на ноутбуке отрывка из мультфильма; практические: проигрывание этюдов на выражение эмоций, выполнение задания на дифференциацию эмоций; словесные: беседы, рассказ и вопросы воспитателя.

Активизация словаря. Радостный, счастливый, веселый, улыбка, смех, грустить, печалиться, огорчаться.
Предшествующая работа. Просмотр мультфильма «Винни-Пух и день забот. Глава 3. Как ослик Иа потерял свой хвост» Авторы сценария Б. Заходер, Ф. Хитрук.

Проигрывание этюда на выражение радости и грусти «Новая кукла» [2, С.43], «Про Таню» [2, С.45].
Интеграция с непосредственно образовательными областями: Социализация, Познание, Коммуникация.
Оборудование.

Иллюстрация к мультфильму «Вини-Пух и день забот», на которой изображен грустный ослик Иа без хвостика; картинки передающие различные эмоциональные состояния ослика; хвостик серого цвета с кисточкой и бантиком на конце, мягкая игрушка ослика Иа без хвостика, в качестве поощрения: наклейки с героями мультфильма «Вини-Пух».

ТСО (ноутбук), магнитная доска.
Здоровьесберегающие технологии. Точечный массаж биологически активных точек по системе профессора Аллы Алексеевны Уманской «Солнышко» [1]; физическая минутка «Дождик».

Ход занятия

До начала занятия проводится точечный массаж биологически активных точек по системе А. А. Уманской «Солнышко». [1]

Солнце утром рано встало, Всех ребяток приласкало: гладит грудку, гладит шейку, гладит носик, гладит лоб, гладит ушки, гладит ручки,

загорают дети. Вот!

Сюрпризный момент и беседа воспитателя.
Дети входят в группу. На полу лежит серый хвостик с кисточкой и маленьким бантиком на конце, напоминающий хвостик ослика Иа из детского мультфильма.

— Ребята, а кто это у нас побывал в гостях, чей это хвостик лежит у нас на полу? (Ослика Иа) — А из какого мультфильма приходил к нам в группу ослик Иа? («Винни-Пух») — Вы правы, это хвостик Иа из мультфильма «Винни-Пух». Наверное он опять его потерял.

Ребята, а вы помните какое настроение было у ослика Иа, когда он потерял свой хвостик? (Грустное, печальное) Воспитатель перед детьми размещает на магнитной доске и рассматривает иллюстрацию из мультфильма «Винни-Пух», с изображением грустного ослика, потерявшего свой хвост.

— А как вы поняли, что у ослика Иа грустное настроение? (Голова у ослика наклонена вниз, грустные глаза, уголки рта опущены вниз и т.д.) — Ребята, а вам было жалко ослика? (Да)

— Давайте покажем как ослик грустил без своего любимого хвостика.

Проигрывается этюд на выражение грусти «Грустный ослик Иа»
Ослик идет очень печальный: он потерял свой хвостик. Голова у него опущена вниз, у него унылый вид.

Практическое задание.
— Ребята, а вам когда-нибудь было грустно? Вспомните случаи, когда вам было грустно. Дети называют ситуации, в которых они испытывали данное чувство. (Когда болели. Когда потеряли любимую игрушку.

Когда расставались с мамой. И др.)
— А мне, ребята, иногда тоже бывает грустно. Например я грущу, когда на улице идет дождик.

Знаете почему? Потому что под дождем уже не погуляешь и не поиграешь с вами на улице, приходится находится в группе и ждать, когда пройдет дождик.

Воспитатель предлагает детям показать как капает дождик и поводит физическую минутку.

Физическая минутка «Дождик»

(Дети встают в круг вместе с воспитателем)

Капля раз,
(Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два. (Прыжок)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка)
А потом, потом, потом
(8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли,

(Руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли.

(Руки полукругом над головой)

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображением ослика в различных эмоциональных состояниях, лежащие на столе. — Ребята, посмотрите ослик Иа оставил в нашей группе еще и свои фотографии.

Воспитатель предлагает детям выполнить практическое задание «Дифференциация эмоций»
— Найдите среди этих фотографий фотографию грустного ослика Иа.

Появление героя мультфильма.
Раздается стук в дверь. Воспитатель направляется к двери посмотреть кто пришел и вносит в группу мягкую игрушку ослика Иа без хвостика, имитирует разговор героя с детьми.

Ослик здоровается с ребятами и спрашивает не находили ли они в своей группе его хвостика. — Здравствуй, ослик Иа, конечно мы нашли твой хвостик, вот он. Дети отдают ослику его хвостик. Ослик благодарит ребят и радуется.

— Дети, а давайте вспомним с вами как радовались в мультфильме за ослика его друзья Винни-Пух, Пятачок и Сова.

Дети садятся на стульчики расставленные вокруг столика с ноутбуком. Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Винни-Пух и день забот. Глава 3. Как ослик Иа потерял свой хвост» Б. Заходер, Ф. Хитрук.

После просмотра отрывка мультфильма воспитатель обращает внимание детей как проявляют свои радостные эмоции и чувства герои мультфильма. Они смеются, хохочут, улыбаются, прыгают, кружатся, голос задорный.

— Ребята, давайте тоже порадуемся вместе с осликом тому, что он нашел свою пропажу.

Проигрывается этюд на выражение радости «Радостный ослик Иа».

Дети подпрыгивают, радостно кружатся, улыбаются, смеются.

Поощрение детей.
Ослик хвалит ребят за то что они такие добрые и хорошие, порадовались вместе с ним его находке и дарит им наклейки с изображением героев мультфильма «Вини-Пух».

Список литературы.

1. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. — Москва 2000.
2. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е., изд., доп. и перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2001.160 с.

 Блинова Анна Анатольевна,
воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка – детский сад №10 «Щелкунчик»,
пгт. Черемушки, г. Саяногорск, Республика Хакасия, Россия

Статья размещена в авторской редакции

Вам также может понравиться

Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-napravlennyj-na-razvitie-emocionalnoj-sfery-detej-srednej-gruppy-radost-i-grust-oslika-ia.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.