Эпикризный период в развитии ребенка

Эпикризный период в развитии ребенка

Эпикризный период в развитии ребенка

ВозрастРазвитие речи  Сенсорное развитие Аз+АсИгра и действия с предметамиДвижения ДрНавыки Н
Понимание РпАктивная Ра
1 — 1г 3 месБыстро расширяется запас понимаемых словВ момент радости, удивления пользуется слогами и словамиРазличает величины кубиков с разницей более 3 смВоспроизводит действия игры с кубиками, пирамидкой и др.Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется)Самостоятельно ест ложкой густую пищу
1г 3 мес — 1г 5месОбобщает предметы по главным признакамТо же в момент сильной заинтересованностиРазличает 4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпич, призма)Проигрывает наблюдаемые действияПерешагивает через препятствия приставным шагомСамостоятельно ест жидкую пищу ложкой
1г 5мес — 1г 9месПонимает несложный рассказ по картинкеМожет отвечать словами и двусложными предложениями во время игрыТо же и по их величине более 3 смЭлементы сюжетных игр, («построение дома», «скамейки»)Может ходить по скамейке шириной 15-29 см, над полом — 15 -20 смС помощью взрослых может частично снимать одежду (трусы, шапку, ботинки)
1г 9мес — 2 гПонимает рассказ без показаПри общении со взрослыми пользуется трехсловнми предложениями с местоимением и прилагаетельнымПо образу и слову подбирает 3 контрастных цветаСюжетные игры воспроизводит последовательными действиямиПерешагивает через препятствия чередующимся шагомЧастично надевает одежду (шапку, ботинки)
2г — 2,5 годаГоворит предложениями из 3-х и более слов. Появляются вопросы «где?» «куда?»То же — для 4-х основных цветовИгра в основном носит сюжетный характер из двух последовательностейХорошо бегает. Перешагивает через палку над полом в 20-28 см.1) Ест аккуратно 2) полностью одевается, но еще не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки
2,5г — 3 гУпотребляет сложные предложения («придаточные»). Появляются вопросы «когда?», «почему?»Называет 4 основных цветаПоявляются элементы ролевых игрТо же, через палку в 30-36 см над полом1) пользыется салфеткой без напоминания 2) полностью одевается без значительной помощи взрослого

Показатели нервно-психического развития детей в возрасте от 3 до 14 лет:

1. Моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжок и т.д.).

2. Развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, рассказывание и т.д.).

3. Познавательная деятельность: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве, воспроизведение, формирование обобщений.

4. Социально-культурное развитие, культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

5. Возможность освоения учебной программы в общеобразовательной школе. Успеваемость.

В нашей стране в медицинской практике степень задержка развития тех или иных функций в детском возрасте определяется в эпикризных сроках.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — 3 месяца. С 2-х до 3-х лет — 6 месяцев.

И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году. Таким образом, в эпикризных сроках можно оценивать речевое и психологическое развитие ребенка до 5-летнего возраста.

После 5-летнего возраста данная методика уже является малоинформативной и используются другие системы оценки развития (например, детский тест Векслера).

До трехлетнего возраста ребенка задержка любого показателя на 1 и 2 эпикризных срока называется темповой или доброкачественной, а более 2-х эпикризных сроков — патологической и требует консультации специалиста (невролога, детского психиатра).

Итогами оценки служит определение группы нервно-психического развития.

1-я группа

Дети с опережением в развитии.

  • На 1 эпикризный срок – ускоренное развитие.
  • На 2 эпикризных срока – высокое развитие.

Дети с опережением в развитии: с нетипичным верхнегармоничным развитием (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть – выше на 2 эпикризных срока).

Дети с нормальным развитием.

2-я группа

Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок).

3-я группа

Дети с задержкой на 2 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.
  • 3-я степень: задержка 5-7 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока).

4-я группа

Дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

  • 1-я степень: задержка 2-3 показателей.
  • 2-я степень: задержка 3-4 показателей.

Дети с нетипичным нижнегармоничным развитием (часть показателей ниже на 2 эпикризных срока, часть – на 3 эпикризных срока).

Принципы организации режима дня у детей

Режим дня на первом году жизни определяется чередованием кормления, бодрствования и сна. Добиться чёткой смены сна и бодрствования на первом месяце жизни практически трудно, так как здоровый накормленный ребёнок сразу засыпает. Но со 2-го месяца жизни у него появляются периоды спокойного бодрствования, и можно установить чёткий ритм смены режимных элементов в течение дня (табл. 2).

Таблица 2

Оценка режима дня ребёнка проводится на основании возрастной толерантности клеток ЦНС к непрерывному бодрствованию (по Н.М. Аскариной)

ВозрастДлительность непрерывного бодрствования (в часах)Количество дневных сновКоличество часов сна за суткиКоличество приемов пищиИнтервалы между приемами пищи (в часах)
0 — 2 мес.30 мин. — 1 час20 — 19
2 — 5 мес.1 — 219 — 183,5
5 — 10 мес.2 — 318 — 16
10 — 18 мес.3 — 416 — 154-53,5 — 4,5
18 — 24 мес.4 — 51 (=3 часа)3,5 — 4,5
2 г — 7 лет5 — 71 (=2 часа)3,0 — 4,5
8 — 12 лет12-103,0 — 4,5
12 — 18 лет15 — 169-83,0 — 4,5

Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния.

Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений.

Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами.

У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон).

Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна.

Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

Источник: https://luxeth.ru/jepikriznyj-period-v-razvitii-rebenka/

Раннее развитие детей – причины, особенности и популярные методики

Эпикризный период в развитии ребенка

Развитие детей раннего возраста является одной из главных целей всемирной организации здравоохранения.

Согласно изданию “Lancet”, в котором были опубликованы данные по этому вопросу, около двухсот миллионов детей до 5 лет в развивающихся странах не имеют возможности реализовать свой потенциал. Как следствие, такие дети отстают в обучении.

Комиссия ВОЗ, которая занимается данной проблемой, отметила важность раннего воспитания малыша для формирования справедливости, здоровья, благополучия и продуктивности в зрелые годы.

Нервная система и ее роль в развитии ребенка

Нервная система младенца регулирует жизнедеятельность маленького организма, обеспечивая согласованную работу всего организма. Ее главная функция – объединение и регуляция различных процессов в связи с изменениями условий внутренней и окружающей среды малыша.

Совершенствование нервной системы идет постепенно. В педиатрии выделяют различные периоды. Каждый из этих периодов характеризуется своими особенностями. Существуют определенные критерии образования малютки в каждом периоде, позволяющие разграничить норму и патологию.

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг крошки значительно отличается от головного мозга взрослого человека. Дифференцировка (т.е. деление клеток) нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.

Стоит отметить, что темп совершенствования нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше малыш. Особенно энергично он протекает в первые 3 месяца жизни.

Что такое раннее развитие ребенка

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Данный термин можно трактовать и по-другому. Например, употребляя данный термин, родители имеют ввиду ускоренное обучение малютки по отношению к его сверстникам. Мы рассмотрим данное понятие с точки зрения педиатрии.

В педиатрии существует понятие нервно-психическое развитие, которое включает в себя психомоторное и речевое образование малыша. Сложные названия, которые довольно просты в понимании. Данные термины неразрывно связаны с ранним формированием навыков и психики.

Поэтому дальнейшее рассмотрение темы будет неразрывно связано с данными понятиями.

Раннее развитие – это естественное совершенствование малыша в возрасте от 1 года до 3 лет.

Факторы, влияющие на развитие детей раннего возраста

Множество факторов влияет на раннее обучение детей:

  • Наследственность.
  • Экологическая обстановка.
  • Профессиональные вредности, вредные привычки и различные заболевания родителей.
  • Течение беременности и родов у матери.
  • Вскармливание и режим дня.
  • Заболевания.
  • Культура воспитания.
  • Уход за ребенком и др.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста (оценка развития)

По сути появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. И он может быть сформирован только после созревания структуры головного мозга, ответственной за данный рефлекс. Нет структуры – нет и навыка. Именно поэтому педиатры могут оценивать степень созревания различных отделов головного мозга по наличию или отсутствию соответствующих навыков.

Появление того или иного навыка у крохи является формированием приобретенного рефлекса. 

Оценить психомоторное и речевое образование у крохи можно и в домашних условиях. Для этого приведем ниже основные пункты при оценке психомоторного и речевого образования, а также укажем средние сроки появления того или иного навыка у здоровых детей:

Моторно – статическое:

  • Держит голову (2 мес.);
  • Переворачивание на живот из положения на спине (4-5 мес.);
  • Переворачивание на спину из положения на животе (5-6 мес.);
  • Сидит (6 мес.);
  • Ползает (7-8 мес.);
  • Стояние с поддержкой (8-9 мес.);
  • Стоит сам (10-11 мес.);
  • Ходит при поддержке за руку (10-11 мес.);
  • Ходит сам (12 мес.).

Целенаправленная моторная деятельность:

  • Хватание предмета и простые манипуляции с ним (5-6 мес.);
  • Перекладывание предмета в руках, протягивание рук к близким, хлопает в ладоши (7-8 мес.);
  • Примитивно играет (9-10 мес.);
  • Разные действия с игрушками, контакт со сверстниками (11-12 мес.).

Зрительный анализатор:

  • Фиксирует взгляд (2 недели);
  • Следит за блестящими, разноцветными игрушками (3 недели);
  • Внимательно рассматривает различные предметы, игрушки (4-5 мес.);
  • Узнает родственников, знакомых лиц (6-7 мес.);
  • Наблюдает за родителями, реагирует на мимику (9-10 мес.);
  • Узнает многие предметы по изображению (11-12 мес.).

Слуховой анализатор:

  • Позитивная реакция на голос близких (2-3 мес.);
  • Узнавание и реагирование на голоса близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);
  • Понимание обращенной к нему речи (9 мес.);
  • Выполнение довольно простых словесных указаний (10 мес.).

Речь:

  • Гуление – произнесение гласных (2 мес.);
  • Свирель – произнесении разных звуков с разной тональностью (4 мес.);
  • Произношение слогов – лепет (7-8 мес.);
  • Произношение слов (9-10 мес.);
  • Связывание нескольких слов во фразы (18-20 мес.);
  • Многословные фразы (3 года);
  • Длинные фразы, монологи (4- 5 лет).

Такими методами педиатр оценивает развитие.

Именно так педиатр оценивает развитие. Общаясь с родителями, он выясняет в каком возрасте появились те или иные навыки. Опрос родителей проводиться по указанной схеме. Таким образом выясняется как совершенствовался младенец до момента осмотра.

При осмотре доктор оценивает то, что умеет делать пациент. Затем, на основании полученных данных при опросе родителей и осмотре малыша, врач оценивает развитие крохи на момент осмотра.

Оценка образования проводится в определенные эпикризные сроки:

  1. В течении первого года жизни ежемесячно.
  2. От 1 года до 3 лет с интервалом 3 месяца.
  3. От 3 до 7 лет с интервалом 6 мес.
  4. Старше 7 лет с интервалом 1 год.

Другие методики исследования уровня развития детей раннего возраста

Стоит отметить, что вышеописанная методика оценки обучения является скрининговой (быстрой, поверхностной). Она позволяет обследовать сразу большое количество детей. В случае выявления отклонений в обучении, пациент нуждается в более углубленном обследовании и консультации таких специалистов, как: невролог, психолог и др.

Наряду с данной методикой, в 2006 году всемирная организация здравоохранения предложила использовать так называемые “Окна достижений для 6 этапов моторного развития”.

Минус данной методики состоит в том, что не учитывается и игнорируется уровень формирования речи, эмоционального и сенсорного формирование малыша. Существуют и другие методики, которые позволяют оценить психомоторное воспитание.

Одной из перспективных зарубежных методик является “Шкала ментального развития Гриффитс”. Для оценки обучения большое распространение получили также центильные графики, которые довольно просты в использовании.

Задержка развития ребенка

Огромную популярность набирает раннее образование ребенка с точки зрения раннего освоения и приобретения тех или иных навыков, которые опережают возраст вундеркинда.

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей.

Но мало кто задумывается над тем, какое количество и какой процент составляют те дети, которые отстают в образовании.

Родители пытаются навязать своему малышу методики по раннему обучению детей, не думая о проблемах, связанных с опережением раннего обучения детей. 

Если ребенок отстает в образовании на один эпикризный срок, то это считается вариантом нормы. Задержка в образовании до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития.

При задержке от 2 до 3 эпикризных сроков данное состояние расценивается как отставание в развитии.

В более тяжелых случаях возможно глубокое отставание в развитии, когда отклонение составляет более, чем на 3 эпикризных срока.

Стоит отметить, что малышне обязательно будет иметь отклонения по всем направлениям образования. При этом он может иметь задержку речевого формирования на фоне нормального моторного обучения.

Если же ребенок имеет тяжелую патологию и у него отмечается отклонение почти по всем направлениям обучения, то в таком случае используется термин «задержка нервно-психического развития».

В случае комбинации задержки нервно-психического формирования и задержки физического формирования, правомочен диагноз «задержка всех видов развития».

Психомоторное и речевое развитие являются одними из основных показателей, характеризующих состояние здоровья малыша. Несмотря на то, что каждый человек по-своему уникален и неповторим, существуют общие критерии, характеризующие уровень образования ребенка.

Именно в период раннего возраста происходит окончательное формирование отдельных структур головного мозга, формирование слухового и зрительного анализаторов. Поэтому именно в период раннего возраста педиатр усиленно и тщательно исследует уровень нервно-психического образования ребенка.

Стоит отметить, что познавательное развитие малыша в раннем детстве имеет огромную пластичность и подвергается выраженному влиянию со стороны окружающей среды.

Главной задачей родителей является обеспечение благоприятных условий и создание той атмосферы, которая позволит развиваться малышу согласно его возрастным способностям.

Источник: https://moezdorovie.ru/blog/articles/bolezni/rannee-razvitie-detey-plyusy-i-minusy/

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Эпикризный период в развитии ребенка

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Анатомо-физиологические особенности

нервной системы

Нервная система закладывается на 2-й неделе внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития.

Его можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое продолжается до 2-летнего возраста ребенка.

Если число нервных клеток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ребенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к 1 году – 90-95%.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Прежде всего это относится к уменьшению содержания воды, увеличению содержания липопротеидов. Последнее касается только белого вещества головного мозга и отражает происходящие в нем процессы миелинизации.

Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяют относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Различные отделы головного мозга также имеют собственные закономерности сроков и темпов развития.

Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода и в первые месяцы после рождения, однако полное развитие клеточных стурктур больших полушарий завершается только к 10-12 годам жизни.

Окончание формирования мозжечка наступает ко 2-му году жизни, гипоталамуса – в пубертате. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд немного, они появляются только в первые годы жизни.

Активно происходит развитие спинного мозга. К 2 годам строение его почти такое же, как и у взрослого. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинно-мозговой пункции.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.

Вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления, что приводит к быстрому нарастанию дегенеративных изменений нервных клеток, вплоть до атрофии. Поэтому развитие гидроцефалии или микроцефалии важно диагностировать в первые месяцы жизни ребенка.

Развитие сенсорной сферы

Чувствительность кожи. Новорожденные дети сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у более старших детей и взрослых. Особенно низкая болевая чувствительность отмечается у недоношенных и взрослых детей.

Терморецепция представлена у новорожденных в морфологически и функционально завершенном виде. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых, и поэтому чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Зрение. К моменту рождения ребенка развитие самого глаза и зрительного анализатора еще не завершено. Для окончательного формирования органа зрения необходима стимуляция световым раздражителем.

Для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Слезные железы не функционируют.

К 2-недельному возрасту возникает преходящая фиксация взора, появляется секреция слезных желез.

Вопрос о восприятии и различении цветов у детей раннего возраста окончательно не решен, уже с 1,5-2 лет ребенок может подобрать 2-3 предмета сходного цвета. В последующем восприятие цветовых оттенков совершенствуется и после 3 лет все дети обладают достаточно развитым цветовым зрением.

Вестибулярный аппарат. Новорожденный ребенок слышит. Звуки достаточно большой силы воспринимает даже плод. Реакция новорожденного и недоношенного ребенка на звук выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания.

Вкус.Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Реакция на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальные вкусовые ощущения – однотипная отрицательная (сморщивание, общее беспокойство, иногда рвота.

Обоняние. Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине. Обонятельные ощущения начинают достаточно функционировать между 2-м и 4-м месяцами, когда ребенок реагирует на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.

Характеристика новорожденного ребенка

Безусловные рефлексы. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые подразделяются на три основные группы.

Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный рефлекс).

Транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие:

сосательный рефлекс – если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни;

поисковый рефлекс – при поглаживании кожи в области угла рта происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года;

ладонно-ротовой рефлекс Бабкина – вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребенка близ теноров. Ответная реакция – открывание рта и сгибание головы. Исчезает к 3 месяцам;

хватательный рефлекс Робинсона – ребенок схватывает и прочно удерживает палец, вложенный в его ладонь. Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания 2-3-го пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4-м месяце;

рефлекс Моро – приподнять ребенка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его. В ответ ребенок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (1-я фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (2-я фаза), при этом руки как бы охватывают туловище. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев;

защитный рефлекс – если новорожденного положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону;

рефлекс опоры и автоматической ходьбы – ребенка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Поставленный на опору, он опирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При легком наклоне туловища вперед ребенок совершает шаговые движения по поверхности. Рефлекс исчезает ко 2-му месяцу;

рефлекс ползанья Бауэра – ребенка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии, а под его подошвы подставляют ладонь. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову, отталкивается ногами от опоры и совершает движения, имитирующие ползание. Исчезает к 4 месяцам;

рефлекс Галанта – раздражение кожи при проведении большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам приводит к изгибу туловища дугой, открытой в сторону раздражителя. Исчезает к 4 месяцам;

рефлекс Переса – если лежащему на руке исследователя ребенку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, то он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги, кричит. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его проверяют последним. Исчезает к 4 месяцам.

Рефлексы, или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения (установочные лабиринтные рефлексы, простые цепные шейные и туловищные установочные рефлексы).

Эмоции.

Исключительно отрицательны по своему характеру, довольно однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия, как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде.

Мать, прекрасно ориентируясь в сложившейся ситуации, в подавляющем большинстве случаев оказывается способной вернуть ребенку необходимый комфорт – накормить, перевернуть, сменить мокрые или неудачно положенные пеленки и т.д.

Оценка нервно-психического развития

Уровень нервно-психического развития определяется с помощью специальных оценочных таблиц (разные для детей 1, 2 и 3-го года жизни) по определенным показателям (линиям) развития.

На 1-м году жизни оценивают восемь линий:

· зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения Аз);

· слуховые ориентировочные реакции (Ас);

· эмоции (Э);

· движения рук и действия с предметами (Др);

· движения общие (До);

· понимаемая речь (Пр);

· активная речь (Ар);

· навыки и умение в процессах (Н).

На 2-м году жизни оценивают шесть ведущих линий:

· понимание речи (Пр);

· активная речь (Ар);

· сенсорное развитие (С);

· игра в действие с предметами (Ид);

· движения (Д);

· навыки (Н).

На 3-м году жизни оценивают пять ведущих линий:

· активная речь (грамматика, вопросы) (Ар);

· сенсорное развитие восприятие света (С);

· сюжетная игра (И);

· навыки в одевании (Н);

· движения (Д).

Эпикризный срок:

До 1 года – 1 месяц

1-2 года – 3 месяца

2-3 года – 6 месяцев

Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо:

1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;

2) найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: I группа – дети с опережающим и нормальным развитием; II, III, IY группы – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;

3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: I степень – задержка 1-2 показателей, II степень – задержка 3-4 показателей; III степень – задержка 5-7 показателей;

4) если задержка неравномерна, т.е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.

Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует её работу.

Оценка НПР:

1-дети с опережающим и норм. развитием

2-дети с задержкой на 1 эпикр. срок

Группа

3-дети с задержкой на 2 эпикр. срока

4-дети с задержкой на 3 эпикр. срока

Источник: https://poisk-ru.ru/s11813t2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.