Как определить умственно отсталое развитие у ребенка

Умственная отсталость у детей — симптомы и стадии

Как определить умственно отсталое развитие у ребенка

Умственная отсталость, возникшая у детей, бывает приобретенной или врожденной. Заболевание проявляется задержкой развития психики.

Основным параметром, характеризующим психическую задержку при данной болезни, являются существенные нарушения интеллекта. Подобные нарушения чаще всего обуславливаются патологиями ЦНС и головного мозга.

Дефекты в общем развитии психики способны привести к социальной замкнутости. Симптомы наряду с признаками умственной отсталости у детей проявляются в таких областях, как интеллект, психомоторные и речевые функции, эмоциональные, а также волевые сферы.

  1. Врожденное заболевание принято считать психическим дефектом, который проявляется с момента появления на свет. Олигофрения (врожденная патология) проявляется невозможностью достижения нормального уровня интеллектуального развития даже среди взрослых людей.
  2. Деменция — приобретенное слабоумие, которое проявляется уменьшением уровня интеллектуального развития относительно нормы, установленной для конкретного возраста. Подобный процесс протекает постепенно с нарастанием симптомов.

Уровень интеллектуальной отсталости среди детей оценивается посредством стандартных психологических тестов, которые призваны определять коэффициент IQ.

Рассматриваемый недуг в детском возрасте также принято называть олигофренией, что переводится с древнегреческого языка как малоумие.

Олигофрения как термин впервые стала использоваться Э. Крепелином в его психиатрической практике.

Олигофренией и умственной отсталостью часто называют одно и то же заболевание, при этом первое является более узким понятием, поэтому его упоминают лишь при полном подтверждении известности причин возникновения.

Если причины неизвестны, используется термин «умственная недостаточность». Психиатрами олигофрены характеризуются в качестве специфических индивидов, которые не способны самостоятельно адаптироваться в социальной сфере.

Причины

На интеллектуальное развитие влияет наследственность, а также место проживания. Чаще всего не получается достоверно выяснить причины развития заболевания. Тем не менее, выявлено несколько негативно влияющих факторов, которые могут повлиять на умственное развитие детей.

Самыми распространенными из таковых являются:

  • злоупотребление алкогольной продукцией в период беременности;
  • употребление специфичных лекарственных препаратов;
  • неправильное питание либо его нехватка в период беременности;
  • нарушение функции эндокринных желез;
  • лучевое облучение;
  • вирусные инфекционные заболевания, которыми болела мать в период беременности;
  • генетические отклонения или наследственность;
  • рождение раньше срока;
  • травма ЦНС ребенка во время рождения;
  • детская гипоксия в процессе родов;
  • заболевание младенца тяжелой инфекционной болезнью.

Стоит уточнить, что не все, кто был подвержен описанным факторам, обречены на проявление умственной отсталости. Кроме того, более существенное значение имеет время воздействия фактора, а не его природа.

Классификация

По тяжести нарушений умственного развития детей болезнь существенно изменяется от случая к случаю.

Классической психиатрией патология классифицируется на три степени по мере усугубления: дебильность, имбецильность, идиотия. Международная классификация болезней выделяет 4 степени заболевания у детей.

Легкая дебильность

У пациента с легкой дебильностью и здоровым человеком практически нет отличий. Чаще всего возникают сложности в процессе обучения ввиду сниженной способности концентрировать внимание.

В то же время, такие люди обладают хорошей памятью. Чаще всего люди с данной степенью недуга более привязаны к близким, поскольку смена обстановки для них может быть пугающей. Не исключена замкнутость, поскольку пациенты плохо разбираются в эмоциях, что приводит к сложностям в процессе общения.

Бывают и противоположные случаи, когда они пытаются привлечь больше внимания своими поступками, чаще всего нелепыми. Почти все они понимают, что отличаются от здоровых людей и стараются скрыть болезнь.

Большинство людей с легкой дебильностью становятся полностью самостоятельными в уходе за собой, даже если развитие протекает намного медленнее нормы. Основные трудности встречаются на школьной скамье, когда приходится овладевать письмом и чтением. Легкая форма нивелируется при наличии хорошего образования, которое будет направлено на развитие навыков.

При легкой степени можно устроиться на работу, которая требует преимущественно физической деятельности.

Практика показала, что у детей, которые пережили сильную психологическую травму или были подвержены насилию, часто очень сложно различить умственную отсталость и социопедагогическую запущенность.

После изменения условий проживания на более качественные они чаще всего показывают хорошее интеллектуальное развитие, а их диагноз пересматривается.

Умеренная имбецильность

Умеренная форма недуга позволяет людям чувствовать привязанность, отличать наказание от похвалы, они могут обучиться простейшим умениям самообслуживания, в некоторых случаях возможно частичное обучение письму, чтению, а также элементарному счету.

Образовательная программа позволяет развить ограниченный потенциал и приобрести некоторые основные умения. Подобные программы разработаны в соответствие с медленным обучением и малым объемом усваиваемой информации.

Умеренная умственная отсталость в зрелости позволяет выполнять простейшую работу при четко поставленной задаче и квалифицированном сопровождении. Независимость возможна в редких случаях, однако, люди с такой формой патологии мобильны, имеют хорошую физическую активность.

Большая их часть разыскивает пути социального развития, заключающиеся в установлении контакта, общении с окружающими людьми и участии в простейших социальных занятиях.

Тяжелая имбецильность

Тяжелая имбецильность позволяет людям частично изучать речь и освоить простейшие умения самообслуживания. Больные обладают скудным словарным запасом, который чаще всего ограничен 10-20 словами. Практически все эти слова необходимы для оповещения о своих потребностях.

Мышление является бессистемным, конкретным, хаотическим. Явления либо предметы, не являющиеся знакомыми, часто не вызывают ответных реакций. Различаются лишь те предметы, которые были на протяжении долгого времени перед глазами. В редких случаях возможно овладение простейшим счетом предметов, попадающих в поле зрения или способностью группировать предметы, например элементы мебели.

Подобное развитие возможно только в том случае, если ребенок на протяжении длительного времени получал специальное обучение. Большинство пациентов имеют двигательные нарушения: замедленная походка, неуклюжесть, запоздания движений рук и ног.

Глубокая идиотия

Глубокая умственная отсталость характеризуется глубоким поражением головного мозга и нарушением внутренних органов. Речевая функция полностью нарушена.

Больной не способен понять, о чем ведется разговор, не отличает членов семьи от незнакомых. Отсталость заметна с детских лет. Ребенок поздно начинает самостоятельно держать голову и сидеть.

При ходьбе движения неуклюжи, отсутствует балансировка рук и ног. Дети с подобной формой заболевания малоподвижны.

Симптоматика

Умственная отсталость обладает следующими симптомами, которые могут усугубиться в зависимости от степени болезни:

  • снижение интеллектуального развития;
  • сложные функции мышления, такие как обобщение, установление причинно-следственных связей, недоразвиты;
  • общая системная недоразвитость речи, что проявляется поздней речью, задержкой в развитии фразовой речи, существенными трудностями при обучении письму и чтению;
  • нарушено внимание;
  • нарушено восприятие;
  • неспособность к критичному мышлению, недоразвитое или отсутствующее абстрактное мышление;
  • память имеет низкую продуктивность;
  • низкая активность к познанию;
  • нарушена эмоционально-волевая сфера.

Диагностика

Степень умственно отсталости чаще всего оценивают, используя стандартизированные тесты, которые определяют состояние больного. При этом необходимо учитывать, что IQ является одним из важных, но далеко не единственным критерием, указывающим на умственную отсталость.

Помимо IQ, врачу необходимо оценить бытовые умения больного, его психическое состояние, перенесенные ранее заболевания, а также уровень социальной адаптации.

Также необходимо понимать, что детьми, обладающими психической травмой, часто отображается более низкий уровень интеллектуального развития, нежели есть в действительности. Такое явление объясняется нестабильным эмоциональным состоянием, подавляющим другие психические функции.

Сама процедура тестирования и обследования является стрессовой, а это усугубляет выявление патологии. Прежде чем диагностировать недуг, с ребенком стоит провести психотерапевтическую работу, которая стабилизирует психологическое состояние.

Одним из немаловажных факторов, который нельзя упускать при работе с ребенком, обладающим умственной отсталостью, является гипердиагностика. Чаще всего это затрагивает детей, которые лишены родительской опеки и обладают опытом проживания в специальных учреждениях.

Специалисты в процессе работы с подобными детьми могут столкнуться со случаем, когда правильно выстроенная коррекционно-развивающая работа с ребенком показывает результаты уровня развития, превышающие установленные диагнозом.

Лечение

На данный момент есть множество лекарственный средств, направленных на лечение рассматриваемой патологии.

Подходящее медикаментозное лечение назначается лечащим врачом, который опираясь на причины заболевания, выписывает йодсодержащие препараты либо гормоны (в тех случаях, когда заболевание вызвано нарушением функции щитовидной железы). Иногда достаточно особой диеты, которая назначается педиатром.

  1. Медикаментозное лечение. Чтобы скорректировать умственную отсталость, врачу часто приходится применять ноотропы с целью улучшения процессов обмена веществ в тканях мозга. Актуально использование витаминов группы В и аминокислот, которые нужны для правильного функционирования головного мозга. Данные препараты можно приобрести без рецепта, но лучше принимать их по рекомендации специалиста.

    Бывает, что у пациента с умственной отсталостью возникают нарушения поведения, в таких случаях психиатр подбирает в качестве лекарственных препаратов нейролептики или транквилизаторы. Требуется четкое соблюдение дозировки лекарственных препаратов, которые были выписаны врачом, а в случае появления новых симптомов необходимо срочно посетить специалиста.

    Если больного лечат ноотропами, возможна повышенная возбудимость, сопровождаемая головными болями, что требует вмешательства лечащего врача, который, вероятнее всего, изменит препарат или его дозировку.

  2. Психотерапия и занятия с логопедом. Успешное лечение заболевания часто зависит от комплексного воздействия. Помимо медикаментозного лечения, стоит осуществлять индивидуальное обучение, заниматься с психологом и логопедом, что позволяет повысить шансы успешного внедрения больного в общество.
  3. Альтернативное лечение. Народная медицина обладает альтернативой ноотропным средствам — лекарственными растениями, которые производят активизацию нервной системы. К таким растениям относят женьшень, алое и лимонник китайский. Стоит также помнить, что использование стимуляторов при умственной отсталости провоцирует психоз и сильное нарушение поведения, поэтому прежде чем начать применять средства народной медицины, необходимо поговорить с врачом.

Социальная реабилитация

Процесс социальной реабилитации является очень важным элементом при лечении заболевания. Реабилитационная программа направляется на трудоустройство пациента с легкой степенью недуга. Существуют специальные заведения, где пациент обучается по школьному курсу, адаптированному под него. После ученик проходит освоение простой профессии.

Если лечение легкой степени было правильным и началось своевременно, существует большая вероятность получить хорошие результаты. Такие люди могут достичь полной самостоятельности, пройдя лечение, а также получить профессию и обзавестись семьей.

В случаях, когда люди с подобным заболеванием не получали необходимого воспитания, реабилитации и помощи врачей, они становятся асоциальными, чрезмерно употребляют алкоголь и могут даже представлять опасность для общества. При средних и тяжелых формах заболевания больному требуется медицинская и социальная помощь, а также обеспечение ухода и контроля состояния здоровья при необходимости.

Источник: https://prodepressiju.ru/narusheniya-intellekta/umstvennaya-otstalost-u-detej-simptomy.html

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Как определить умственно отсталое развитие у ребенка

Расстройства психического развития

22.11.2017

8.4 тыс.

5.6 тыс.

5 мин.

Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности.

Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом.

Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения)– стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет).

Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости.

Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга.

В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции.

На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения.

Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста.

Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения.

Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады.

В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне.

Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Существуют две типологии умственной отсталости по степени выраженности. Традиционная выделена отечественными учеными, а по МКБ-10 (международной классификации болезней десятого пересмотра) осуществлена благодаря специалистам из большого количества стран. Во врачебной практике преимущественно используют международную.

Согласно МКБ-10, выделяют 4 степени тяжести умственной отсталости, которые отличаются друг от друга симптомами и их выраженностью:

  • легкая (IQ 50-70);
  • умеренная (IQ 35-50);
  • тяжелая (IQ 20-35);
  • глубокая (IQ менее 20 ).

Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотизм.

Внешность людей, страдающих умственной отсталостью

Дебильность – легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности.

Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым.

Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.

Имбецильность – средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида ) или группах.

Идиотия – глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.

Пациенты не всегда отличают родных от посторонних. Наблюдаются только базальные эмоции – удовольствия/неудовольствия. Неудовольствие выражается в виде криков и агрессии. Отмечается пассивность и вялость, пациенты выполняют стереотипные движения.

Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнестических сведений, т. е. оценивается течение беременности матери, взросление и развитие ребенка по результатам беседы с пациентом и проведенных исследований. При этом можно выявить нарушения речи больного, определить его словарный запас и способность к абстрактному мышлению.

Для более точной диагностики умственной отсталости и ее степени необходимо обратиться к психологу для прохождения психологических тестов. Наиболее распространенным является тест Векслера, который включает в себя большое количество субтестов. Каждый из них изучает определенную психическую сферу пациента, таким образом можно выявить наличие/отсутствие каких-либо нарушений.

При исследовании мышления больной объясняет переносный смысл метафор или пословиц, определяет последовательность событий, которые изображены на карточках.

Для изучения мнестической сферы (памяти) пациенту предлагают запомнить несколько слов, а затем их воспроизвести. Важно установить причину возникновения патологии.

Для этого пациенту назначаются лабораторные и инструментальные методы исследования, зависящие от симптоматики.

При умственной отсталости показана симптоматическая терапия.

Таким пациентам прописывают витамины и минеральные комплексы, ноотропные препараты (Ноотропил), антигипоксанты и антиоксиданты (Актовегин, Митомин, Карнитин, Эхинохром) и средства для улучшения метаболизма в головном мозге.

При психомоторном возбуждении используют седативные препараты (Персен), при заторможенности – стимуляторы мягкого действия. Лечение и дозировка средств зависит от степени выраженности заболевания и индивидуальных особенностей пациента.

При лечении необходимо обратиться за помощью к психологу, чтобы помочь ребенку в адаптации к коллективу. Это необходимо, поскольку зачастую здоровые дети не принимают умственно отсталых. На этом фоне возникают различные конфликты. Психолог должен работать и с родителями, поскольку после установления такого диагноза они начинают переживать, что влияет на ребенка.

Если у пациента наблюдаются дефекты речи, ему показаны занятия с логопедом. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в коррекционный класс или школу 8-го типа. Впоследствии больному олигофренией помогают выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/development/umstvennaya-otstalost.html

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

Как определить умственно отсталое развитие у ребенка

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека.

Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких.

Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Виды умственной отсталости

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками.

Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей.

Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

  1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
  2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
  3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
  4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.

Дополнительно также определяется поведение ребенка и сопутствующие варианты психических расстройств. Именно от этого часто зависят возможности адекватной социальной адаптации или, наоборот, показания к специализированному лечению и уходу.

Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка.

Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д).

Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов.

Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д.

Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

  • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

К сожалению, получить полную картину нарушения когнитивных функций у ребенка с признаками в замедлении развития, в том числе и умственного, сложно ввиду возраста и несформировавшейся речи и другим коммуникативным возможностям.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  1. Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  2. Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  3. Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  4. Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  5. Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Источник: http://ZdorovyeDetei.ru/psixika/kak-vovremya-zapodozrit-i-vyyavit-u-detej-simptomy-umstvennoj-otstalosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.