Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

Татьяна Кушнерук
Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника»

Роль родного языка в развитии личности дошкольника.

  Ребенок двух лет отстает в развитии что делать

Кушнерук Т. Н., воспитатель

МДОУ Детский сад №3

г. о. Власиха Московской области

Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности.

Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения.

Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения.

Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь.

Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И.

Буслаева — это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. С. Ф. Жуйков, Л. И. Божович и другие психологи называют этот эффект «языковым чутьем». О. С.

Ахманова относит языковое чутье к интуитивной реакции «со стороны лица, для которого данный язык является родным и т. д.» Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. «Чувство языка» необходимо развивать, уметь сочетать слова в высказываниях и кратких предложениях.

В современном обществе лишь немногие дети достигают высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить целенаправленное обучение овладения языком.

В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо.

Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка.

С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка. В 1978-ом году Ф. А.

Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка».

Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

-выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста

— приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания

-выделение связующего звена в разделах речевой работы

-осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе

-раскрытие характерных особенностей овладения языком

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников

Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием.

Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.

) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение.

Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение.

Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

Для развитияречи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями.

Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой.

Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи,которые решаются в каждой возрастной группе:

-Заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение.

-Ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления.

-Использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы

-Применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов.

-Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно решать проблемы в речевом развитии детей.

Литература:

1 Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая действительность. М.:» «КомКнига», 2007.

2. Сохин. Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002.

3 Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: «Сфера», 2008.

Источник: https://luxeth.ru/kakova-rol-rodnogo-jazyka-i-rechi-v-razvitii-rebenka/

§ 3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

Овладение родным языком,развитие речи является одним из самыхважных приобретений ребенка в дошкольномдетстве и рассматривается в современномдошкольном воспитании как общая основавоспитания и обучения детей (СНОСКА:См.: Концепция дошкольного воспитания.– М.,1989).

Развитие речи самым теснымобразом связано с развитием сознания,познанием окружающего мира, развитиемличности в целом. Родной язык являетсясредством овладения знаниями, изучениявсех учебных дисциплин в школьном ипоследующем образовании. На основедлительного изучения процессов мышленияи речи Л. С.

Выготский пришел к следующемувыводу: «Есть все фактические итеоретические основания утверждать,что не только интеллектуальное развитиеребенка, но и формирование его характера,эмоций и личности в целом находится внепосредственной зависимости от речи»(Выготский Л. С.

Умственное развитие впроцессе обучения).

Исследования отечественныхпсихологов и психолингвистов доказали,что овладение речью не просто что-тодобавляет к развитию ребенка, аперестраивает всю его психику, всюдеятельность.

Чтобы показать роль овладенияязыком и развития речи, необходимопроанализировать функции, которыевыполняют язык и речь. Опираясь наисследования психолингвистов, психологов,педагогов, дадим краткую характеристикуэтих функций. И. А.

Зимняя, анализируяязык и речь, условно выделяет три группыфункциональных характеристик языка (вшироком смысле). Это характеристики,обеспечивающие: а) социальные, б)интеллектуальные и в) личностные функциичеловека (Зимняя И. А. Психология обучениянеродному языку.

– М.: Русский язык,1989. С.14-15.)

В первую группу входятхарактеристики, согласно которым язык– средство: 1) общения как формы социальноговзаимодействия; 2) присвоенияобщественно-исторического, социальногоопыта, т.е. социализации; 3) приобщенияк культурным, историческим ценностям(общеобразовательное значение языка).

Таким образом, здесь языквыступает как средство социальной связии социального развития личности впроцессе общения с другими людьми.Коммуникативная функция выступаетосновной и генетически исходной функциейречи.

Вторую группу составляютхарактеристики языка, посредствомкоторых реализуются интеллектуальныефункции человека.

Эти характеристикиопределяют язык как средство: 4) номинации(наименования) и индикации (обозначения)действительности; 5) обобщения в процессеформирования, расширения, дифференциациии уточнения понятийного аппаратачеловека; 6) опосредствования высшихпсихических функций человека; 7) развитияпознавательных интересов; 8) удовлетворениякоммуникативной и познавательнойпотребностей (форма существования ивыражения эмоционально-волевой сферы).

Здесь язык характеризуетсякак орудие интеллектуальной деятельностивообще, орудие формирования «языковогосознания» человека, как решающий факторумственного развития человека.

Третью группу составляют«личностные» характеристики языка.Здесь он выступает в качестве средства:9) осознания человеком собственного «Я»и 10) рефлексии, самовыражения исаморегуляции.

Данная группа характеристикязыка показывает его роль в самопознанииличности. В связи с этой группойхарактеристик следует говорить о ролиязыка в нравственном развитии детей.

Обучение родному языку помогает решатьзадачи нравственного воспитания.

Ребенокусваивает через язык нормы морали,нравственные оценки, которые приправильном воспитании становятсяэталонами его собственного поведения,отношения к окружающему миру, к людям,к себе.

Представим спецификупроявления названных характеристикпри овладении родным языком в обобщенномвиде, в таблице.

Функциональные характеристикиродного языка

Группа характеристикФункциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека1. Средство общения, форма социального взаимодействия 2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности 3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6. Средство опосредствования высших психических функций человека 7. Средство развития познавательного интереса 8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10 Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

В этих функциях язык выступаетс самого раннего возраста ребенка. Иханализ позволяет увидеть роль родногоязыка и речи в социальном, умственном,нравственном развитии детей.

Наряду с общими элементамиобщественно-исторического опыта в языкеесть элементы, присущие той или инойнациональной культуре. В этом смыслеА. А. Леонтьевым выделяется еще однафункция языка – национально-культурная.Она ярко охарактеризована и в работахК. Д. Ушинского, показавшего национальныеособенности родного языка и его роль ввоспитании национального самосознания.

Язык является фундаментальнымоснованием культуры в широком понимании.«Присваивая» общественный опытпредшествующих поколений людей, ребеноковладевает языком как частью национальнойкультуры.

В дошкольном возрасте детиосваивают родной язык и в его эстетическойфункции. Эстетическое воспитание впроцессе обучения родному языку – этоформирование эстетических чувств. Всловесной форме отражаются природа,общество, личность человека, искусство.

Формируя речевые умения на родном языке,мы одновременно воспитываем эстетическоеотношение к природе, человеку, обществу,искусству. Сам родной язык как предметусвоения обладает чертами прекрасного,способен вызывать эстетическиепереживания.

Воспитатель привлекаетвнимание детей к образным средствамвыразительности, звучности и мелодичности,уместности использования языковыхсредств и тем самым закладывает основыэстетического отношения к языку.

Особоезначение для эстетического развитияимеют художественное слово, словесноетворчество и художественно-речеваядеятельность самих детей.

Вместе с тем, говоря о ролиязыка и речи в развитии личности ребенка,следует помнить предостережение А. Н.

Леонтьева, что «хотя языку принадлежитогромная, действительно решающая роль,однако язык не является демиургомчеловеческого в человеке» (СНОСКА:Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.– М., 1981. – С378).

Творцом человека выступаетконкретная предметно-практическаядеятельность, в процессе которой людивзаимодействуют, вступают в различныеформы общения.

Источник: https://studfile.net/preview/6207668/page:4/

Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Какова роль родного языка и речи в развитии ребенка

Татьяна Коленкова
Роль родного языка и речи в развитии ребенка

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку.

Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно.

Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека.

Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением.

Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства.  То есть в промежутке от 1 года и до 5-6 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.

 Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками.

И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.

Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Актуальность этой задачи для дошколенка сложно переоценить.

С помощью речи ребенок познает окружающий мир, развивает коммуникативные навыки, ассоциативное мышление.

С научной точки зрения этот процесс и его закономерности изучаются даже отдельной лингвистической дисциплиной — онтолингвистикой.

Свой первый опыт воспроизведения человеческой речи ребенок черпает из своего ближайшего окружения, слушая и запоминая речь взрослых, которую слышит вокруг себя. Особенности детской психологии предполагают подражательное поведение как одно из основных для маленького ребенка.

Психологами и социологами установлено, что дети, проведшие первые несколько лет жизни в социальной изоляции, впоследствии так и не могут окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Этот факт доказан на примере так называемых диких детей — детей, по каким-то причинам оказавшихся лишенными контакта с людьми в возрасте до 6 лет.

Истории о таких детях, повторяющих судьбу героя сказки Киплинга, Маугли, периодически находят документальное подтверждение. Только, в отличие от Маугли, адаптироваться к нормальной жизни ребенок, в раннем возрасте оказавшийся изолированным от человеческого общества, не может.

Такие дети с трудом осваивают основы человеческой речи и страдают серьезным отставанием в развитии.

Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка, и со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание. Овладение речью является для детей-дошкольников ключевым показателем их общего умственного развития.

Любая свободная минута: будь то дорога в детский сад или время приготовления пищи, поездка в автомобиле или время перед сном может стать уникальной возможностью провести несколько драгоценных часов с детьми по развитию их речи. Вот некоторые примеры игр и упражнений на развитие у детей речевого и слухового внимания, фонематического восприятия, обогащение словаря детей эмоциональной лексикой. Эти игры могут использоваться вами в повседневной жизни.

Все эти игры можно проводить с ребенком даже тогда, когда вы можете параллельно выполнять какое дело. Они не потребуют от вас много энергии и большой активности, но принесут огромную помощь ребенку.

Упражнение «Повтори»

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:

Мак – бак – так; Ток – тук – так; Бык – бак – бок; Дам – дом – дым;

Ком – дом – гном; Тыква – будка – буква; Моток – каток – поток.

Очень полезны упражнения, где детям дают задания: воспроизвести слоговые сочетания. Это могут быть сочетания типа:

Па – па – па; То – та – ту; Ты – та – то; Па – ба; По – бо; Пу – бу.

Упражнение «Скажи»

Предложить ребенку повторить предложение типа от лица ежика с различной интонацией (грусти, радости, Испуга, злости, удивления). Предложить повторить предложение типа «Мама пришла» с разными эмоциональными оттенками. Предложить составить небольшие рассказы с прилагательными, называющими различные эмоции.

Упражнение  «Я скажу, а ты продолжи»

Предложить ребенку закончить начатое вами предложение (с эмоциональными словами). Например: Радостный зайчик бежит по … (дорожке). Грустный ослик гуляет по (полянке).

Упражнение  «Скажи наоборот»

Хороший день – плохой день;

Невкусный обед – вкусный обед;

Неинтересный фильм — …

Солёный – сладкий

Чистый мальчик – грязный мальчик

Упражнение «Скажи ласково»

дом – домик; огурец – огурчик; вкусный – вкусненький; сухой – сухонький и другие.

Упражнение «Мама, папа, детёныш»

Это упражнение можно делать в постели с ребёнком. Ребенка мама говорит«Ты мой котёнок!» Малыш говорит: «ТЫ моя мама-кошка, а папа –кот». Мама: «Ты мой цыплёнок!» Ребёнок: «Ты моя мама курица, а папа – петух» и т. д.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-rodnogo-jazyka-i-rechi-v-razviti-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.