Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Исследование на тему

Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

ИССЛЕДОВАНИЕ

«РАЗВИТИЕ ГЛАЗОМЕРА В ПРОЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Казарбаева Н.Н.,

Воспитатель Н.Н.Казарбаева

Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г.Лянтор

МДБОУ д/с общеразвивающего вида «Светлячок»

Развитие глазомера, как и формирование начальных математических представлений нужно начинать в дошкольном возрасте.

Глазомер – одно из могучих средств формирования представлений величине детей, воспроизводящее окружающую нас действительность.

Развитие глазомера способствует становлению интеллектуальной стороны ребенка, развивает основы его представлений о величине, оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка.

Величина является свойством предмета и воспринимается различными анализаторами. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Щербакова Е.И, Турунтаева Т.В, Будько Т.С, исследовавшие проблему развития глазомера у детей дошкольного возраста, считали, что глазомер оказывает огромное влияние на развитие интеллекта человека.

Мы считаем эту тему актуальной, так как развитие глазомера ребенка помогает развивать интеллектуальные, художественные, творческие, познавательные способности и обогащает эмоциональный мир детей, воспитывает эстетически.

Во второй части выпускной квалификационной работы мы провели опытно – практическую работу которая включила в себя: исходную диагностику, организацию и проведение формирующего эксперимента и контрольную диагностику.

Исследования были проведены в г.Лянтор, д/с “Светлячок”. Количество испытуемых – 15 детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации нами были использованы следующие методы:«Определи по размеру» , «Сравнение, сериация»,«Газетомер».

Для первого исследования мы взяли методику Щербаковой Е.И. «Определи по размеру»

Цель – выявить уровень развития глазомера у детей старшего дошкольного возраста. План диагностики представлен в прил.1. Данные отражены на рис.1.

Рис.1.Уровень развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста %

После проведенной нами диагностики, мы пришли к выводу, что не у всех детей хорошо развит глазомер. Из рис.1. видно, что у 20% детей высокий уровень развития глазомера – быстрое осмысление задания, точное, выразительное его выполнение без помощи взрослого.

Они справились с заданием очень хорошо. У 20% средний уровень, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

60 % детей показали низкий уровень, нет активного интереса, они не способны самостоятельно выполнить задание.

Также с целью выявления уровня развития глазомера у детей младшего дошкольного возраста мы использовали методику Щербаковой Е.И. «Сравнение, сериация» .

методики дано в прил.2. Результаты представлены на рис.2.

Рис.2.Уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста(%)

Из рис.2. видно, что высокий уровень сформированности глазомера у детей младшего дошкольного возраста составил 20%, эти дети справились с заданием безошибочно. Средний уровень показали – 30% детей. Они в процессе выполнения задания допускали небольшие неточности. Низкий уровень составил 50%. Эти дети не справились с заданием.

Для выявления способности адекватно сравнивать предметы мы обратились к методике Е.И. Щербаковой «Газетомер». методики дано в прил.3. данные отражены на рис.3.

Рис.3.Уровень развития глазомера (%)

Из рис.3. мы можем сказать, что дети с интересом выполняли задание, даже там где имелись неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно. Высокий уровень составил 20%, средний уровень – 20% и низкий уровень составил 60%.

Таким образом, в ходе проведения констатирующего эксперимента, следует, что работа над развитием глазомера детей данной группы необходима, так как не все дети имеют высокие или хотя бы средние показатели.

Библиографический список

  1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 368с.

  2. 10. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с.

  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336с.

Источник: https://infourok.ru/issledovanie-na-temu-razvitie-glazomera-v-processe-formirovaniya-predstavleniy-o-velichine-u-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrast-2241431.html

Методика работы с дошкольниками по развитию глазомера

Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Ориентировка детей РІ величине предметов РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј определяется ГЛАЗОМЕРОМ – важнейшей сенсорной способностью.

Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов.

Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки.

В средней группе большое внимание уделяется развитию глазомера.

Детям дают «задания найти из четырех-пяти предметов равный по своим размерам образцу или большего, меньшего размера (найди такой же длины, найди длиннее, короче и т. д.).

Чтобы осуществить все задания, предусмотренные программой средней группы, надо провести не менее 10-12 занятий.

Знания и умения, полученные на таких занятиях, необходимо систематически закреплять и применять в других видах деятельности:

· сравнивать размеры разных частей растений,

· подбирать полоски нужных размеров для ремонта книг,

· рисовать, лепить предметы соответствующих размеров,

· наблюдать, как изме­няются размеры строящегося дома, и т.д.

Большое внимание уделяют развитию у детей глазомера.

На основе овладения приемами непосредственного сопоставления размера предметов (наложение, приложение, измерение при помощи мерки) дети учатся решать задачи, требующие все более и более, сложных глазомерных действий.

Старшие дошкольники выполняют более сложные, чем в средней группе, задания на развитие глазомера:

· найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец;

· подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и др.

Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужного размера.

В качестве образца могут служить разные предметы. В то же время один и тот же образец может использоваться для сравнения предметов и по длине, и по ширине, и т. д.

Каждый раз дети проверяют правильность решения глазомерной задачи, пользуясь приемом приложения (вплотную) или измерения меркой.

Аналогичные задачи можно ставить перед детьми в разных видах деятельности.

В процессе упражнения детей в построении упорядоченного ряда педагог вводит правило: прикладывать и переставлять предметы нельзя. Каждый следующий элемент среди оставшихся дети находят на глаз.

Можно предлагать и более сложные задачи.

Например, выбрать на глаз 2 предмета и составить из них третий, равный образцу; установить соответствие между несколькими (2-3) рядами предметов, упорядоченных по размеру.

Данной работе необходимо уделить внимание не столько на занятиях по математике, сколько в часы игр.

Р’РЅРµ занятий используют дидактические РёРіСЂС‹ “Сложи дощечки”, “Расставь РїРѕ РїРѕСЂСЏРґРєСѓ”, “Р’ какую коробочку?”, “Кто первый?” (автор Рў. Р“. Васильева).

Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2007 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в среднем дошкольном возрасте. | Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания. | Особое место в старшей группе отводят упражнениям в группировке и упорядочивании предметов по отдельным измерениям (по длине, ширине и др.). |

mybiblioteka.su – 2015-2020 РіРѕРґ. (0.008 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/2-92818.html

Консультация для родителей «Развиваем глазомер у дошкольников»

Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Оксана Отрубейникова
Консультация для родителей «Развиваем глазомер у дошкольников»

Развиваем глазомер у дошкольников (3–7 лет)

Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка, формируется умение не только слушать но и слышать, не только смотреть но и видеть.

ЗНАЧЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течении всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок.

Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90 % информации об окружающем мире. Частичное или глубокое нарушение функций глаз вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

При нарушениях зрения у ребенка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности.

К чему ведет нарушение зрения?

1. Не развивается моторика пальцев рук.

2. Теряется навыки логического мышления его скорость и результативность.

3. Неразвитость моторной сферы ребенка затрудняет его общение с другими людьми.

4. Возникают трудности, при овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, которое требует зрительного подражания, нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений.

5. Не развивается ловкость и быстрота действий, которые необходимы в подвижных играх.

6. Нарушается координация и точность движений.

!Именно в дошкольном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, зрительный и осязательный контроль над выполнением движений, координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Еще И. М. Сеченов отмечал, что согласованность движений рук и глаз человека разучивается с детства.

Как у ребенка развивать глазомер

1. Метать (бросать) в цель. Чтобы попасть в нужную точку, требуется определить длину траектории полета, вложить в мячик определенную силу.

Когда малышу исполнится три года, закрепите на стене баскетбольное кольцо. Высота должна соответствовать росту игрока, но при этом исключать вероятность повисания. Еще вариант – дартс.

Из соображений безопасности стоит выбрать магнитный или на липучках.

2. Играть в снежки, салки и вышибалы. Это сложнее, чем занятия из предыдущего пункта, потому что цель постоянно движется.Приходится принимать решение по ситуации: до кого из участников ближе в данный момент.

3. Срисовывать по клеточкам (упражнение еще и отлично готовит руку к письму). Если нет детского журнала с подходящей картинкой, можно сделать ее самостоятельно. Выбираем в Сети неяркий рисунок, помещаем его в левой части горизонтальной страницы word.

Расчерчиваем на клетки. Справа делаем точно такую же сетку и переносим несколько элементов рисунка. Распечатываем листок, ламинируем и предлагаем ребенку тонким маркером потренироваться в рисовании.

Маркер снимается влажной салфеткой, поэтому пособие прослужит долго.

4. «Порыбачить». Магнитную игрушку-рыбалку покупают или изготавливают самостоятельно из картона, фетра.

5. Обучить ребенка активным играм, среди которых кегли, бадминтон, аэрохоккей и бильярд.

Очень интересная игра для тренировки глазомера – кольцеброс. Он существует в классическом варианте (оси, на которые набрасываются кольца) и креативном, например, «Фламинго Ринго»(Недальновидный фламинго разгуливает по лагуне, где не дремлют крокодилы. Защити птичек – запусти из лодки спасательные круги)

Комнатные игры для развития глазомера

Найди мину в темноте

Представим, что вы разведчик и вам удалось увидеть, как противник расставляет мины. Вы запомнили их расположение и должны найти мины. Но наступила ночь и дело усложнилось темнотой.

Для этой игры на развитие глазомера нужны кегли и разные игрушки. Игрушки будут изображать мины и их надо расставить в разнообразном порядке по комнате или в зале.

Игрок должен запомнить их расположение, оценить расстояние между ними в своих шагах и направление на следующую мину. Затем ему завязывают глаза и он должен пройти от одной мины к другой, считая шаги. Подойдя к ней он должен остановиться и поставить рядом с миной кеглю.

Если игра происходит на улице — можно воткнуть в землю прутики, возле места, где находится мина.

Для определения победителя измеряется расстояние от каждой кегли (прутика) до мины-игрушки. Значения складываются.

Побеждает тот, у кого лучше глазомер и измеренное расстояние между кеглями и минами меньше!

Запомни и проверь или человек-линейка

Играть можно хоть одному, но интереснее втроем и более. Нарежьте из стандартного листа бумаги полоски длиной 30 см. и шириной 2-3 см. Наберите в комнате предметы размером не больше, чем эти полоски. Например, книги, коробочки и т. п. Поставьте или положите один из них на стол. Игроки должны посмотреть на эти предметы, запомнить их размер и отвернуться.

После этого они должны взять бумажные полоски и на глаз оторвать или отрезать ножницами кусочки, соответствующие длине и ширине поставленного предмета. Или только одного размера.

Побеждает тот, у кого самые точные показатели. При сравнении результатов по двум размерам, надо сложить, измерив линейкой, длину и ширину предмета, а потом и обеих полосок.

Ровная крышка

Перед игроками ставятся стеклянные, косметические и другие банки, и баночки. В руках у них листы из плотной бумаги или картона и карандаш. Сначала все по памяти рисуют круги под размер крышки для каждой банки. На банки можно смотреть.

Подписывают крышку своим именем или ставят номер, если игроки пересчитались вначале. Потом нарисованные крышки вырезают ножницами.

Прикладывая каждую крышку к банкам, сравнивают точность вырезанного размера — чья крышка лучше закрывает банку, у того лучше развит глазомер. Он — победитель!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/razvivaem-glazomer-u-doshkolnikov-3-7-let.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.