Развитие познавательной сферы ребенка с рда

Особенности развития познавательной сферы у детей с РДА

Развитие познавательной сферы ребенка с рда

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РДА

В целом для психического развития при аутизме свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях в таких как музыка, математика, живопись могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

Внимание.

Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается отсутствие внимания ребенка к предметам окружения.

Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания. Однако яркие впечатления могут буквально завораживать детей. Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Его внимание устойчиво буквально в течении нескольких минут, иногда и секунд.

Можно сделать вывод, что для концентрации внимания ребенка могут быть использованы: звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

Ощущения и восприятия.

Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.

Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то аутичные дети отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же вызывает мгновенный уход от контакта. Особенности восприятия наблюдаются у 71 % детей, диагностируемых как имеющих аутизм.

У части детей реакция на «новизну», например, изменение освещения, необычно сильная.

Многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались слабо, у них так же не отмечалась реакция испуга или плача на звуковые раздражители, и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздражителям: дети просыпались от едва слышного шуршания, легко возникали реакции испуга на работающие бытовые приборы.

В восприятии ребенка с РДА также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства у них наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью облизывания и обнюхивания.

Большое значение имеют для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки, кружатся, пересыпают песок и т.д.). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.

Память и воображение

С самого раннего возраста у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний.

Именно эмоциональная память, стереотипизирует восприятие окружающего. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи.

В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст.

Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования. В их содержании переплетаются случайно услышанные сказки, истории и реальные события.

Патологические фантазии отличаются повышенной яркостью и образностью. Нередко их содержание может носить агрессивный характер. Патологическое фантазирование служит хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов. Это могут быть страхи меховых шапок, лестницы, незнакомые люди.

Некоторые дети излишне сентиментальны, часто плачут при просмотре некоторых мультфильмов.

Речь

У детей с ранним детским аутизмом отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи.

При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в необращенный к нему разговор.

Лучше он реагирует на тихую, шепотную речь.

Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут запаздывать. То же самое относится к лепету: по данным исследования у 11 % – фаза лепета отсутствовала, у 24 % – была выражена слабо, у 31 % – отсутствовала лепетная реакция на взрослого.

Первые слова обычно появляются рано, у 63 % – слова «мама, папа, деда», но 51 % – использовались без соотнесения со взрослым. Они редко задают вопросы, если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории.

Мышление.

Как отмечают О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг[19], не следует вести речь об отсутствии при РДА отдельных способностей. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего со своеобразием аффективной сферы.

Они ориентируются на перцептивно яркие, а не функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста.

В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности.

Развитие мышления у таких детей связано с определением огромных трудностей произвольного обучения. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую.

Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении задания, связанных с сюжетными картинками. Многие аутичные дети могут обобщать, однако они не в состоянии перерабатывать материал самостоятельно.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для аутизма. Дети могут проявлять одаренность в определенных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

При выполнении интеллектуальных тестов, таких, как тест Векслера[9], наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего.

Однако низкие уровни выполнения заданий связанных с речевым опосредованием, в большинстве своем говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне развития вербального интеллекта.

Источник: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-poznavatelnoy-sferi-u-detey-s-rda-3552280.html

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом

Развитие познавательной сферы ребенка с рда

Евстеефа В.И., Филиппова Н.В.

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава РФ Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Было проведено исследование 30 детей с диагнозом РДА для определения особенностей развития познавательной сферы в процессе сбора информации (изучение историй болезни, беседа с родителями и детьми и т.д.

), а также по результатам выполнения теста Векслера, складывания пирамидки и разрезных картинок, методики Кооса, установления последовательности событий, классификации предметов, исключения неподходящего предмета (четвертый лишний), счета и методики 10 слов, и дальнейшего анализа полученных данных.

Установлено, что у большинства детей с РДА очень низкие коммуникативные способности, им трудно идти на контакт и социализироваться. Гиперактивность у детей с РДА не связана с уровнем развития коммуникативных способностей, она может присутствовать как у относительно коммуникабельных детей, так и у невербальных аутистов.

У всех детей с РДА выявляется стремление к стереотипной игровой деятельности: манипулирование предметами, выстраивание их в ряды, сортировка по цвету, форме, переливание воды, пересыпание песка, перелистывание книг, складывание спичек в ряд.

Ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, особенности развития познавательной сферы.

Синдром раннего детского аутизма ставит детей, имеющих такое нарушение развития, совершенно в особый ряд.

Данная тема является актуальной, поскольку дети с синдромом раннего детского аутизма составляют основную массу детей, имеющих наиболее тяжелые, требующие специальной психолого-педагогической и медицинской помощи, нарушения в социально-личностном развитии, и для разработки адекватных и своевременных лечебно-коррекционных мероприятий при РДА необходимо детальное изучение особенностей развития их познавательной сферы.

Изучение особенностей развития познавательной деятельности детей с РДА дошкольного и младшего школьного возраста.

В детском отделении ОКПБ им. св.Софии г.Саратова в 2013 г. было обследовано 30 детей с РДА – 23 мальчика и 7 девочек в возрасте от 3 до 7 лет. Диагноз «Ранний детский аутизм» у обследованных детей был поставлен в возрасте от 1 года до 3-х лет в соответствии с критериями МКБ-10 (F 84.0).

В план обследования входили методы наблюдения, беседы, тест Векслера, складывание пирамидки и разрезных картинок, кубики Кооса, установление последовательности событий, классификация предметов, исключение неподходящего предмета (четвертый лишний), счет, методика 10 слов.

В результате проведенного исследования выявлены следующие особенности развития познавательной сферы у детей с РДА:

Внимание – недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, которая обуславливает крайне низкий уровень активного внимания. Наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания (внимание устойчиво буквально в течение нескольких минут, иногда и секунд).

Ощущения и восприятия – для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители.

Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и, в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а так же расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами. Описанные особенности восприятия наблюдались у 71 % детей.

В восприятии ребенка с РДА также отмечается нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостности картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а его отдельные части. У большинства детей с РДА наблюдается повышенная любовь к музыке.

Память и воображение – у аутичных детей наблюдается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Относительно воображения существуют две противоположные точки зрения: согласно одной из них, дети имеют богатое воображение, согласно другой – воображение очень причудливо, имеет характер патологического фантазирования.

Речь – у детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи.

Первые активные речевые реакции в виде гуления у аутичных детей могут запаздывать.

То же самое относится к лепету: по данным проведенного исследования у 20 % детей фаза лепета отсутствовала, у 24 % – была выражена слабо, у 31 % – отсутствовала лепетная реакция на взрослого.

Первые слова у обследованных детей обычно появлялись рано, у 63 % обследованных детей – слова «мама, папа, деда», но 51 % детей слова использовались без соотнесения с взрослым. Они редко задают вопросы, и если таковые появляются, то носят повторяющийся характер.

Мышление – как отмечают О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг (1990), не следует вести речь об отсутствии отдельных способностей при РДА. Уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы.

Такие дети ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РДА даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности.

Многие специалисты указывают на сложности в символизации и переносе навыков из одной ситуации в другую.

Страдающему РДА ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно – следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. Многие аутичные дети могут обобщать, однако они не в состоянии перерабатывать материал самостоятельно.

В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для аутизма. Дети могут проявлять одаренность в определенных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.

При выполнении интеллектуальных тестов, таких как тест Векслера, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу последнего.

Однако низкие уровни выполнения заданий, связанных с речевым опосредованием, в большинстве своем говорят о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне развития вербального интеллекта.

Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции не могут не исказить весь ход психического развития ребенка. Здесь нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере.

Если же говорить о каждой познавательной сфере отдельно, то для концентрации внимания страдающего аутизмом ребенка могут быть использованы звуки, мелодии, блестящие предметы и т.д.

В сфере восприятия у части обследованных детей отмечалась реакция на «новизну», а многие дети, наоборот, яркими предметами заинтересовались незначительно, и, вместе с тем, демонстрировали повышенную чувствительность к слабым раздражителям.

Большое значение имели для детей тактильные мышечные ощущения, идущие от собственного тела (раскачивание всем телом, совершение однообразных прыжков, кружение, пересыпание песок и т.д.).

У большинства обследованных детей наблюдалась хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний, поскольку именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего.

У 40 % обследованных детей была отмечена причудливость воображения, носящая характер патологического фантазирования, которое служило хорошей основой для проявления различных неадекватных страхов.

У большинства детей с РДА было отмечено своеобразное отношение к речевой деятельности и одновременно – своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи. Ребенок, используя для дела только скудный набор речевых штампов, мог одновременно проявлять острую чувствительность к речевым формам и словам как таковым.

У многих обследованных детей огромные трудности произвольного обучения связано с особенностями развитие мышления. Возникали сложности в символизации, а также переносе навыков из одной ситуации в другую.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях, таких как музыка, математика или живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков.

Формирующиеся установки аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции не могут не исказить весь ход психического развития ребенка. Здесь нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем.

Искажение развития когнитивных психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере.

1.                  Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. — М., 1993. — С. 154-165.

2.                  Богдашина О. Аутизм: Определение и диагностика. – Донецк: Перспектива, 1999. – 304 с.

3.                  Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. // Москва: Владос.- 2003.- С. 5-9, 14-18, 88-93.

4.                  Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981.

5.                  Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. – М.: НИИ дефектологии РАО. – 1992. – 186 с.

6.                  Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – 2007. – 95 с.

7.                  Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 321 с.

8.                  Международная классификация болезней (10-й пересмотр) — МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. — СПб, 1994. — 303 с.

9.                  Сериков А.Е. Подражание и стереотипное поведение аутистов. // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2011. – Вып. 1. – С. 18-28.

Источник: https://medconfer.com/node/3614

Как развиваются познавательные процессы у детей с РДА?

Развитие познавательной сферы ребенка с рда
Фото из интернета

У детей с РДА развитие познавательных процессов проходит с выраженным искажением. Этот факт обусловлен их повышенной эффективностью. Психическое развитие у детей при РДА протекает неравномерно.

Таким образом, повышенные способности в отдельных ограниченных областях обычно сочетаются с глубоким нарушением обычных жизненных навыков и умений.

В ситуациях, требующих избирательности и активного поведения, замечается снижение общего жизненного тонуса, что является одним из патогенных факторов развития личности по аутистическому типу.

Внимание

У детей с РДА уровень активного внимания крайне низкий, что обуславливает недостаточность психического тонуса в сочетании с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью.

При попытках привлечения внимания ребенка раннего возраста с РДА к предметам окружающей действительности приводит к негативной реакции или её полному отсутствию.

У детей данной категории отмечаются, препятствующие нормальному формированию высших психических функций, выраженные нарушения целенаправленности и произвольности внимания.

Однако, некоторые зрительные или слуховые стимулы, возникающие от предметов окружающей действительности, могут привлекать ребенка с РДА, что стоит использовать для концентрации внимания. К зрительным и слуховым стимулам относятся любые звуки или мелодии, блестящие и яркие предметы.

У детей с РДА характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость, поэтому внимание выражается в низкой устойчивости. Вследствие сильного пресыщения ребенок проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем с удовольствием занимался, не выключаясь из ситуации.

Ощущение и восприятие

Дети с РДА своеобразно реагируют на раздражители сенсорного типа, что отражается в повышенной сенсорной ранимости при одновременном игнорировании воздействий, что приводит к значительному расхождению в характере их реакций, вызванными физическими и социальными стимулами.

Лицо человека у детей с нормой является сильным и привлекательным раздражителем, но у детей с РДА раздражителями являются разнообразные предметы, а человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и избегание контактов.

Особенности восприятия, парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, большая полярность в реакциях на предметы, не стандартное поведение таких детей проявляется уже на первом году жизни.

Часть детей сильно реагирует на изменения освещения, что выражается в резкой форме и даже после прекращения действия раздражителя продолжается еще длительное время.

Некоторые дети, наоборот, слабо заинтересовывались предметами, у них не было испуга или плача на внезапные и сильные раздражители, притом, что, у них отмечали повышенную чувствительность к слабым привычным и индифферентным раздражителям.

У детей с ранним детским аутизмом в восприятии выраженным становится патологическое изменение целостной картины существующего предметного мира и дезориентация в пространстве.

Важным для них является не сам предмет, а его отдельные сенсорные качества: цвет, фактура, звуки, форма. Большинство детей имеют тягу и любовь к музыке, чувствительны к запахам, обнюхивают и облизывают окружающие предметы при их обследовании.

Значимым для этих детей являются тактильные и мышечные ощущения, исходящие от собственного тела.

В связи с этим, на фоне стабильного сенсорного раздражения дети пытаются получить особые активирующие впечатления.

Для этого они всем телом раскачиваются, совершают безразличные прыжки, кружатся, с большим удовольствием разрывают бумагу и ткань, пересыпают песок, переливают воду, следят за пламенем огня.

Таким детям свойственно нанесение себе различных повреждений при параллельно сниженной болевой чувствительности.

Память и воображение

У детей с РДА с самого раннего возраста наблюдается хорошая механическая память, что способствует созданию условий для сохранения следов эмоциональных переживаний.

Эмоциональная память вводит восприятие окружающего мира в стереотипизацию, это значит, что любая информация входит целыми блоками в сознание детей, хранится, но не проходит этап переработки, в связи с чем, используется шаблонно в том варианте, в которой эту информацию воспринял ребенок.

Дети с ранним детским аутизмом могут постоянно повторять одни и те же звуки и слова, не редким бывает и, то, что ребенок задаёт один и тот же вопрос в течение длительного времени. Дети данной категории с лёгкостью запоминают стихи, параллельно отслеживая, чтобы читающий стихотворение, не пропустил ни одной строчки, и даже слова.

При прочтении взрослым стихотворения дети с аутизмом начинают ритмично раскачиваться или сочинять свой собственный текст, они хорошо запоминают, а потом показывают разнообразные движения и игровые действия. Также они способны запоминать и повторять ряд звуков и целые рассказы, стремятся к приобретению привычных для них ощущений через все существующие сенсорные каналы: обоняние, слух, кожу, вкус.

У детей с ранним детским аутизмом существует два вида воображения: у одних детей воображение богато развито, у других снижено и с причудливостью, отличается патологическим фантазированием.

Аутистические фантазии ребенка переплетаются с случайно услышанными сказками или историями, переплетаются и с реальными событиями, и с вымышленными. Фантазии патологического типа у детей с аутизмом отличаются повышенной яркостью и образностью, нередко носят и агрессивный оттенок.

Патологическое фантазирование у детей с аутизмом выражается в многочасовом, ежедневном, ежемесячном, иногда и многолетнем повествовании историй о мертвецах, убийцах, поджогах, скелетах. Они приписывают себе различные пороки и в красках рассказывают о них.

Патологическое фантазирование закрепляет неадекватные страхи, такие как, страх меховых шапочек и игрушек, лестниц и незнакомцев. Дети начинают бояться ходить по улицам. Они опасаются наезда машины, периодически испытывают неприязненное чувство, если приходиться пачкать руки или намокнет одежда.

У таких детей страхи темноты и одиночества наиболее выражены. Часть таких детей излишне сентиментальны и, не редко, плачут при просмотре некоторых мультфильмов с эмоциональной задумкой.

Речь

У детей с аутизмом выражено специфическое отношение к речевой действительности и одновременно своеобразие в становлении экспрессии речевой деятельности.

При восприятии речи, у детей с аутизмом заметно снижена реакция на говорящего в его сторону. Такие дети игнорируют простые, обращенные к нему инструкции, но заметно реагируют на тихую шепотную речь.

Первые активные речевые реакции в виде гуления, у детей с аутизмом могут задерживаться, иногда и вовсе отсутствовать или быть максимально обедненными интонациями. Аналогичное явление отмечается в фазе лепета.

Первые слова у таких детей обычно рано появляются, у большинства в двухлетнем возрасте отмечается фразовая речь с чистым произношением. Зачастую эти дети не пользуются речью для устного контакта с людьми. Они редко вступают в диалог.

Однако наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию и воспроизводят ее посредством рассказа, чтения стихов и напевания песенок. Некоторые дети излишне многоречивы, но их речь, ни кому не адресована и не совпадает с ситуацией.

Дети, с наиболее тяжелой формой аутизма могут никогда и не овладеть разговорным языком. Для части детей характерны речевые штампы телеграфного стиля, эхолалии и отсутствие местоимения «я». Себя ребенок называет по имени или местоимением третьего лица «он – она». Их стремление постоянно избегать общения негативно сказывается на перспективах речевого развития.

Мышление

Развитие мышления у детей с ранним детским аутизмом связано с преодолением больших трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения появившихся задач и вопросов.

Основными трудностями проявляются в символизации и переносе навыков из предыдущей ситуации в последующую.

Ребенку с аутизмом сложно понять развитие ситуации во времени и установить самому причинно – следственные зависимости и связи, что выражено проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий с сюжетными картинками.

В стереотипной ситуации большинство детей с аутизмом могут обобщать и использовать игровые стимулы, в том числе и выстраивать программу действий.

Но, к сожалению, они не способны активно перерабатывать информацию и пользоваться своими возможностями приспособления к меняющемуся окружению и обстановке. В то же время для аутизма интеллектуальная недостаточность не является обязательной.

Многие такие дети проявляют одаренность в отдельных узких областях, хотя при всем при этом сохраняется аутистическая направленность мышления.

При выполнении тестов Векслера для исследования интеллектуальных функций, наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального.

Однако сниженный уровень выполненного задания, связанного с речевым опосредованием, зачастую говорит об отсутствии желания ребенка с аутизмом применять речевое взаимодействие.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d1c7b9673247700ac2d409b/kak-razvivaiutsia-poznavatelnye-processy-u-detei-s-rda-5ebefede7f5192548fb2615e

Особенности развития познавательной сферы при РДА

Развитие познавательной сферы ребенка с рда

В целом для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных областях (музыка, математика, живопись др.), достаточный уровень психомоторного развития в значимых видах деятельности – могут сочетаться с глубокими нарушениями обычных жизненных умений и навыков.

Внимание.

· нарушение целенаправленности и произвольности внимания,

· неустойчиво,

· яркие зрительные или слуховые раздражители привлекают внимание ребенка;

Ощущение и восприятие.

· нарушение ориентации в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира;

· важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма, цвет, фактура предметов;

· повышенная любовь к музыке (у большинства детей);

· особо чувствительны к запахам – предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания;

· большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения, идущие от тела (раскачиваются, совершают однообразные движения, переливают воду, пересыпают песок…);

· часто снижена болевая чувствительность – склонность к нанесению себе различных повреждений;

Память.

· хорошая механическая память –

– эмоциональные переживания долго сохраняются такими, какими были восприняты,

– хорошо запоминают стихи,

– движения,

– игровые действия,

– целые рассказы,

а затем однообразно повторяют;

Речь

· первые слова появляются рано – в 51% случаев слова использовались без соотнесения со взрослыми (не «мама», «папа», «деда») (К.С. Лебединская – О.С.Никольская);

· у большинства детей – с 2-х лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением – дети практически не пользуются ею для контактов с людьми;

· лучше реагирует на тихую, шепетную речь (при восприятии речи);

Мышление

Л. Каннер, L.Eisenberg – интеллектуальное развитие:

2/3 детей имеют отставание в умственном развитии;

1/3 детей имеют интеллект в пределах нормы (адаптация в социальных отношениях).

Нарушение как вторичный результат аутистического поведения, который препятствует созреванию интеллектуальных функций.

L.Wing – 55-60% – глубокая УО; 15-20% – легкая интеллектуальная недостаточность; 15-20% – интеллект в норме.

· трудности произвольного обучения – затрудняет развитие мышления;

· уровень интеллектуального развития связан, прежде всего, со своеобразием аффективной сферы; дети ориентируются на перцептивно яркие признаки предметов, а не на функциональные;

· сложности символизации;

· сложности в переносе навыков из одной ситуации в другую;

· трудно понять развитие ситуации во времени;

· трудности в установлении причинно-следственных связей;

· в рамках стереотипной ситуации могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий;

· не в состоянии активно перерабатывать информацию – чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке;

· интеллектуальная недостаточность – необязательна для РДА – при выполнении теста Векслера наблюдается выраженная диспропорция между уровнем вербального и невербального интеллекта в пользу невербального. Однако низкий уровень вербального интеллекта часто говорит лишь о нежелании ребенка использовать речевое взаимодействие, а не о действительно низком уровне ВИ.

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

При РДА

Ведущий признак при синдроме РДА – нарушение эмоционально-волевой сферы:

· на ранних этапах развития – отсутствует комплекс оживления; слабые эмоциональные контакты с близкими взрослыми – не выражает особой привязанности, отсутствует характерное желание понравиться взрослым, заслужить похвали и одобрение;

· склонен к фиксации на неприятных впечатлениях;

· формируются страхи – многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, шум ветра, воды и др.), некоторые люди вызывают постоянное чувство страха – сохраняется с годами;

· выражено нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии – плохо закрепляется опыт «опасности»;

· постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность;

Þ затрудняют развитие личности ребенка,

Þ формирование нравственных понятий («хорошо» и «плохо»).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для самостоятельной работы.

1. Проведите сравнительный анализ статей из журнала «Аутизм и нарушения развития» за последние 3 года с целью выявления наиболее и наименее разработанных вопросов проблемы раннего детского аутизма.

2. Сравните подходы к пониманию проблемы детского аутизма в отечественной и зарубежной психологической науке и смежных дисциплинах (Х. Аспергер, Б. Беттельхейм, М. Ш. Вроно, Л. Каннер, П. Феррари, В. М. Башина, В.В. Ковалев, Н.В. Коробенко и др.).

3. Обоснуйте отличие детского аутизма от других видов нарушения коммуникации.

4. Опишите яркие внешние проявления синдрома детского аутизма.

Темы докладов и рефератов.

1. Аутизм – болезнь XXI века.

2. Место аутистов в числе «ученых-идиотов». Современный взгляд на проблему отличия их мозговой деятельности от «нормы».

3. Перспективы людей, имеющих ранний аутизм.

4. Организации, помогающие детям-аутистам и их родителям.

5. Образование и психологическое сопровождение детей, страдающих аутизмом.

6. Причины появления аутизма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э.Уорик. – М., 2004. – 208 с.

2. Коробенко, Н.В. Клиника и диагностика раннего детского аутизма / Н.В.Коробенко // Аутизм и нарушения развития. – 2003. – № 1. – С. 2-10.

3. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб., 2007. – 288с.

4. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М., 2007. – 288 с.

5. Сансон, П. Психопедагогика и аутизм. Опыт работы с детьми и взрослыми / П. Сансон . – М., 2006. – 208 с.

6. Феррари, П. Детский аутизм / П. Феррари. – М., 2006. – 128 с.

7. Шоплер, Э. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей / Э.Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс. – Минск, 1997. – 195 с.

8. Янушко, Е.А. Игры с аутичным ребенком / Е.А. Янушко.- М., 2004. – 136с.

Раздел VII.

Источник: https://cyberpedia.su/13xb63d.html

5.1.1. Особенности познавательной и эмоционально-личностной сфер детей с рда. Развитие деятельности детей с рда

Развитие познавательной сферы ребенка с рда

Восприятие

Сенсорнаясистема детей-аутистов характеризуетсяповышеннойсенсорной ранимостьюи экстрасильной реакцией на новизну.Такой феномен получил названиегиперстезии.

Уребенка с РДА есть специфический механизм«ограждения» себя от чрезмерно сильных,ярких впечатлений, которые он получаетс помощью экстерорецепторов. Аутисты,в отличие от нормы, придают большоезначение тактильным и мышечным ощущениям,они сосредотачиваются на «вслушивании»в собственные движения, кажутсязахваченными ощущениями от проприорецепторов.

Наличиеярких, острых ощущений создает условиядля необычного формирования образавосприятия– захваченность ребенка отдельнымисенсорными качествами предметапрепятствует целостному, обобщенномуотражению предмета или явления.

Такимобразом, картина мира детей-аутистовоказывается искаженной,фрагментарной,что влияет на такие связанные с развитиемвосприятия виды познавательнойдеятельности, как например, ориентацияв пространстве или выполнение мыслительныхзадач.

Дети-аутисты отстают от своихсверстников в развитии перцептивнойдеятельности,т.е.

специальной деятельности, направленнойна исследование свойств и качествпредметов; обычно они затрачиваюткраткое время (до 1–2 секунд) нарассматривание предмета и более непроявляют к нему выраженного интереса,что связано с явлением пресыщениявнимания.

Внимание

Характернойособенностью детей с РДА являетсянедостаточностьтонуса, быстрая истощаемостьи, соответственно, низкий уровеньактивного внимания.Как правило, внимание аутистов удерживаетсяяркостью, необычностью впечатлений;при этом такое непроизвольное вниманиехарактеризуется малойустойчивостью.Внимание удерживается несколько секунд.

Грубые нарушенияцеленаправленности и произвольностивнимания, его пресыщаемость, неустойчивостьу детей-аутистов являются препятствиемк формированию высших психическихфункций.

Память

Длявсех интеллектуально сохранных детейс РДА характерен высокий уровень развитиямеханическойпамяти.Собственно, стереотипии, проявляющиесяпрактически во всех видах активностиребенка, и есть проявление механическогозапоминания и воспроизведения информации.

Ещеодин вид памяти, хорошо развитый удетей-аутистов, – это памятьна эмоции,переживаемый аффект. Как правило, детидемонстрируют яркую реакцию негативизмана те ситуации, о которых сохранилиотрицательные воспоминания.

Имеются данные,что для интеллектуально сохранных детейс ранним детским аутизмом возможноразвитие всех видов памяти, в том числеи логического, осмысленного,опосредствованного запоминания. Длядетей-аутистов с нарушениями интеллектапрогноз в отношении развития мнемическойфункции гораздо более неблагоприятен.

Воображение имышление

Относительнокачеств воображениядетей с РДА есть две противоположныеточки зрения. Первую гипотезу сформулировалЛ. Каннер, предположив, что аутистовотличает богатое, причудливоевоображение,компенсирующее недостаток впечатленийизвне.

Ученые,защищающие вторую гипотезу, наоборот,утверждают, что аутистов отличаетпатологическоефантазирование,но воображение как познавательныйпродуктивный процесс, наоборот, развиточрезвычайно слабо.

Патологическоефантазирование– безусловно, яркое, образное, используетсядля того, чтобы избежать психологическойтравмы вследствие контакта сдействительностью, полностью поглощаетинтересы ребенка, при этом не способствуяни продуктивности деятельности, ниповышению уровня саморегуляции психики.Более того, аутистам свойственны явноагрессивные фантазии, также и содержаниестрахов, фобий детей может иметьфантастический характер.

Речь

Развитиеречидетей с РДА имеет специфические черты.Главной из них является недоразвитиеэкспрессивной речи,снижение реакции на говорящего.

Первыеактивные речевые реакцииу детей с РДА могут запаздывать или бытьобедненными. У 11% детей фаза лепетаотсутствует, у 24% – слабо выражена, у31% отсутствует лепетная реакция на речьвзрослого.

Первыеслова у аутистов появляются рано, но в51% случаев слова не соотносятся свзрослым, произносятся вне социальногоконтакта. К двум годам у ребенка-аутистаможет сформироваться чистая речь, иногдадаже фразовая речь.

Специфическиминарушениями речи, проявляющимися удетей с РДА, являются эхолалиии разнообразные речевыештампы.

Эхолалии– особое нарушение речи, при которомребенок использует в диалоге частьфразы собеседника. Эхолалии отмечаютсяу детей с нарушениями интеллекта, а удетей-аутистов – это своеобразнаяпсихологическая защита, избеганиеозвучивания «своей» информации вдиалоге.

Приверженностьк речевымштампам удетей с РДА выражается в том, что оничасто используют в речи фразы с четкимритмическим рисунком, рифмованныестрочки, повторяют известные фразы(например, постоянно цитируют фразу изрекламного ролика) и т.п. Значение речевыхштампов – такое же, как при эхолалиях;фактически – избегание речевого общенияс окружающими.

Формальныепоказателиречевого развития– состояние активного и пассивногословаря, звукопроизношение, сложностьграмматических построений у многихинтеллектуально сохранных детей с РДАне выходит за пределы возрастной нормы.

Поуровню развитияинтеллектадетей с РДА можно разделить на четырегруппы:

  • 10–12% детей показывают высокие показатели интеллектуального развития;

  • 25–30% детей находятся на уровне возрастной нормы, при этом могут в дошкольном возрасте показывать тенденцию к задержке психического развития, спровоцированной недостаточностью общения.

    Тем не менее, для указанных двух групп детей прогноз развития достаточно благоприятен – за счет хорошего, продуктивного интеллекта они обучаемы, приобретают навыки, необходимые для социальной адаптации.

  • 30% детей с РДА показывают интеллектуальное развитие на уровне выраженной ЗПР (церебрально-органического происхождения);

  • 30% детей характеризуются низким, отсталым уровнем интеллекта.

Вопросо соотношении умственной отсталости иаутизма достаточно сложен. С однойстороны, возможно, что органическоеповреждение, приводя к диффузномупоражению клеток коры (причиныолигофрении), затрагивает и подкорковыеобразования (причины РДА).

С другойстороны, оба эти дефекта усиливают другдруга: низкий, на уровне идиотии, интеллектне ищет впечатлений извне, то естьпроявляет признаки аутизма, избегаясоциального взаимодействия, не приобретаетнового опыта и тем самым не формируетновые психические функции.

Влюбом случае прогноз для детей со сложнымдефектом – сочетанием интеллектуальнойнедостаточности и аутизма – неблагоприятен.

Развитиемышлениядетей с РДАдостаточно необычно: мышление используетв качестве средства мыслительнойдеятельности неполные, фрагментарные,выделяющие, яркие, выразительные качествапредмета образы.Таким образом, выражается синкретическийхарактер мышления,который, в отличие от нормы, сохраняетсядо конца школьного обучения, а возможно,и всю жизнь.

Основой синкретичностимышления являются именно характеристикиобразавосприятияи внимания; за 1–2 секунды, которыеребенок-аутист тратит на восприятиепредмета, усваивается лишь частьпризнаков окружающей действительности.

Однако сензитивность, восприятие тонкихразличий, необычная комбинация признаков,на которые опирается мыслительныйпроцесс, позволяет детям-аутистам бытьпродуктивными в мыслительной деятельности.

Детинуждаются в том, чтобы формировать уних основылогического мышления,учить формировать причинно-следственныесвязи, опираться на формальную логику.Коррекционные занятия должны формироватьтакие мыслительные операции, каксимволизацию и перенос.

Своеобразиеэмоций и деятельности при РДА

Развитиеэмоционально-волевойсферы детейс РДА показывает отличия от нормы ужена 1 году жизни, когда наблюдаетсяотставание в развитии комплексаоживления(у 100 % детей с РДА). В дальнейшем однойиз особенностей эмоциональной сферыстановится тревожность и обилие страхов.

Страхкак своеобразная эмоциональная реакцияребенка может быть вызван самыми разнымипричинами. Выделяют:

  • типичные для возраста страхи темноты, незнакомых, чужих животных и т.п.;

  • страхи, вызванные повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, – страх шума бытовых приборов, чужих людей, необычности ситуации;

  • неадекватные, бредоподобные страхи.

У детей с РДА могутбыть выражены страхи всех типов, которыемогут быть усилены неправдоподобными,навязчивыми фантазиями.

Деятельностьребенка с РДА на всех возрастных этапахотличает вялость, безынициативность.

Ребенкаочень привлекает манипулированиес неигровыми предметами (например,ключами, предметами домашнего обиходаи т.п.), которые дают интересные, необычныетактильные, зрительные, обонятельныеощущения. Дети некоммуникабельны,избегают взгляда в глаза собеседника.Ролевые игрынеустойчивы, легко переходят вигры-манипуляции.

Манипуляции спредметами предпочтительнее сюжетно-ролевыхигр до конца дошкольного возраста.

Учебнаядеятельностьдетей-аутистов плохо регулируется.Ребенок пассивен, не проявляет интересак учебной деятельности, невнимателен,очень часто поглощен своими фантазиями,«творчеством».

Несформированностьволевой регуляции поведения препятствуетформированию навыков самоконтроля вучебной деятельности таких детей.

Разрабатываяосновы ипринципы психокоррекционной работыс детьми-аутистами, психологи рекомендуютпридерживаться следующих правил:

  • сохранять приемлемую для ребенка, «безопасную» дистанцию в общении;

  • предоставлять ребенку возможность заниматься любимым занятием, если он хочет, то в одиночестве;

  • учить ребенка способам обследования окружающих предметов;

  • формировать у ребенка стереотипы бытовых навыков;

  • поощрять ребенка к речевым коммуникациями, разнообразить речевые реакции;

  • формировать (по принципу оперантного научения) навыки поведения в стрессовых ситуациях, ситуациях эмоционального дискомфорта, страха и т.п.

Все эти рекомендацииреализуются при условии хорошегоконтакта ребенка и взрослого.

Темне менее, для детей с РДА прогнозуспешности развития лишь относительноблагоприятен – на психолого-педагогическуюкоррекцию реагируют всего лишь третьдетей.

Источник: https://studfile.net/preview/3221200/page:38/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.