Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

Консультация поможет родителям понять чему учат и что развивают навыки конструирования у детей раннего возраста

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Конструирование для ребёнка является важной продуктивной деятельностью. В процессе конструирования у детей формируется способность построения любой детской деятельности. А.С.

Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру».

 Уже после 1,5 лет ребенок самостоятельно начинает выстраивать (конструировать) «дорожки» из игрушек, палочек, ложек, то есть из того материала, что его окружает, строить домики, гаражи, дороги, то есть у ребенка появляется определенный замысел.

Важно отметить, что в процессе конструирования развивается и сам ребенок.

Чему учат и что развивают навыки конструирования:

– умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция;

– развиваются творческие способности ребенка;

– воображение, любое конструирование в раннем возрасте сопровождается игрой, а там, где игра, всегда присутствует фантазия, а сама игра может побудить к конструированию, которое затем становится полностью самостоятельным значением.

В конструировании присутствуют два связанных между собой этапа: создание замысла и его исполнение. Конструкторское мышление – это мыслительные и практические действия.

 Откуда ребенок берет идеи, замыслы? Из окружающей его жизни: это и книжки, которые мы читаем, картинки, которым уделяем внимание, предметы что окружают нас, игры, люди.

 Однако в раннем возрасте дети воспринимают мир поверхностно.

И для того, чтобы ребенок быстрее научился видеть и понимать характерные признаки окружающих предметов, для того, чтобы научился правильно их связывать и объединять — необходимо наполнить его жизнь впечатлениями, яркими позитивными моментами. Необходимо создать условия для более глубокого исследования и познания окружающего мира и тогда он будет выражать в конструкциях, поделках, в любом другом творчестве.

А что еще удивительного и важного в конструировании?

  1. Когда мы смотрим на ребенка, который строит гараж или дом, а потом его вдруг рушит и заново отстраивает, мы порой просто задаемся вопросом и даже произносим его вслух: «Зачем же ты сломал, у тебя же было так красиво!» Именно в этот момент многие не осознают, что в маленькой головке, есть своя идея, свой идеал, как хорошо и как красиво. И порой, не спрашивая разрешения, вмешиваемся в его действия, тем самым пытаясь исправить, не только разрушенный дом, но и ситуацию в целом, не задумываясь о том, что своими действиями мы навязываем свое мнение, свое видение мира.

Поэтому постарайтесь узнать у ребенка как он хотел, как было бы красиво. Не восстанавливайте сами.

А, если вы решили помочь ребёнку, то каждое свое действие сопровождайте вопросами: «Так?», «Так правильно?», «Куда мне поставить?», «Откуда эта часть?», «Правильно?», «Я все правильно делаю?» – это те вопросы, которые ребенку необходимы, таким образом восстанавливается его конструкция, но вашими руками, без навязывания. 

 2) Такие простые действия, как вращение и перемещение предметов имеют большую значимость. Ребенок, таким образом, учится использовать определенные образы в пространстве, с целью изменить конструкцию, например, изменить ее месторасположение или изменить ее форму.

Конструкторы для детей от года до 3 лет

Детям старше одного года разрешено давать некоторые блочные наборы (но только с правильной возрастной маркировкой), вносить разнообразие тематическими деталями.

Ребятам постарше играть с простыми кубиками будет неинтересно, к тому же простые большие детские конструкторы уже ничему не научат. Блочные наборы посложнее развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, логику и фантазию.

Количество деталей конструктора в наборе для детей постарше увеличивается, а их размер уменьшается.

Для детей этого возраста подойдут мозаики и блочные детские деревянные конструкторы. Детский магнитный конструктор и болтовые наборы в этом возрасте давать еще рано.

Как выбрать конструктор для детей младше 3 лет

  1. В магазине попробуйте сами скрепить детали, проверьте, насколько легко собирается конструктор.
  2. Чем младше ребенок – тем проще выбирайте конструктор.
  3. Попросите предъявить сертификат качества продукции. Несоответствующие стандартам конструкторы могут нанести вред здоровью ребенка.
  4. Прежде чем купить детский конструктор, проверьте его детали на наличие сколов и трещин.
  5. Избегайте конструкторов с резким химическим запахом (особенно, если это детский пластмассовый конструктор).
  6. Если конструктор для маленьких детей окрашивает руки, покупать его тоже не стоит.

Как играть в конструктор с ребенком до 3 лет

  1. Сперва дайте ребенку ознакомиться с конструктором самостоятельно. Если это первая такая игрушка малыша, он, скорее всего, просто разбросает детали по комнате. Но перед этим осмотрит их и подержит в руках.
  2. Затем включитесь в игру и покажите, как строить простую башню или другую несложную конструкцию. Попросите ребенка поучаствовать в процессе, помочь вам в строительстве. В процессе игры можно обучать малыша, называя цвет фигурок или их форму (треугольную, квадратную, круглую и т.д).
  3. Первыми построенными совместно фигурами могут быть простые пирамиды, лесенки, а могут быть и конструкции посложнее, например, домик. Это даст ребенку первое представление о пространственном мышлении, научит различать большие и маленькие детали, широкие и узкие.
  4. После нескольких созданных вместе фигур предложите ребенку построить что-то самостоятельно. При необходимости делайте одинаковые конструкции параллельно, чтобы малыш, если у него что-то не получается, подсмотрел, как строить фигуру.
  5. Через какое-то время ребенок научится создавать фигуры самостоятельно и даст волю фантазии, начав воплощать собственные идеи.
  6. С ребенком от двух лет интересно превратить конструктор в мини-театр: придумывать истории про созданных персонажей, разыгрывать сценки в сооруженных декорациях.
  7. К 3 годам научите ребенка строить по “чертежам” – рисункам сооружений. Это следующий шаг в развитии пространственного мышления, ведь здесь двухмерный объект необходимо воплотить в объемном виде.
  8. Давайте ребенку волю в игре с конструктором, пускай он создает собственные здания, персонажей, сооружения и развивает фантазию.

Роль конструирования в развитии детей раннего возраста

Конструирование для ребёнка является важной продуктивной деятельностью. В процессе конструирования у детей формируется способность построения любой детской деятельности. А.С.

Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру».

 Уже после 1,5 лет ребенок самостоятельно начинает выстраивать (конструировать) «дорожки» из игрушек, палочек, ложек, то есть из того материала, что его окружает, строить домики, гаражи, дороги, то есть у ребенка появляется определенный замысел.

Важно отметить, что в процессе конструирования развивается и сам ребенок.

Чему учат и что развивают навыки конструирования:

– умение анализировать и определять функции строительства, под которые создается или будет использоваться конструкция;

– развиваются творческие способности ребенка;

– воображение, любое конструирование в раннем возрасте сопровождается игрой, а там, где игра, всегда присутствует фантазия, а сама игра может побудить к конструированию, которое затем становится полностью самостоятельным значением.

В конструировании присутствуют два связанных между собой этапа: создание замысла и его исполнение. Конструкторское мышление – это мыслительные и практические действия.

 Откуда ребенок берет идеи, замыслы? Из окружающей его жизни: это и книжки, которые мы читаем, картинки, которым уделяем внимание, предметы что окружают нас, игры, люди.

 Однако в раннем возрасте дети воспринимают мир поверхностно.

И для того, чтобы ребенок быстрее научился видеть и понимать характерные признаки окружающих предметов, для того, чтобы научился правильно их связывать и объединять — необходимо наполнить его жизнь впечатлениями, яркими позитивными моментами. Необходимо создать условия для более глубокого исследования и познания окружающего мира и тогда он будет выражать в конструкциях, поделках, в любом другом творчестве.

А что еще удивительного и важного в конструировании?

  1. Когда мы смотрим на ребенка, который строит гараж или дом, а потом его вдруг рушит и заново отстраивает, мы порой просто задаемся вопросом и даже произносим его вслух: «Зачем же ты сломал, у тебя же было так красиво!» Именно в этот момент многие не осознают, что в маленькой головке, есть своя идея, свой идеал, как хорошо и как красиво. И порой, не спрашивая разрешения, вмешиваемся в его действия, тем самым пытаясь исправить, не только разрушенный дом, но и ситуацию в целом, не задумываясь о том, что своими действиями мы навязываем свое мнение, свое видение мира.

Поэтому постарайтесь узнать у ребенка как он хотел, как было бы красиво. Не восстанавливайте сами.

А, если вы решили помочь ребёнку, то каждое свое действие сопровождайте вопросами: «Так?», «Так правильно?», «Куда мне поставить?», «Откуда эта часть?», «Правильно?», «Я все правильно делаю?» – это те вопросы, которые ребенку необходимы, таким образом восстанавливается его конструкция, но вашими руками, без навязывания. 

 2) Такие простые действия, как вращение и перемещение предметов имеют большую значимость. Ребенок, таким образом, учится использовать определенные образы в пространстве, с целью изменить конструкцию, например, изменить ее месторасположение или изменить ее форму.

Конструкторы для детей от года до 3 лет

Детям старше одного года разрешено давать некоторые блочные наборы (но только с правильной возрастной маркировкой), вносить разнообразие тематическими деталями.

Ребятам постарше играть с простыми кубиками будет неинтересно, к тому же простые большие детские конструкторы уже ничему не научат. Блочные наборы посложнее развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, логику и фантазию.

Количество деталей конструктора в наборе для детей постарше увеличивается, а их размер уменьшается.

Для детей этого возраста подойдут мозаики и блочные детские деревянные конструкторы. Детский магнитный конструктор и болтовые наборы в этом возрасте давать еще рано.

Как выбрать конструктор для детей младше 3 лет

  1. В магазине попробуйте сами скрепить детали, проверьте, насколько легко собирается конструктор.
  2. Чем младше ребенок – тем проще выбирайте конструктор.
  3. Попросите предъявить сертификат качества продукции. Несоответствующие стандартам конструкторы могут нанести вред здоровью ребенка.
  4. Прежде чем купить детский конструктор, проверьте его детали на наличие сколов и трещин.
  5. Избегайте конструкторов с резким химическим запахом (особенно, если это детский пластмассовый конструктор).
  6. Если конструктор для маленьких детей окрашивает руки, покупать его тоже не стоит.

Как играть в конструктор с ребенком до 3 лет

  1. Сперва дайте ребенку ознакомиться с конструктором самостоятельно. Если это первая такая игрушка малыша, он, скорее всего, просто разбросает детали по комнате. Но перед этим осмотрит их и подержит в руках.
  2. Затем включитесь в игру и покажите, как строить простую башню или другую несложную конструкцию. Попросите ребенка поучаствовать в процессе, помочь вам в строительстве. В процессе игры можно обучать малыша, называя цвет фигурок или их форму (треугольную, квадратную, круглую и т.д).
  3. Первыми построенными совместно фигурами могут быть простые пирамиды, лесенки, а могут быть и конструкции посложнее, например, домик. Это даст ребенку первое представление о пространственном мышлении, научит различать большие и маленькие детали, широкие и узкие.
  4. После нескольких созданных вместе фигур предложите ребенку построить что-то самостоятельно. При необходимости делайте одинаковые конструкции параллельно, чтобы малыш, если у него что-то не получается, подсмотрел, как строить фигуру.
  5. Через какое-то время ребенок научится создавать фигуры самостоятельно и даст волю фантазии, начав воплощать собственные идеи.
  6. С ребенком от двух лет интересно превратить конструктор в мини-театр: придумывать истории про созданных персонажей, разыгрывать сценки в сооруженных декорациях.
  7. К 3 годам научите ребенка строить по “чертежам” – рисункам сооружений. Это следующий шаг в развитии пространственного мышления, ведь здесь двухмерный объект необходимо воплотить в объемном виде.
  8. Давайте ребенку волю в игре с конструктором, пускай он создает собственные здания, персонажей, сооружения и развивает фантазию.

Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/deti-i-vzroslye/rol-konstruirovaniya-v-razvitii-detey-rannego-vozrasta

Конструирование в раннем возрасте

Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интересных видов продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определённого, заранее задуманного продукта.

Игры со строительным материалом очень интересны для малышей. Они незаменимы для умственного развития. Игра способствует развитию  познавательного интереса.

Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.

Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными. Это значит, что игры детей со строительным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук.

Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры, который помогает заинтересовать ребёнка этим видом деятельности. Например: «Построим дорожку для машины» или «Построим мебель для куклы» (стул, стол, диван).

Дети учатся правильно называть детали строительного материала (кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр), понимать и правильно употреблять слова (большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий). По словесному указанию взрослого ребёнок учится выполнять определённые действия: накладывать, прикладывать, приставлять, снять, поставить, убрать, разобрать.

Конструирование – это создание разных построек и конструкций из строительного материала, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

В магазинах предоставлен большой ассортимент строительного материала для детей: большие модули; пластмассовый, деревянный напольный и настольный конструктор; конструктор «Лего», резиновые кубики; мягкий строительный материал, настольный театр по сказкам.

Рекомендации по ознакомлению детей с конструктором:

  1. Поставив перед ребёнком набор для строительных игр, берите по одной детали конструктора. Предложите ребенку потрогать деталь на ощупь, рассмотреть, назвать.
  2. Чтобы ребёнок усвоил название деталей набора, используйте «опредмечивание»- любая геометрическая фигура строительного материала похожа на какой-то известный предмет (призма – крыша, цилиндр – столбик и т.д.).
  3. Сначала нужно познакомить ребёнка с постройками из одинаковых геометрических форм: кубиков или кирпичиков.
  • Башенки из кубиков (из кубиков)
  • Узкая и широкая дорожки (из кирпичиков)
  • Заборчик (из кирпичиков)
  • Ворота (из кирпичиков)
  • Самолёт (положить два кирпичика крест – накрест)
  • Поезд (из кирпичиков). Используем и обыгрываем постройку с игрушками. Например: «Посадим киску, собачку и петушка в вагончики».
  • Лесенка (из кубиков)
  1. Следующий этап конструирования, когда можно перейти к комбинированию двух или трёх знакомых деталей конструктора(кубик и кирпичик, кубик и призма, цилиндр, кубик и кирпичик)
  • Машина (кубик и кирпичик)
  • Дом с крышей (кубик и призма)
  • Горка (кубик и призма)
  • Стул и стол (кубик и кирпичик)
  • Мостик, скамеечка (кубик и кирпичик)
  • Паровоз (кирпичик, кубик, цилиндр)

Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию. К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер.

Дети могут построить сооружения из 3-х и 4-х разных деталей: “Мебель для куколки” (стол, стул, диван, “Башня с забором и воротами для петушка”, “Дорога и мостик”. Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.

  1. Очень важно для обыгрывания построек использовать игрушки (маленькие куколки, животные, машинки, деревья). Это способствует развитию и совершенствованию сюжетно – отобразительной игры, и вызывает у детей массу положительных эмоций.
  2. После игры с конструктором предложите ребёнку сложить детали обратно в коробку, выбирая сначала только кубики, затем кирпичики и так далее.
  3. Важно стимулировать ребенка к играм с конструктором, проявлять интерес и сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, нужно исключить  замечания и осуждения.

Играйте, творите, стройте с ребенком! Удачи Вам.

Источник: https://natashar-shat-dou18.edumsko.ru/articles/post/1301027

Проект по конструированию ранний возраст

Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78»

Творческий проект по конструированию в группе раннего возраста

«Маленькие строители»

Сенникова А.О

2020г.

Конструктивная деятельность важна для гармоничного развития дошкольника: совершенствует мелкую моторику; формирует у ребёнка самостоятельность: стремление к достижению цели, креативность; воспитывает эстетические чувства; малыш получает важный опыт исследовательского  поведения

Актуальность: Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

В настоящее время исследования ученых убедительно доказали, что, возможности людей которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма.

Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа и о существовании которых, многие подчас не подозревают.

Конструктивная деятельность, как и игровая, по мнению педагогов и психологов является одним из важных видов деятельности в развитии познавательных и творческих способностей ребенка, так как позволяет вызвать у ребенка потребность к творчеству, развивается логическое, образное мышление, любознательность, коммуникативность, трудолюбие, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Под руководством воспитателя ребенок, создавая красивое, ощущает себя значимым, умелым, способным.

Цель проекта:
Развитие познавательных и творческих способностей у детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности. Развитие восприятия, мышления и воображения

Задачи:

  • Содействовать возникновению и развитию положительных эмоций и интереса к играм со строительным материалом;
  • Создать условия для экспериментирования и свободного конструирования, обыгрывания построек;
  • Познакомить с базовыми строительными деталями – узнавание, различение, правильное называние, свободное использование по назначению с учетом характерных признаков и свойств
  • Учить рассматривать и анализировать образец.
  • Развивать воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, словарный запас, игровые навыки.
  • Совершенствовать память, усидчивость, творческие способности.
  • .Воспитывать умение играть не ссорясь, помогатать друг другу и вместе радоваться успехам

В проекте участвуют- воспитатели, дети и родители группы.

Описание проекта

Проект состоит из III этапов.

I этап – январь –март 2020г.

Начало работы по конструированию с малышами детского сада заключается в обучении детей выполнять статистические постройки: башня, домик, заборчик, кроватка, стол, стул.

Маленькие конструкторы ориентируются на показ взрослого, делают постройку по готовому образцу.

Здесь используются детали только кубики или только кирпичики, бруски, а также сочетание двух разных геометрических фигур кубика и кирпичика, кубика и призмы, кирпичика и призмы.

II этап – март- май 2020г.

На втором этапе проекта ведется обучение конструированию построек, обладающими некоторыми признаками динамизма: машина, самолет, лодочка, поезд. Дети рады тому, что на этих конструкциях можно катать игрушки. Детали – брусок и кубик, 2 бруска или 2 пластины, брусок и треугольная призма. Из деталей: 2 цилиндра, пластин, кубик и брусок дети смогли соорудить машину.

III этап –июль – август.

Конструирование ведется по инициативе педагога, дети подают детали, необходимые для той или иной постройки. Обыгрывание конструкции “Путешествие в город игрушек”.

Планируемые результаты:

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Дети приобретают:

1.Конструктивно-технические умения: сооружать отдельные предметы из строительного материала пот образцу.

2.Обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: – речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.

), которые в других видах деятельности употребляются редко; 

– дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

-трудолюбие,

-самостоятельность,

-инициатива,

-упорство при достижении цели,

-организованность. 
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

-умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

-работать дружно, не мешая друг другу.

Социальная значимость проекта:

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.

), а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их.

Раннее развитие у дошкольников интереса к конструированию, моделированию, стимулирует детское научно-техническое творчество.

Источник: https://infourok.ru/proekt-po-konstruirovaniyu-rannij-vozrast-4251201.html

Роль конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

Развитие ребенка раннего возраста в конструировании

Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики “Мастера своего дела” Мантурова Ольга Вячеславовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34» г. Арзамас Нижегородской области, в своей статье расскажет о роли конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста.

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ.
Краткий к статье от Ольги Вячеславовны:
«В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие сенсорных способностей, обогащение и совершенствование чувственного опыта.

У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях. Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины и цвета, пространственных отношений»
Полезного чтения…

Роль конструирования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста

В воспитании детей раннего возраста очень важным является развитие сенсорных способностей, обогащение и совершенствование чувственного опыта. У детей должны постепенно складываться отчетливые и правильные представления об окружающих их предметах и явлениях.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Наиболее успешно такие представления складываются в процессе деятельности.

Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

Конструирование – это процесс сооружения построек, в котором предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения. В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины и цвета, пространственных отношений.

задача сенсорного развития в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

Основные моменты, характерные для обследования предметов с детьми раннего возраста:

– восприятие целостного облика предмета;

– вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина, цвет);

– определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (вверху, внизу, вдалеке, выше, ниже);

– повторное целостное восприятие предмета.

Для конструирования используются мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также вкладыши и нанизыватели.

Выделяют следующие задачи работы с детьми раннего возраста в конструировании:

– создать условия формирования у детей практического опыта в процессе обследования строительных деталей и игрушек, их сравнения, подбора по форме, цвету, величине;

– продолжать знакомить с основными формами строительных деталей (кубик, кирпичик, пластина);

– совершенствовать элементарные конструкторские умения в процессе действий со строительными деталями и простыми элементами конструкторов (образовывать элементарные перекрытия);

– побуждать к играм-экспериментам со строительными деталями, познанию их конструкторских свойств (может стоять, лежать, катиться);

– формировать пространственные понятия и называть признаки предметов, контрастные размеры (вверху, внизу, вдалеке, ниже, выше; кирпичик красный; большой – маленький);

– упражнять в плоскостном конструировании (накладывать вырезанные фигуры на изображенные, вкладывать в прорези);

– расширять представления об окружающем (транспорт, мебель, заборы);

– содействовать сюжетно-отобразительной игре;

– развивать речевое и игровое общение;

– приобщать к труду (аккуратно разбирать постройки, складывать детали в коробки).

К началу второго года жизни у детей начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей (из них можно строить), простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыгрывать постройки. Дети овладевают элементарными действиями со строительными деталями.

Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. Идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование. Например, можно ставить кубики на кубики до тех пор, пока башня не упадет.

Таким образом, ребенок осваивает свойства разных форм, приобретая опыт, необходимый для возведения постройки.

В этом возрасте конструирование сливается с сюжетно-отобразительной игрой, поскольку мотивом для создания построек является сюжет игры; при этом инициатором выступает взрослый.

Детей продолжают знакомить со свойствами и возможностями деталей, развивают у них представление о цвете, форме, величине, пространственной ориентации (длинная, в домике, на заборчике).

Ребенок действует с деталями строительного материала многократно, их сравнивает, отбирает, примеривает, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получает результат.

И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.

Основной прием обучения детей третьего года жизни конструированию – рассматривание и анализ постройки, созданной воспитателем (образец), и подробный рассказ способов конструирования, сопровождаемый объяснениями.

При этом важно использовать игровые приемы, которые помогают заинтересовать детей этим видом деятельности. Очень важно обыгрывать с детьми созданные постройки – это способствует повышению их интереса к конструированию.

Основное внимание следует уделить формированию у детей сенсорного опыта (различные детали, игрушки, обыгрывающие постройки по величине, форме, цвету, весу) и обучение формообразующим способам (накладывать, приставлять, удлинять, надстраивать).

Для привлечения детей к выполнению учебной задачи применяют мотивацию. Например, строим домик для зайки, чтобы помочь ему спрятаться от дождя; что содействует развитию игры.

В игровой ситуации ребенок естественнее воспринимает новые конструктивные задачи и успешнее решает их.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по конструированию включает в себя:

– создание игрового образца (игровой ситуации) – эффективный прием педагогического руководства строительной игрой, пользуясь которым удается не только заинтересовать детей этой игрой, но и достигнуть более высокого качества стройки;

– создание проблемной ситуации – поддержание интереса к конструктивной деятельности в процессе НОД;

– показ образца постройки и его обследование – способствует освоение техники стройки;

– ознакомление с приемами конструирования – привлечение интереса к формообразующим способам;

– конструирование постройки детьми;

– подведение итогов НОД;

– рефлексия – косвенная оценка результата НОД.

Рассмотрим структуру непосредственно образовательной деятельности (НОД) по конструированию «Построим домик мишке».

Цель: дать детям представление о том, из каких частей состоит домик, формировать умение последовательно вычленять отдельные элементы домика, складывать целый домик из строительного материала.

1.Создание игровой ситуации (использование художественного слова, игра-забава).

– Ребята, кто там грустный под кустиком спрятался?

Неуклюжий, косолапый,

Когда спит, сосет он лапу,

Ест малину, любит мед,

Он в берлоге живет.

– Ну-ка, посмотрим. Мишенька, это ты? Что не весел, что головушку повесил? Ребята, давайте развеселим мишутку.

Игра-забава «Веселый мишка»

Тихо, мишенька, сиди

И детей не разбуди.

Попляши поскорей,

Чтобы было веселей.

2.Основная часть (проблемная ситуация, показ образца домика и его обследование, ознакомление с приемами конструирования, построение домика, игра-забава).

– Но вот беда – нет у нашего мишки дома, поэтому иногда ему и не до меда, как только вспомнит, что жить негде. А ведь мы можем мишке помочь и построить хороший просторный дом.

– Что это?

– Какой домик построен?

– Какие основные части у домика?

– Какие детали нужны для крыши, стен?

– Какой формы это перекрытие?

– Какого цвета части домика?

Игра-забава «Мишутка пляшет»

Буду с мишенькой плясать,

Буду мишку поднимать,

Ты, мишутка, не ленись,

Ты со мною покружись.

Будем весело плясать

И друг друга догонять.

3.Заключительная часть (подведение итогов НОД).

– Ребята, кому мы сегодня помогали?

– Что мы построили для мишки?

– Из чего построили домик?

4.Рефлексия (косвенная оценка результат НОД).

Хорошо вы потрудились, ребятишки!

Домик есть теперь у мишки-шалунишки.

На НОД по конструированию в первой младшей группе сооружаются следующие постройки:

– башня;

– разные дорожки;

– мебель (стулья, кровать, диван);

– автобус и грузовик;

– заборчик;

– скамейка, воротца (построение перекрытий);

– домик (простой, с дверью и заборчиком);

– лестница.

К концу третьего года у ребенка начинают развивать воображение как процесс внутреннего плана мышления. Воображение не станет ярким, образным, направленным, если взрослые вовремя не начнут его развивать.

Поэтому так важно давать детям больше представлений, впечатлений об окружающем мире предметов, знакомить с конструируемыми объектами, показывать разнообразные действия с игрушками и предметами.

Таким образом обогащают предметно-практическую деятельность, развивают интерес к конструированию, стимулируют поиск новых способов решения конструкторских задач («Моя машина не может проехать в твои ворота. Подумай, как перестроить их?»).

Основная задача развития сенсорных способностей заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы, которые способствовали бы совершенствованию процессов конструирования, т.е. в неразрывной связи с продуктивной деятельностью. Поскольку продуктивная деятельность дает наибольший эффект для сенсорного развития, ведь содержание и ее организация подчинены задачам умственного развития.

Литература

1. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

2.Григорьева Г. Г., Кочетова П. П., Сергеева Д.В. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

3.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.                 Е. И. Радиной. – М.: Просвещение, 1977.

4.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

5.Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.Н. Поддьякова,                     В. Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981.

6.«Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (ФГОС), приказ № 1155 от 17.10.2013.

Источник: https://razvitum.ru/articles/masters/2017-02-09-06-49-32

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.