Развитие ребенка с рождения занятия

Содержание

Как заниматься развитием ребенка с рождения?

Развитие ребенка с рождения занятия

Многие считают, что у ребенка должно быть беззаботное, счастливое детство и не имеет значения, научится ли их чадо узнавать цвета, геометрические фигуры, буквы, сможет ли читать, считать, писать, рисовать и так далее до школы или за партой. Другие настолько увлечены процессом развития младенца, что ему не остается времени на куклы-машинки.

Когда ребенок с пеленок постоянно занят обучением, это отбивает у него охоту учиться дальше в таком же темпе. Нет единого мнения, что лучше: пустить лодку-ребенка по течению или все-таки направлять его в этом бескрайнем океане жизни. Мы не будем никого убеждать и склонять к какому-то определенному мнению, а просто поможем тем, кто все-таки решил развивать свое чадо. Depositphotos

С чего и как начать?

Для начала нужно запомнить три золотых правила развития способностей ребенка:

1. Игра. Все дети любят играть, и именно в процессе игры лучше давать им знания об этом мире и его особенностях.

2. Честность. Развивайте ребенка, когда у вас есть желание это делать, от чистого сердца. Если ребенок не почувствует вашего искреннего желания заниматься с ним, то и усваивать информацию он будет невнимательно и без энтузиазма.

3. Фантазия. Представьте себя на некоторое время маленьким ребенком и воспринимайте обучение, развитие через призму детского мировоззрения и ощущения.

Первые несколько месяцев малыш почти все время спит, а в перерывах — ест, и свои начальные познания об этом мире он приобретает, слушая речь, голос своих родителей. Разговаривать с малышом нужно как можно чаще и обо всем, что вас и его окружает.

Играйте своим голосом: повышайте интонацию, если рассказываете о чем-то необычном, интересном; переходите на шёпот, если хотите сообщить ему о чем-то загадочном и таинственном.

Комментируйте все свои действия, называйте вещи своими именами, говорите не только о том, что видите, но и о своих чувствах, настроении. Придумывайте ласковые имена, прозвища своему ребенку. Любому человеку, даже крохотному, нравится, когда его нежно зовут по имени.

Эмоциональная сфера очень важна для развития ребенка в раннем возрасте. Depositphotos

Главным источником информации для ребенка первых месяцев жизни являются зрение и слух. Позаботьтесь, чтобы вашему малышу во время бодрствования было на что посмотреть. Показывайте яркие игрушки, простые контрастные картинки, фотографии близких людей и даже отражение ребенка в зеркале. Оптимальное расстояние для демонстрации ребенку каких-либо предметов — 20−30 см.

Игра на развитие внимания: плавно поводите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка несколько раз, потом зафиксируйте игрушку в одном положении на несколько секунд, чтобы ребенок смог рассмотреть непонятный предмет лучше, затем спрячьте игрушку и снова покажите.

Первые два месяца жизни дети лучше реагируют на контрастные черно-белые изображения, пусть в вашем арсенале будет 5−6 таких картинок.

Вывешивайте по 1−2 картинке возле кроватки или на стене, там, где чаще проходите с ребенком, когда он у вас на руках, и каждые 2−3 дня меняйте изображение.

Обращая внимание ребенка на картинки, рассказывайте подробно, что на них нарисовано, свое мнение, ощущения, составляйте мини-рассказики. Кроме показа картинок, полезно брать малыша на руки и устраивать экскурсии по дому. Depositphotos

Для развития слуха лучше использовать погремушки с разным звучанием, а можно сделать такие музыкальные игрушки самому: в баночки положите различные наполнители, чтобы звуки значительно отличались друг от друга. Скоро вы сами удивитесь, насколько избирателен ваш ребенок в выборе мелодии.

Хорошо развивает слух музыка. С рождения ставьте ребенку спокойную приятную музыку — сейчас очень много появилось в продаже дисков с классической музыкой для малышей, колыбельные песни, спокойные мелодии, звуки природы… Знакомьте малыша с разными ритмами. Слушайте быструю, громкую, мелодичную, медленную музыку.

Когда ребенок начинает осознано тянуться к предметам, сжимает кулачки, можно подвесить вертушку или мобиль возле его кроватки. Пусть пока малыш не может схватить крутящийся предмет, зато сколько прилагает усилий! Альтернативой мобильке может стать малышовый турничок или развивающий коврик.

Ребенку приятно осознавать, что он может сам двигать игрушки, вызывать какие-то звуки. Попробуйте пришить к носочкам небольшие колокольчики или звенящие шарики от погремушек, а можно сделать звонкие браслетики на ручки. При движении рукой или ногой малыш будет издавать звуки, так у него выработается ассоциативная связь — движение-звук. Depositphotos

Очень полезно развивать также тактильные ощущения: давайте ребенку предметы, разные по форме и содержанию. Игра с мешочками, которые сшиты из разной ткани и наполнены различным материалом (крупа, бусинки, шуршащие пакеты, вата, опилки и т. д.

 — все, что можно сложить в небольшой мешочек и герметично закрыть), отлично подойдет для этой цели.

Помимо такой игры с мешочками, можно давать ребенку трогать теплое, горячее, сыпучее, твердое, шершавое, гладкое — чем разнообразнее будут его ощущения, тем благотворнее это скажется на развитии малыша.

Для развития моторики купите ребенку прочное небольшое детское пианино, с крупными музыкальными кнопками — это будет любимая игрушка вашего крохи! Извлекать звуки, стучать по клавишам, разглядывать рисунки, слушать свое музыкальное произведение ребенок может бесконечно и каждый раз с неподдельным интересом. Для такой музыкальной игры его можно высаживать на подушки, а можно класть на животик. Развиваем сразу и моторику, и слух, и внимание, и тактильные ощущения!

Игры в воде не только полезны, но и интересны! Как только ребенок научится держать головку, лежа на животике, можно отправлять его в «свободное плавание»: запускать в ванну, заполненную на 10−15 см теплой водой. Если ребенок еще плохо держит головку вертикально, поддерживайте ее за подбородок.

Пусть в ванне будет 2−3 ярких игрушки для игр в воде, до которых ребенок будет тянуться, весело хлопая по воде руками и ногами. А если набрать полную ванну воды, то можно смело пошагать по дну, такие упражнения укрепляют и развивают мышцы спины и ног.

Со временем, когда ребенок начнет подниматься на четвереньки и сам ползать, купание может стать его любимым развлечением. Depositphotos

Развивать ребенка нужно постоянно, с возрастом увеличивая объем даваемой информации. Если раньше вы называли вещи односложными примитивными именами, то теперь старайтесь уточнять детали, цвет, форму, размер, положение в пространстве и т. д.

Помимо простых картинок на белом фоне, показывайте ребенку таблицы, карты, схемы, вывешенные на стенах вашего дома.

А когда малыш научится сидеть, то бумажные картинки можно заменить детскими электронными презентациями, где слайды автоматически сменяют друг друга.

Объясняйте, часто повторяйте, покажите свою заинтересованность процессом, чтобы ребенок чувствовал, что с ним просто играют, а не серьезно обучают.

Конечно, малыш не сразу поймет, о чем вы так увлеченно ему рассказываете, и не запомнит все те картинки, которые вы так часто ему показываете, зато он будет чувствовать постоянно ваше внимание к себе, слышать ваш ласковый голос, обращенный к нему. А главное — он будет открывать этот мир не в одиночку!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/23847/

Развивающие занятия для детей до года

Развитие ребенка с рождения занятия

Первое время после рождения ребенок адаптируется к окружающему миру, много спит, кушает и очень быстро растет. Многие родители думают, что развивающие занятия для детей до года ни к чему. Но это не так. Ведь с самого рождения ребенок развивается и каждый день познает мир .

Существуют разные мнения по поводу особенностей раннего развития детей, но в любом случае заниматься с малышом родителям нужно обязательно. Выбирая занятия для малышей следует руководствоваться принципом от простого к сложному, а также выбирать занятия в соответствии с индивидуальным уровнем развития вашего ребенка.

Варианты развивающих занятий для детей до года рассмотрим ниже.

Развитие речи

Занятия и разговоры с малышом с первых месяцев жизни помогают накоплению пассивного словарного запаса, а в будущем становлению хорошей речи.

1.Увеличение запаса слов:

  • показывайте малышу окружающие его предметы, дома, на прогулке, в магазине, объясняйте, что это;
  • показывайте ребенку разных животных с помощью карточек или игрушек, имитируйте их голоса;
  • вместе рассматривайте книжки с яркими картинками, объясняйте, что там изображено;
  • наблюдайте за природой и побольше рассказывайте малышу об окружающем мире;
  • познакомьте ребенка со словом «нельзя»;
  • изучайте новые слова с помощью карточек;
  • на улице обращайте внимание на звуки и называйте их источники.

2.Общение:

  • рассказывайте ребенку истории по картинкам;
  • чаще разговаривайте с малышом, объясняйте свои действия;
  • обращайтесь к ребенку по имени, чтобы он быстрее к нему привык;
  • применяйте игры-потешки (например: Ладушки, Сорока-ворона, Коза рогатая, Полетели и т.д.);
  • научите малыша махать «пока», хлопать в ладоши, стучать кулачком и т.д.;
  • разговаривайте с ребенком по игрушечному телефону.

3.Развитие артикуляции:

  • занимайтесь артикуляционной гимнастикой (можно начинать уже с 8 месяцев);
  • учите ребенка дуть на легкие предметы (перышки, кусочки ваты, листочки), затем можно пробовать дуть через трубочку.

4.Социализация:

  • играйте с ребенком в сюжетные игры с игрушками (учите ребенка кормить, укладывать спать, купать, ходить в гости, жалеть, делиться и т.д.)
  • разыгрывайте театральные инсценировки с помощью напальчиковых игрушек;
  • помогайте малышу общаться с другими детьми.

5.Изучение букв и звуков:

  • можете использовать обучающие мобильные приложения, например «Говорящая азбука».

Интеллектуальное развитие

Считается, что уровень интеллекта закладывается в самом раннем возрасте и степень его развития зависит в первую очередь от усилий родителей. Поэтому очень важно уделять внимание интеллектуальному развитию малыша.

1.Изучение геометрических фигур:

  • с раннего возраста можете начинать показывать ребенку черно-белые картинки с геометрическими формами;
  • учите малыша играть с кубиками (например, строить башню), а также фигурами перемещающимися по спирали и т.д.

2.Изучение цветов:

  • дети очень любят играть со стаканами или коробочками разных размеров;
  • научите ребенка строить из блоков конструктора разного цвета.

3.Занятия на внимательность и логику:

  • покажите малышу, как играть с пирамидкой;
  • поиграйте в прятки (можете закрывать свое лицо или лицо ребенка руками/платком/пеленкой или прятать игрушку);
  • рассыпайте и складывайте однородные предметы вместе с малышом;
  • собирайте простые пазлы;
  • научите ребенка играть с сортером и рамками-вкладышами.

4.Изучение окружающего мира:

  • предлагайте малышу трогать предметы разной фактуры;
  • ловите в воде небольшие игрушки (можно с помощью совочка или сачка);
  • катайте с ребенком игрушки в коробке за веревочку;
  • переливайте воду из одной емкости в другую;
  • учите малыша бросать игрушки в коробку/ведро;
  • предлагайте малышу играть с песком или снегом на улице (с использованием лопатки, грабель, ведра, формочек).

Творческое развитие

Занятия творчеством способствуют гармоничному развитию личности. Очень важно уделять внимание разным видам творческой деятельности, чтобы ребенок рос и развивался разносторонне.

1.Рисование:

  • пробуйте рисовать руками используя пальчиковые краски или специальные краски для рисования в ванной;
  • учите ребенка держать в руке карандаш и рисовать линии (для малышей лучше выбирать).

2.Лепка:

  • пробуйте лепить из соленого теста или глины (отщипывать кусочки, катать колбаски/шарики, делать из шарика лепешку, размазывать, втыкать в пластилин мелкие предметы и потом доставать и т.д.).

3.Развитие мелкой моторики:

  • играйте с развивающими книжками;
  • занимайтесь с малышом пальчиковой гимнастикой (можно делать массаж пальцев рук с помощью специального шарика Су-джок);
  • предложите ребенку игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, фасоль, орехи), прищепками, бизибордом, а также фигурами перемещающимися по спирали;
  • надевайте бусины или кольца на верёвочку, палку или пальцы;
  • учите ребенка доставать игрушки завернутые в бумагу, спрятанные в песке, пластилине и т.д.;
  • предложите малышу рвать бумагу;
  • покажите ребенку, как закручивать и откручивать крышки;
  • приклеивайте наклейки на ребенка, себя или листок.

4.Музыкальные занятия:

  • включайте классическую музыку (Моцарт, Вивальди);
  • учите ребенка различать музыку разных стилей (ритмичную, спокойную);
  • играйте в ритмические игры;
  • танцуйте вместе с ребенком под музыку;
  • пойте малышу песни;
  • играйте с музыкальными инструментами (бубен, барабан, клавесин, трещотка, бубенцы, колокольчики, дудочка, губная гармошка, пианино, гитара).

Физическое развитие

Интеллектуальное развитие ребенка очень сильно зависит от его физического развития, поэтому очень важно создать малышу условия для постоянной двигательной активности.

  • стимулируйте ползание и ходьбу ребенка с помощью (любимых игрушек, игрушек каталок, мяча и т.д.)
  • учите плавать;
  • занимайтесь гимнастикой для малышей (выкладывать на животик, сгибать/разгибать, поднимать/опускать, разводить руки и ноги, занятия на фитболе);
  • научите ребенка слезать с дивана (развернув к краю попой и спустив вниз ножки);
  • тренируйте чувство равновесия у ребенка (поднимайте/опускайте, кружите на руках);
  • делайте регулярно малышу массаж для снятия мышечного тонуса,

ВАЖНО! Самостоятельно делать массаж малышам до 3-х месяцев не рекомендуется!

  • предлагайте малышу ходить босиком по разным поверхностям;
  • делайте с ребенком разные упражнения, такие как ходьба на руках, прыжки на месте, перешагивание предметов, перетягивание «каната» и т.д.;
  • учите ребенка подниматься и спускаться по лестнице;
  • играйте в игры с мячом (перекатывайте, бросайте, ловите).

Важно не просто окружить ребенка игрушками, но и научить играть ими, а также важно, чтобы сами родители были вовлечены в этот процесс.

Длительность занятий для малышей в зависимости от возраста составляет от 2 до 10-15 минут.

Во время занятий всегда нужно находиться рядом с ребенком, не оставлять одного особенно с мелкими предметами. Дети очень изобретательны, часто даже трудно предугадать к чему может привести невинная игра.

Ни в коем случае не нужно заставлять малыша делать что-то против его воли, это может надолго отбить желание заниматься!

Не стоит сразу давать малышу слишком большое количество предметов для игр, так он быстрее устанет или заскучает.

Обычно, нет необходимости в том, чтобы приобретать малышам слишком много игрушек. Перед тем, как покупать игрушку, можно понаблюдать в гостях или игровых зонах, какие из них больше интересуют малыша. Многие детки, и вовсе, больше предпочитают играть предметами домашнего обихода.

Развивающие игрушки для детей до года

  • погремушка-грызунок (легкие, из мягкого материала, лучше в форме кольца с приятным негромким звуком, разной фактуры);
  • многофункциональный мобиль;
  • развивающий коврик;
  • музыкальная игрушка;
  • развивающая книжка;
  • резиновые игрушки для ванной;
  • стаканчики квадратные и круглые разного размера;
  • легкие кубики;
  • пирамидка;
  • фигуры перемещающиеся по спирали;
  • крупный конструктор;
  • мягкая игрушка;
  • игрушечный телефон;
  • мячик;
  • музыкальные инструменты;
  • игрушка каталка (на веревочке или на палочке);
  • машина-толокар;
  • игрушки для песочницы;
  • игрушки на палец;
  • сортер с простыми отверстиями;
  • рамки вкладыши;
  • бизиборд.

Многие развивающие игрушки легко сделать своими руками, в интернете можно найти большое количество идей.

Книги для детей до года

Начиная с 6 месяцев можно начинать знакомство малыша с первыми книгами!

Лучше, если это будут небольшие книжки из плотной бумаги/картона с яркими большими картинками (максимально естественными) и короткими стишками (Барто, Маршак, Чуковский). Также подойдут народные сказки.

Ближе к году можно начать заниматься по обучающим книжкам для малышей. Сейчас на рынке представлено большое количество разнообразных развивающих пособий.

Для малышей подойду, например, такие варианты, как Первая книга малыша (Стрекоза), Моя первая книга (Белый город), Годовой курс занятий (Эксмо), Альбом по развитию речи (Росмэн), Умные книжки (Махаон), Мои первые наклейки (Стрекоза), Логика (Эксмо) и многие другие. Очень большой выбор книг по доступным ценам можно найти в гипермаркетах Ашан.

В возрасте около года дети переходят на новый этап своего развития, начинают ходить и еще активнее познавать окружающий мир.

Однако, психологически ребенок не всегда может справиться с большим количеством новых умений и впечатлений.

Это может сказаться на его поведении, малыш начинает капризничать, раздражаться, вести себя противоречиво, не слушаться родителей. Многие специалисты связывают этот возраст с периодом первого кризиса.

Раннее развитие детей по мнению доктора Комаровского

Важно помнить, что главная задача любого развития сделать ребенка счастливым! Это, в первую очередь, включает в себя здоровье, а также умение жить в обществе. У слишком развитого ребенка могут возникнуть проблемы в общении, тогда полученные знания останутся нереализованными.

Главный принцип любого развития: ненасильственными методами выявить способности ребенка и не в ущерб здоровью и развивать выявленные способности.

При раннем развитии ребенка нужно учитывать основные моменты:

  • Обучение ребенка должно происходить в просторном помещении или на открытом воздухе в игровой форме.
  • Лучше всего давать ребенку те знания, которые ребенок уже сейчас может использовать в жизни. Знания полезны тогда, когда они помогают человеку жить, делают окружающий мир более понятным.
  • Ребенок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Главное, чтобы метод получения знаний не препятствовал формированию детского организма. Развитие мозгов не должно препятствовать полноценному развитию всего остального. Огромное количество проблем со здоровьем детей связано с тем, что они мало двигаются.

В современном мире дети быстрее учатся различать телефоны, марки автомобилей, но не виды окружающих их деревьев.

Однако нет никакой достоверной статистики, того, что ребенок, которого развивали с раннего возраста в будущем будет превосходить других. Сами по себе знания не делают нас успешными и счастливыми. Знать больше других – это не значит профессионально реализоваться лучше других.

Источник: https://EfremovaBlog.ru/malysh-oneyear/razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-do-goda/

Развивающие занятия для ребенка с рождения до 3 месяцев. Как развивать новорождённого

Развитие ребенка с рождения занятия

Младенец рождается с развитыми органами чувств. Большинство рецепторов уже сформированы к моменту рождения ребёнка, даже если были преждевременные роды. К примеру, слуховой и зрительный аппарат формируются начиная со второго месяца внутриутробной жизни. Вестибулярный аппарат функционирует с третьего месяца после зачатия.

Тогда же формируются рецепторы вкусовой чувствительности. Тактильные рецепторы наиболее интенсивно развиваются между вторым и четвёртым месяцами внутриутробной жизни. Болевая и температурная чувствительность формируются несколько позже, но новорождённый уже обладает ими.

К концу внутриутробного развития завершается формирование рецепторов обонятельной чувствительности.

Новорождённый малыш различает не только вкус, но и запах: от неприятного он энергично отворачивается. Ребёнок проявляет дифференцированную реакцию на мокрые пелёнки и тёплую ванну, женские голоса предпочитает мужским. Ритмичные звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие звуки — беспокоят.

По новейшим исследованиям, новорождённый различает звуки, резко отличающиеся по характеру друг от друга, например, шум и стук от музыкальных тонов, различает тоны в пределах смежных октав, определяет направление звука. Он способен имитировать некоторые доступные ему жесты и мимику взрослого. По словам О.

Фридриха, «дети всего лишь двенадцати дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык».

Новорождённому прежде всего необходимы своевременный уход и забота, но без комплексной стимуляции его развитие не может быть нормальным и разносторонним. Для полноценного эмоционального развития ребёнка необходимо как можно чаще с ним общаться.

Наиболее эффективно общение с малышом происходит, когда он находится на руках у взрослого. Поэтому берите малыша на руки не только, если он плачет, но и специально для общения с ним. Младенца до года практически невозможно избаловать. Руки матери являются для него комплексным стимулятором.

Держа ребёнка на руках и перемещаясь с ним в пространстве, вы обогащаете зрительный мир малыша, — ведь его пространство ограничено кроваткой, а оптимальная зона видения составляет 30—60 см.

Нежность, забота, ласковые слова, эмоциональное тепло, исходящие от вас, вызывают у маленького человечка первые эмоциональные отклики — робкие улыбки, двигательное возбуждение, — которые в дальнейшем разовьются в позитивные эмоциональные возгласы.

Как развивать рефлексы, зрение новорожденного?

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Как показывают различные исследования, у новорождённого уже с первых дней жизни можно обнаружить ориентировочные рефлексы на свет, оборонительные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет — движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя.

У ребёнка уже через несколько дней после рождения можно наблюдать так называемое зрительное сосредоточение — фиксацию глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. На первой неделе жизни у новорождённого обнаруживается реакция на контакт «глаза в глаза», то есть способность смотреть в глаза человека, который взял его на руки.

Установлено, что новорождённый предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому зрительному образу, а более естественное изображение лица фиксируется ребёнком в течение более длительного времени.

• Чёрно-белое изображение человеческого лица (размером с тетрадный лист) повесьте над кроваткой на расстоянии примерно 25 см от глаз ребёнка (большее удаление даёт рассеянное изображение). В момент, когда малыш смотрит на «лицо», начинайте передвигать изображение: сначала вправо, затем влево. Достаточно проделывать это 1—2 раза в день по 1— 2 минуты.

В месяц упражнение усложняется: передвигайте «лицо» сначала вправо, затем влево; возвратив «лицо» к центру, перемещайте его вверх от глаз малыша, а затем снова к центру, потом вниз. Приближайте к лицу ребёнка, затем отодвигайте. Делайте это 1—2 раза в день по 2—3 минуты.

• Возьмите кольцо диаметром 5—7 см. Повесьте его над кроваткой на стержень длиной 60—70 см. Кольцо может быть любого цвета, но следует учитывать, что в яркий солнечный день малыш в возрасте до года лучше следит за движением зелёных, синих и фиолетовых игрушек, а в пасмурный — красных, оранжевых и жёлтых.

• Попытайтесь определить, отличает ли ваш малыш предметы разных цветов, например красный и зелёный. Для этого на высоте 60—70 см над грудью ребёнка поместите красную погремушку (примерно с 20-го дня жизни). Погремушку держите над ним во время каждого периода его бодрствования и до тех пор, пока он не перестанет замечать её.

Тогда замените её на такую же по форме, но другого цвета. Обратите внимание, начнёт ли он так же увлечённо рассматривать новую погремушку, или не заметит разницы. Очень хорошо, если он будет с прежней увлечённостью рассматривать новую погремушку — это значит, что он увидел разницу между ними.

В следующий раз подберите по такому же принципу другую пару погремушек.

• Подвесьте на высоте 40 см над грудью малыша оранжевую или жёлтую игрушку размером 5×7 см. Перемещайте её на 180 ° в ту или иную сторону.

• В 2 месяца подвесьте над лицом малыша, надёжно и безопасно укрепив, металлическое небьющееся зеркальце на расстоянии 18—20 см от глаз. Зеркальце должно располагаться так, чтобы ребёнок мог видеть своё отражение. Игра с зеркальцем может проводиться 1—2 раза в день по 2—3 минуты.

• Подносите малыша к большому зеркалу, чтобы он рассматривал своё отражение, пробуждайте его интерес к деталям (сосредоточение и рассматривание). Приближайте и удаляйте малыша от зеркала.

• Прикрепите зеркальце к гибкой конструкции (например, к пластиковой ленте), чтобы малыш смог доставать его, когда будет на это способен, и рассматривать себя.

• Дайте возможность малышу рассматривать графические фигуры: линии, треугольники, четырёхугольники (сначала чёрно-белые), которые можно нарисовать на обычном листе бумаги. Прикрепите их в поле зрения вашего малыша на расстоянии примерно 25 см от его глаз.

Если малыш с видимым удовольствием рассматривает предъявляемые ему изображения, то, показав какой-нибудь один рисунок, передвигайте его сначала влево, затем вправо; потом вверх, вниз; потом по кругу — сначала в одну сторону, затем в другую; наконец, приближая к глазам — отодвигая от глаз.

Уменьшенные изображения графических фигур расположены на странице в определённой последовательности, от простого к сложному. В таком порядке и надо их показывать.

Каждый из рисунков может быть представлен в нескольких видах: в виде множества точек, в виде контура или чёрно-белой фигуры. Можно использовать и другие изображения.

В натуральную величину каждое изображение должно быть размером с тетрадный лист.

Рекомендуем посмотреть:

Первая книга для малыша

Зачем нужны пальчиковые игры

Как заниматься развитием ребенка от рождения до 2 месяцев

Источник: https://ped-kopilka.ru/roditeljam/razvivayuschie-zanjatija-dlja-rebenka-s-rozhdenija-do-3-mesjacev-kak-razvivat-novorozhd-nogo.html

Занятия с детьми до года: развивающие игры и упражнения по месяцам

Развитие ребенка с рождения занятия

В отличие от детенышей животных, которые становятся самостоятельными очень быстро, наши дети рождаются совершенно беспомощными и требуют ухода и внимания несколько лет.

Направленные на физическое и умственное развитие игры до года имеют для малышей огромное значение, ведь первый год не менее, чем каждый последующий — драгоценное время для закладывания основ успешного гармоничного развития личности.

Игры и упражнения на разных этапах развития

Логика развивающих занятий для детей любого возраста, начиная с самого рождения, основывается на том, чтобы поддержать и укрепить возникающие естественным путем новые возможности и интересы ребенка, а не научить его чему-то раньше времени. Есть приблизительные нормы по месяцам и годам, выверенные поколениями, на которые можно ориентироваться, не забывая при этом, что каждый ребенок проходит свой собственный путь развития.

Не требуйте слишком много от вашего малыша. Если по параметрам развития он соответствует хотя бы нижней границы нормы — терпеливо занимайтесь с ним, не ожидая быстрых успехов, и результат обязательно придет.

От 0 до 2 месяцев

Один из важных показателей физического развития младенца — его умение держать голову. Некоторые могут это чуть ли не с первых дней, другим нужно 2 или даже 3 месяца, чтобы научиться. Стимулировать малыша к освоению этого навыка помогают упражнения:

  • почаще кладите ребенка на живот — это положение само по себе вызовет у него желание поднять голову, особенно если на расстоянии 10 см перед ним будет лежать привлекательная игрушка;
  • совершайте медленные прогулки по дому или по улице (в теплую погоду), держа младенца вертикально и придерживая его плечи и головку правой (ведущей) рукой: малыш будет с интересом разглядывать окружающий мир, попутно укрепляя шею;
  • вложите указательные пальцы в ручки ребенка, лежащего на спине, и тихонько потяните на себя, когда он как следует уцепится — ему придется стараться удержать голову.

Не менее важно в это время давать малышу возможность как можно полнее пользоваться органами чувств — зрением, слухом, осязанием. Вся информация, которую он от них получает, идет в копилку его опыта, а значит — интеллекта.

  • В коляске или в кроватке обязательно используйте подвешенные игрушки, гирлянды из погремушек, но не оставляйте ребенка часами лежать, разглядывая их. Лучшим упражнением для глаз и ума малютки будет наблюдение за мамой, старшими детьми, домашними животными (но не по телевизору!), а так как сидеть он сможет еще нескоро, можно поместить его в переноску в положении полулежа или приспособить в качестве «шезлонга» горку для купания.
  • Звуки, окружающие малыша, не должны быть резкими, громкими. Для тренировки слуха идеально подойдет мелодичный колокольчик. Покажите его лежащему на пеленальном столике или в переноске малышу, дайте ему побить его ручками, потрогать. Потом спрячьте колокольчик в ладони, так, чтобы он не шумел, вытяните руку в сторону и позвените. Повторите опыт, вытянув руку в противоположную сторону.
  • Давайте малышу в руки как можно более разнообразные по материалам игрушки, следя за их безопасностью: деревянные, пластиковые, тканевые, гладкие, шершавые, твердые, мягкие. Очень полезны специальные игрушки со множеством трансформирующихся, но не распадающихся деталей.

Во время кормления грудничка надевайте крупные бусы — он с удовольствием будет теребить их ручкой.

От 3 до 5 месяцев

Это возраст, когда малыш, уже освоившийся в новой для него среде, начинает проявлять активный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Он понемногу учится удерживать погремушку, делает попытки перевернуться и даже поползти. Узнает и радостно реагирует на маму, знает голоса и лица всех домочадцев, гулит.

Для физического развития в этот период рекомендуются следующие упражнения:

  • положите перед лежащим на животе ребенком интересную игрушку так, чтобы он не мог дотянуться до нее, и в то же время приложите руку к его ножкам, давая возможность оттолкнуться;
  • в положении лежа аккуратно перекрестите ножки малыша, взяв их за ступни двумя руками или зажав их между большим, указательным и средним пальцами одной руки (это очень ловко получается у педиатров), так, чтобы запустить переворот на бок. По инерции кроха перекатится на живот;
  • аккуратно поднимайте и опускайте на пальцах ухватившегося за них ребенка из положения лежа на спине: раньше это упражнение помогало научить держать голову, а теперь тренирует спину, подготавливая ее к сидению;
  • практикуйте «материнский массаж» каждое утро или перед купанием. Движения должны быть легкими, поглаживающими, приносящими радость и малышу, и его маме.

Не бойтесь «приучить к рукам» ребенка, носите его как можно чаще, пока он относительно легкий. Так вы подарите малышу чувство защищенности, и он уже не будет таким «ручным», когда начнет ползать.

Полезное упражнение для развития речи — своеобразный разговор с ребенком, который в этом возрасте активно пробует распевать различные гласные звуки. Попробуйте максимально точно повторить то, что произносит малыш, ему в ответ. Такие диалоги помогут ему быстрее овладевать возможностями своего голоса.

От 6 до 8 месяцев

После перехода через полугодовую отметку физическое развитие ребенка переживает качественный скачок: малыш начинает садиться и ползать. Мир открывается ему по-новому, и это, в свою очередь, стимулирует его мозговую деятельность.

План занятий в этот период обязательно должен включать взаимодействие с разборными игрушками — пирамидкой, коробкой с кубиками, шкатулками-развивалками с отверстиями для разных фигур.

Это первый серьезный шаг на пути развития мелкой моторики.

Чтобы заинтересовать ребенка, нужно показать ему, как разбирается пирамидка. Сначала помогите малышу снять одно кольцо, а когда он освоит этот навык, предложите повторить операцию с несколькими.

Следующий этап более сложный — нанизывание колец обратно на стержень. Далеко не сразу у ползунка получится сделать это самостоятельно, но если заниматься ежедневно, очень скоро станет заметен прогресс.

Продолжает активно развиваться и речевая деятельность, гуление сменяется лепетом — произнесением различных слогов. Очень важно в это время продолжать разговаривать с малышом, повторять за ним сочетания звуков, предлагать ему простые слова, например, «мама», «папа», «баба». Возможно, он даже произнесет нечто подобное, но скорее всего это будет неосознанно.

Обязательно нужно показывать малышу яркие детские книжки, читать стихи и сказки. Во время таких занятий у ребенка развиваются не только память и речь, но и зрительное восприятие: он учится понимать, что названия предметов связаны с картинками, а слова — с буквами.

Разложите на полу большой лист бумаги и дайте ползунку толстые восковые мелки: ему понравится рисовать.

От 9 до 12 месяцев

Развитие ребенка в этом возрасте идет очень быстро: каждый день он учится чему-то новому. Его лепет перестает быть бессмысленным, появляются первые «слова», часто непонятные, но обозначающие вполне конкретные предметы.

Малыш начинает проявлять свои предпочтения в еде, выделяет любимые игрушки и книжки. Приближается новый виток физического развития: родители ожидают от своего ребенка первых шагов.

Игры-развивашки должны соответствовать требованиям этого возраста:

  • стимулировать развитие речи поможет следующее упражнение: уберите игрушки из зоны досягаемости малыша, но так, чтобы он их хорошо видел (например, поместив на невысокую полку), и спросите, что ему дать. Если ребенок не соглашается назвать игрушку, а просто тянется к ней рукой — отдайте ее ему и попробуйте повторить опыт в другой раз;
  • для тренировки координации движений очень полезны жестовые игры, например, «Ладушки»; чувство равновесия развивают покачивания на фитболе в положении сидя;
  • навыки общения начинают формироваться благодаря ролевым и сюжетным играм: это может быть укачивание на руках куклы, кормление ее с ложечки. Малыш начинает лучше понимать устройство жизни, взглянув на нее со стороны.

Интенсивность занятий, направленных на стимулирование ходьбы, должна зависеть прежде всего от желания самого ребенка. Не стоит торопить его, сажая в ходунки, если малыш успешно передвигается по дому на четвереньках.

Если кроха уже умеет подниматься на ножки, хватаясь за опору, предложите ему приспособление в виде тележки или специальной игрушки с ручкой и на колесах.

Чтобы свести к минимуму падения, нужно позаботиться о том, чтобы малыш не скользил по полу.

Научите ребенка ходить во время купания в большой ванне: находясь в воде, он не будет бояться упасть, и поймет, какие движения нужно делать.

В первый год жизни закладываются основы для дальнейшего развития малыша, поэтому важно внимательно следить за его достижениями, закрепляя успехи и не расстраиваясь при неудачах.

Много полезной информации об играх и упражнениях для детей от 0 до 12 месяцев вы найдете на нашем канале.

Следуя различным методикам воспитания и выполняя рекомендации специалистов, главное — ориентироваться на желания и возможности самого ребенка, не стараясь загнать его в условные рамки.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/zanyatiya-s-detmi-do-goda

Развивающие занятия с новорожденным

Развитие ребенка с рождения занятия

В настоящее время существует великое множество всевозможных развивающих игр и методик для детей – от бэби-йоги до чтения с пеленок. Родители могут выбирать любые элементы разных направлений развивающих занятий в соответствии с потребностями своего ребенка и собственными педагогическими задачами (что хотим достичь в итоге).

В этой статье вы найдете краткое описание малой части возможных методик, так как мы старались выбрать максимально простые, доступные, физиологичные и эффективные детские развивающие занятия.

Именно такие родители чаще всего сами выбирают для своих деток. Доверяйте своей интуиции и смотрите на реакцию ребенка, не перегружайте его.

Пусть развивающие занятия с ребенком принесут только радость вам обоим!

Когда начинать занятия

Идеальное время для развивающих занятий с ребенком первых месяцев жизни – это время, когда ребенок сыт, доволен и не хочет спать. Новорожденный, как правило, либо находится в состоянии голода, либо спит.

К тому же первый месяц проходит адаптация семьи к новому режиму существования, мама учится заботиться и понимать своего ребенка.

Поэтому обычно развивающие игры и занятия родители могут начать со второго месяца жизни малыша.

Послеобеденное время хорошо подходит для развивающих занятий. Полный список развивающих занятий и игрушек для каждого возраста вы найдете в нашем «Руководстве …».

Развивающие игрушки

Игрушки для детей первых месяцев нужны совсем простые – легкие, звучащие, интересной фактуры, из натуральных материалов.

Одна из любимых звучащих игрушек – маленький колокольчик (например, валдайский). Детки готовы подолгу прислушиваться к его звону и следить за ним глазами.

Для обучения малыша владению своими ручками, подойдет легкая погремушка с колечком, которую ребенок сможет сам взять в руку. Постепенно он начнет связывать шуршание погремушки с движениями руки. Игра с массажным шариком помогает раскрытию ладошки.

Прекрасная русская народная погремушка из бересты – шеркунок. Вкладывая ее в ручку младенца, мы вырабатываем у него правильный захват с отведением большого пальца.

Тихий шуршащий звук развивает слух и успокаивает малыша. Натуральный материал имеет интересную разнородную фактуру.

Береста имеет свой приятный запах и вкус, отличный от одинакового примитивного вкуса и запаха пластиковых игрушек.

Специалисты по вальдорфской педагогике призывают окружать младенца только «настоящими» предметами, не обманывающими органы чувств.

Так, пластиковый кубик с рисунком «под дерево» обманывает чувства ребенка, не имея свойств настоящего дерева (вес, фактура, запах и тд).

Поэтому игрушки для малышей рекомендуется подбирать из различных природных материалов, высокохудожественной простой формы (например, игрушки народных промыслов), естественной природной окраски, природным звучанием (колокольчики, мешочки с горохом, фасолью и тп).

Развивающие карточки

Развивающие занятия с карточками тренируют малыша фокусировать взгляд, ускоряют развитие четкого зрения. И начинают знакомить его с огромным миром, в котором ему предстоит жить. Существует большое разнообразие развивающих занятий, готовые комплекты карточек с рисунками и словами.

Выбирайте по своему вкусу, но помните, что ребенку необходимо гармоничное развитие (разум-душа-тело). Не превращайте развивающие занятия в интеллектуальную дрессировку. Вы растите человека, друга, помощника. Уделяйте больше внимания развитию человеческих качеств у ребенка.

И пусть каждый урок запечатлится в его душе как радость общения и познания мира.

Вестибулярная гимнастика

После спокойных занятий, сделав перерыв после кормления, можно выполнить с малышом небольшой комплекс вестибулярной гимнастики. Упражнения на мяче, подтягивание на пальцах с висом, пальчиковые игры, присаживание за пальцы, рефлекторная ходьба и ползание. (Подробнее о вестибулярной гимнастике…)

Трек для ползания – первый тренажер для младенца

Ползание в первые месяцы возможно благодаря врожденному рефлексу. Положите ребенка на живот на гладкую поверхность и подставьте ему под ступни для опоры свои руки. Отталкиваясь от опоры и выпрямляя согнутые ноги, малыш продвигается вперед. Это полезное упражнение, улучшающее связи между правым и левым полушариями головного мозга.

Ползание также способствует укреплению костно-мышечной системы и общему физическому развитию ребенка. Подробнее о методе раннего ползания можно почитать в работах Гл. Домана («Как научить своего малыша читать», «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга», «Как сделать своего ребенка физически совершенным.

С рождения до шести лет», «Да, ваш ребенок – гений!»)

Для ползания в первые месяцы жизни можно использовать трек. Если его бортики обить мягким материалом, можно будет выкладывать туда малыша поползать одного вместо манежа. Он будет ползти вперед, отталкиваясь от стенок.

Устанавливайте трек сначала немного под углом, чтобы ребенку сразу были видны результаты его усилий и хотелось двигаться дальше. Можно помогать малышу, подкладывая пальцы ему под пятки. Постепенно ребенок научится ползать и по горизонтальной поверхности.

Раннее рефлекторное ползание – это мостик к следующему необходимому навыку: перекрестному синхронному ползанию. (Подробнее о ползании…).

Мобиль

Сытого и уставшего малыша можно положить в кроватку под мобиль. Наблюдение за движущимися фигурками развивает зрение.

Различные музыкальные игрушки-мобили можно приобрести в детских магазинах, но с точки зрения развития ребенка наиболее ценны мобили, изготовленные самостоятельно.

Не так важно, будет ли это сложная конструкция или просто вешалка для одежды, закрепленная над кроваткой малыша. Главное, чтобы была возможность подвешивать разные игрушки и менять их.

Наиболее простая самодельная игрушка – бумажная. Можно использовать технику оригами, сложив из разноцветной бумаги журавликов, кораблики, цветы.

Или нарисовать простые изображения с двух сторон, например, используя образы из колыбельных, потешек или песенок, которые вы часто поете ребенку (например, сорока, попугай, котик и тд). Можно сшить простые фигурки животных или птиц.

Все игрушки из разных материалов будут по-разному двигаться на мобиле. Одновременно на мобиле достаточно закрепить 2-3 игрушки, меняя их через 3-4 дня.

Развивающая среда – идеальное окружение

Гармоничное окружение способствует формированию здорового гармоничного человека. Окружая ребенка гармоничными, приятными глазу предметами, мы формируем его вкусы, симпатии, мировоззрение в соответствии со своими, растим родного для нас человека.

Не будем забывать, что любое специальное «развивающее занятие» или «уникальная методика» – всего лишь один из вариантов стимуляции мозга младенца, не более и не менее эффективный по сравнению с другими, обеспечиваемыми развивающим уходом (ношение на руках и в слинге, материнский массаж, грудное вскармливание, вестибулярная гимнастика, высаживание и тд).

Лучшее развивающее занятие для ребенка первых месяцев жизни – это быть включенным в интересную, насыщенную разнообразной деятельностью жизнь родного взрослого человека. Будьте рядом со своими детьми!

Развивающие занятия с ребенком старше 4 месяцев

Для развития ребенка после 4 месяцев необходимо организовать пространство на полу. Лучше, если это будет не манеж, а коврик или мат. Ребенок с них не упадет и сможет беспрепятственно двигаться и изучать мир. Начните продумывать безопасное устройство дома для малыша, пока он еще не научился ползать.

Так же хорошо устроить в детской комнате уголок Монтессори. Это специальные полки, на которых аккуратно стоят первые игрушки. Игрушек должно быть немного, всего несколько штук, по одной каждого вида.

Рядом с полкой подготовьте удобное пространство для игр – коврик с нескользящим покрытием, который легко постирать.

Такая организация пространства облегчит вам уборку и с самого начала приучит малыша к порядку.

Для ползающего ребенка важна развивающая среда, чтобы он сам мог выбирать, когда и чем заниматься. И тогда у мамы появляется дополнительное свободное время. Для полноценного физического развития ребенка первого года дома нужен спортивный комплекс, желательно с рукоходом. Подробнее о его использовании можно прочесть в нашем «Руководстве…».

Для хорошо ползающего и уже начинающего ходить малыша нужна горка, она может входить в спортивный комплекс, и лестница, по которой можно ходить и ползать.

Подробнее об опыте организации домашнего спортивного уголка для детей после года можно прочитать здесь. Для борьбы с плоскостопием нет ничего лучше ходьбы босиком по траве и гравию.

Поэтому нужно стараться выезжать с ходящим малышом летом на природу.

В нашем видеопособии «Развивающий уход за младенцем» вы также сможете посмотреть раздел, посвященный развивающим занятиям с ребенком первого года жизни.

Самый простой и эффективный способ организовать развивающие занятия для ребенка первого года жизни – это продумать соответствующую интересную и безопасную среду у себя дома. Это под силу каждой семье. Попробуйте!

Источник: https://proroditelstvo.ru/articles/mladenets/razvivayushchie-zanyatiya/razvivayushchie-zanyatiya-s-novorozhdennym/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.