Развитие речи ребенка по месяцам

Содержание

Развитие речи ребенка до года по месяцам

Развитие речи ребенка по месяцам

Многие родители привыкли считать, что развитие речи начинается с первых слов «мама/папа». Но с первым вздохом ребёнка, с первым криком, который слышит молодая мама в родовой комнате, уже начинается подготовка малыша к освоению языка. А какие-то азы могут заложиться ещё раньше, ведь дети начинают слышать ещё в утробе!

Ещё до того, как ребёнок заговорит, он должен слышать вокруг богатую и красивую речь. Сначала он не понимает смысла слов, но чувствует эмоции, и это влияет на его психологическое состояние. Так формируется эмоциональная привязанность и закладывается фундамент дальнейшего развития.

А впоследствии ребёнок будет общаться в точности так, как говорили при нём, с теми же эмоциями и лексиконом. Именно поэтому первый год жизни так важен для того, чтобы заложить крепкую основу здоровой и гармоничной личности.

Для того, чтоб ребёнок заговорил правильно и своевременно, важно знать, как развивается речь до того, как малыш скажет первые слова.

 Как происходит развитие детской речи в первый год жизни?

Развитие речи ребенка до года проходит несколько ключевых этапов:

Первый месяц.

Некоторые родители считают, что дети в этот период жизни еще ничего не понимают, поэтому и разговаривать с ними необязательно. Это крайне ошибочное мнение, ведь для ребёнка с первого месяца жизни существует огромная потребность в общении. Сейчас устанавливается такая важная эмоциональная связь.

С первого дня начинает развиваться так называемый речевой аппарат, то есть совокупность всех мышц и органов, при помощи которых образуется речь. Кряхтение, крик – единственные звуки, которые может издавать новорождённый. Пока что он может общаться с вами только так, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать или злиться, если малыш кричит.

  В первый месяц формируются и тихие гортанные звуки.

Второй месяц.

Малыш следит глазками, поворачивает голову на звуки, учится улавливать интонацию и реагировать на нее улыбкой, плачем, шевелением ручками и ножками. Его речь обогащается гласными звуками, несвойственными для взрослых, ребенок начинает гулить. При желании можно выделить звуки, напоминающие «а», «о», «у», «ы», «б», «г» и т.д. Появляется явная интонация.

Третий месяц.

Уже в таком раннем возрасте ребенок начинает реагировать на свое имя, искать маму глазами, а гуление достигает пика. Согласные становятся более различимыми. Малыш начинает реагировать на интонации, а также гулить в ответ. Таким образом возможны «диалоги» между мамой и ребёнком. Со временем навыки, полученные в первые три месяца, и станут основой для формирования речи.

Четвертый месяц.

У детей начинается следующий этап речевого развития – лепет. Это короткие звуки, которые напоминают простые слоги. Также малыш продолжает гулить и делает это продолжительно и певуче. Часто отвечает на голос родителей.

Пятый месяц.

Лепет усложняется, появляются целые цепочки слогов. Если ребёнок в хорошем настроении, то можно услышать длинное «мамамамама» или «каааааа». Очень важно постоянно говорить с детьми, это развивает умение сосредотачиваться. Кроме того, помните, что малыш всё слышит и очень скоро начнёт понимать.

Шестой месяц.

Лепет ещё более усложняется. В речи ребёнка появляются интонации, свойственные родному языку.

Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному, и, если у соседки ребенок уже говорит что-то похожее на слова, а ваш нет – не стоит огорчаться, всему свое время.

Сюсюкать с малышом, стараясь повторить его речь, очень вредно. Так у него не будет стимула развиваться, ведь родители и без того разговаривают с ним на одном языке.

Седьмой месяц.

Речь малыша усложняется, также усложняются движения губ, неба, языка, мягкого неба. Теперь он не просто повторяет звуки, а учится соединять слова, которые произносит мама, с предметами, которые она показывает. Ребёнок старательно может пробовать повторять за мамой слоги и даже целые слова.

Восьмой месяц.

В этот период еще активнее начинают развиваться ые реакции.

Ребенок громко и четко произносит различные слоги, девочки могут повторять короткие слова (у мальчиков, как правило, это происходит на одиннадцатом-двенадцатом месяце жизни).

Знает названия многих предметов, может их показать. Также утрачиваются звуки, несвойственные родной речи, но все больше появляется звук, характерный для речи окружающих.

Девятый месяц.

Ребенок учится управлять голосом, меняя тембр и громкость в зависимости от настроения и самочувствия. Теперь малыш стал более осознанным, воспринимает и различает предметы зрительно, умеет их находить не только глазами, но и уже активно изучает со всех сторон.

Десятый месяц.

В этот месяц у ребенка появляется все больше новых слов, он старается повторять взрослую речь. При этом простые слова уже звучат четко и понятно (мама, папа, баба, ляля и т.д.).

Одиннадцатый месяц.

Словарный запас ребенка все больше расширяется, он учится имитировать звуки животных (ав-ав, мяу).

Двенадцатый месяц.

К концу первого и такого важного года жизни ребенку уже под силу произносить 8-10 простых слов. Он пытается произносить и более сложные слова, но часто «теряет» часть слова, отдавая предпочтение ударным слогам. Учите его использовать слова для коммуникации.

Вот так происходит развитие речи ребенка до года по месяцам. Для каждого периода есть специальные игры, потешки, шутки-прибаутки, благодаря которым у малыша формируется правильная постановка речи.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи

Источник: https://rechrebenka.ru/razvitie-rechi-rebenka-do-goda-po-mesyatsam/

Развитие речи ребенка до года

Развитие речи ребенка по месяцам

Многие мамы начинают общаться со своим малышом, еще когда он находится в животике. В первые месяцы жизни – в период от рождения до года – важно не прекращать активно разговаривать с ребенком, чтобы способствовать развитию речевых навыков.

Развитие речи с первого месяца

«Он еще такой кроха, какая там речь!» – скажете вы. Тем не менее, уже с момента появления на свет ваш ребенок активно старается заявить о себе своим криком. В первый месяц жизни он общается с родителями в основном при помощи плача. Например, плач голодного малыша отличается по интонации и звукам от крика ребенка, который замерз, или у которого болит животик.

Конечно, новорожденный еще не понимает значение слов, но уже активно прислушивается к интонации сказанного.  На третьей неделе жизни малыш уже концентрируется на речи взрослого, и ему очень важно слышать тихие, успокаивающие слова в свой адрес. 

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

  • Спокойное адресное общениеВ первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.
  • Отсутствие излишнего шума

Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

  • Развитие тактильных ощущенийПрикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.
  • Мимика, жестыДаже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

Первая стадия – крик

Криком человек заявляет о своем появлении на свет. На уровне безусловного рефлекса крик помогает ребенку требовать удовлетворения своих потребностей. Чаще всего у новорожденных крик служит сигналом о дискомфорте: холодно, хочется есть, мокро.

С помощью крика кроха строит свой первый своеобразный диалог: вы можете заметить, что, покричав, он на какое-то время затихает, предоставляя маме возможность откликнуться на призыв. К третьему месяцу жизни, а часто и раньше, крик ребенка приобретает множество оттенков.

Это может быть недовольное ворчание, резкий визг, удивленное «восклицание» и многое другое.

С появлением следующих этапов в речевом поведении малыша, крик не исчезает, а продолжает активно развиваться. Даже с появлением в лексиконе слов, ребенок еще долго параллельно использует для общения крик.

Вторая стадия – гуление

Примерно со 2 – 3 месяца и до полугода в жизни младенца наступает период гуления. Он произносит фантастический своеобразный набор звуков, протяжно мелодично выпевая их. Гуление невозможно ни с чем перепутать. Дети всего мира гулят одинаково.

  Упражнения для развития речи у детей 2-3 лет

Именно в этот период, особенно в возрасте 3 – 4 месяцев, малыш не только активно общается с вами, но и испытывает особую потребность в эмоциональной отдаче со стороны взрослого.

Он так тянется к вам, рассказывая что-то на своем языке, но, не получив ответной реакции, этот импульс может затихнуть.

Дети, которые в этом возрасте были по какой-либо причине изолированы от своих родителей, в будущем часто испытывали задержку речевого развития.

Смотрите на своего малыша, стройте с ним диалог. В это время ребенок уже учится связывать голос и взгляд, что в будущем становится основой успешного общения. Можете разговаривать с ребенком на его языке, и вы увидите, как он потянется к вам. Постепенно сочетания звуков, которые будет воспроизводить малыш, станут все интереснее и длиннее.

Третья стадия – лепет

С 6 до 10 месяцев речь ребенка уже больше напоминает лепет. Именно в это время появляются первые слоги, задатки будущих слов – «ма», «ба», «па». Поначалу они будто случайно проскальзывают среди звуков, издаваемых малышом, но со временем складываются в цепочки: «ма-ма», «па-па-па».

Чтобы на этой стадии лепет развивался более активно, постоянно разговаривайте со своим малышом, читайте ему потешки и ритмичные стишки. Произносите слоги, чтобы ребенок видел, как вы это делаете. Старательно растягивайте звуки, складывайте губы трубочкой, используйте все возможности артикуляции, чтобы у малыша появилось желание подражать вам.

На этом этапе, примерно к десятому месяцу жизни, ребенок уже начинает ассоциировать слова с конкретными предметами или действиями.

Четвертая стадия – первые слова

После 10 месяцев установление взаимосвязи между словом и предметом уже происходит более прочно и осознанно. Появляются первые, самые важные и необходимые ребенку на данном этапе слова. Например, первыми могут стать слова «мама», «папа», «дать» и другие. Словарный запас пока мал, и одно слово в лексиконе малыша может приобретать десятки значений.

Важно помочь ребенку в его желании осваивать новые слова. Чаще разговаривайте с ребенком, при этом используя для всех окружающих вещей и явлений правильные понятия.

Дети очень часто стремятся повторять звуки за «говорящими» игрушками. В этом возрасте предмет, человек или животное часто ассоциируется у малыша со звуками, которые издает.

Так, кот устами младенца превращается в «мяу», паровоз – «чух-чух», машина станет поначалу «бибикой». Не стоит с пренебрежением относиться к этому детскому языку, стремясь сразу научить ребенка названиям предметов.

Это неизбежный этап развития – придет время, и «ав-ав» голосом вашего ребенка обязательно превратится в собаку.

Некоторые возрастные нормы

  • 1 месяц. Малыш умеет сосредотачивать внимание на голосе взрослого.
  • 2 месяца. Голос родителя может успокоить плачущего малыша.
  • 3 месяца. Кроха может реагировать на разговор звуками или смехом.
  • 4 месяца. Активно развивается гуление, малыш может издавать звуки, даже когда родители находятся далеко.
  • 5 – 6 месяцев. В это время малыш уже может адресовать свое общение конкретному человеку, но пока еще более активно реагирует на жесты, а не на слова.
  • 7 – 8 месяцев. Ребенок уже может повернуться к предмету, если его спросить, к примеру: «Где машинка?». Однако, связь еще неустойчива, и если машинка будет находиться в непривычном месте, малыш может ее не найти. Ребенок часто уже может сесть, встать или помахать ручкой по просьбе взрослого.
  • 10 месяцев. Малыш может найти несколько знакомых предметов, если поменять их местами.
  • 11 месяцев. Может дать маме почти любую игрушку, которую она попросит. Хорошо реагирует на слова, призыв, даже не сопровождающийся жестами.
  • 12 месяцев. В лексиконе появляются новые слова, их запас понемногу расширяется. Малыш хорошо ассоциирует их с предметами, но может использовать одно слово для того, чтобы назвать несколько явлений или вещей.

  Основные признаки недоразвития речи дошкольника

 Помните, что ваш ребенок – это индивидуальность, и он не обязан развиваться строго по прописанным нормам в определенные сроки. Однако, стоит обратить внимание, если малыш: 

  • в первые полгода плачет постоянно одинаково, причину плача невозможно отличить;
  • до 6 месяцев не реагирует на эмоциональную речь взрослых;
  • после 6 месяцев не стремится повторить за мамой отдельные слоги и действия;
  • после 10 месяцев не реагирует на простые просьбы;
  • к году не пытается сложить отдельные слоги в слова (например, «мама»).

 Эти явления не обязательно служат сигналом о какой-либо патологии, тем не менее, если вы замечаете много тревожных «звоночков», это повод для того, чтобы поделиться своими наблюдениями с врачом, чтобы тот развеял ваши опасения и сомнения. 

Как способствовать речевому развитию ребенка

Начиная с самого рождения, постоянно разговаривайте со своим малышом. Даже когда он не может понять смысл слов, он уже воспринимает их интонацию. Пусть сначала это будут тихие убаюкивающие слова, песенки.

Когда вы занимаетесь домашними делами вместе с малышом, активно комментируйте свои действия, рассказывайте ему о происходящих процессах («Здесь у нас варится кашка, а здесь супчик»).

Активно используйте не только названия, но и звуки, ассоциирующиеся с чем-либо. Всем знакома игра «Кто как говорит?». Разные животные будут связаны в памяти малыша со звуками, которые они издают.

Интересуйтесь тем, что пытается рассказать вам малыш на этапе гуления и лепета. Вступайте с ним в диалог на его языке.

Общайтесь не только словами, но и мимикой, жестами. Чем больше вы будете применять эти средства в вашем разговоре, тем активнее малыш будет стремиться повторить за вами.

Рассматривая с малышом книжки, обращайте внимание на яркие картинки, показывайте и называйте животных, предметы и действия.

Самые простые «шумелки» вы можете соорудить самостоятельно. Насыпьте в пластиковую баночку с крышкой горох, крупу или макароны и потрясите. В зависимости от содержимого баночка будет издавать разные звуки. Вскоре малыш и сам начнет интересоваться игрушкой, будет трясти ею, захочет самостоятельно воспроизвести звук.

Некоторые важные правила таких игр:

  • при занятиях не дотрагивайтесь до малыша холодными руками или острыми ногтями, чтобы не напугать его;
  • при выполнении упражнений, в которых задействованы ручки и ножки, не применяйте силу, не заставляйте ребенка;
  • занятия обычно продолжаются не более десяти минут, прекратите занятия, если малыш потерял интерес;
  • проводите упражнения не в форме урока, а в форме игры;
  • сохраняйте позитивный настрой, не кричите на ребенка.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/razvitie-rechi-rebenka-do-goda

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Развитие речи ребенка по месяцам

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и ых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

https://www.youtube.com/watch?v=Z1GLLoHcM-8

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате.

    Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.

  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок.

    При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».

  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик.

    Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать.

    Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.

  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром).

    Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.

  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого.

    Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Как развивается речь малыша до года: норма и возможные нарушения, профилактика

Развитие речи ребенка по месяцам

Родители удивляются, когда психолог говорит, что необходимо развитие речи до года у малыша. Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. Природой заложено, с рождения ребенок пытается выжить, существовать в непонятном мире. В первые сутки он находит опору и поддержку у родителей, понимает что с ними безопасно.

Психологи доказали, новорожденный общается с близкими уже с самого рождения с помощью крика. Это помогает понимать, что он не один, получать ответную реакцию родителей. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир.

Развитие ребенка по месяцам

С первых дней родители и новорожденный общаются при помощи жестов. Младенец говорит о своих потребностях с помощью мимики, крика, движений.

С каждым месяцем родителям становится понятнее, что нахмуренные брови и открытый рот обозначают удивление или страх, спонтанный возглас и резкие движения руками и ногами − счастье, радость. Формируется процесс общения, взаимопонимания. Оно достигается посредством речевого развития малыша.

Младенец научается каждый день чему-то новому. Важно поддерживать кроху, обогащать его внешний мир красками, яркими эмоциями, постоянным общением, играми.

Ученые и психологи проводили исследование, когда беременная женщина, перед тем как ложиться спать, включала определенную мелодию. После рождения малыша, когда знакомая музыка начинала играть, кроха быстрее засыпал. Общаться с младенцем нужно еще до его рождения, начиная с внутриутробного развития.

 Речевое развитие по месяцам до года неразрывно связано с психологией. Без становления внимания, мышления, воображения, двигательной активности, моторики невозможно полноценное освоение речи. Ниже в таблице представлено развитие речи и психологических процессов ребенка до года по месяцам и нормам ВОЗ.

ВозрастРечьПсихологические процессыНавыки по ВОЗ
1-й месяцК концу периода новорожденный перестает плакать при появлении взрослого, возникают первые навыки взаимного общения, когда кроха внимательно слушает речь родителей.Период приспособления к окружающему миру. Малыш в основном реагирует плачем на знакомые звуки, прислушивается к незнакомым: мобиль, песня, погремушка и т. д., к концу первого месяца подносит ручки к лицу, носу, губам, чтобы они были на виду.Есть реакция на шум, может следить за игрушкой или погремушкой по вертикали.
2-й месяцС 4-6 недель появляется первая улыбка. Она больше носит рефлекторный характер. С 8 недель можно говорить о полноценной ответной улыбке.Любит подолгу рассматривать незнакомые лица, родных. Если показать крохе предмет на расстоянии 30-50 см, он сфокусирует на нем внимание.Одновременно и попеременно двигает руками и ногами, есть хватательный рефлекс.
3-й месяцКроха начинает «агукать». Родители активно помогают ему в этом, повторяя и копируя речь малыша. Возникают первые звуки, которые новорожденный в состоянии осилить: г, к, н.Начинает хватать и удерживать игрушку, следить за погремушкой.Лежа на животике поднимает голову, узнает близких, начинает агукать.
4-й месяцПоявляется первый смех. Ребенок может к 16 неделе развития полноценно смеяться в ответ на действия взрослого. Младенец пытается воспроизвести речь взрослого, возникает гуление.На расстоянии может распознать знакомые лица и предметы. Новый этап в становлении речи, так как начинается этап подражания.Может вытягиваться вперед и немного поворачиваться из положения лежа на животе.
5-й месяцГулит и имитирует звуки с разнообразной интонацией и продолжительностью.Младенец реагирует на звук, отмечает его происхождение, пытается повернуться туда, откуда он идет. Возникает пение, переливающееся различными по интонации звуками.Отличает маму и папу, придерживает грудь во время кормления, выделяет «свою» игрушку, активно играет с ней, при ее виде может успокоиться.
6-й месяцВ полгода кроха способен внимательно следить за речью взрослого, понимать ее интонационную окрашенность, когда мама ругается или хвалит, жалеет. Появляются первые слоги: ня, дя, ба, ма.Может использовать в игре обе руки, учится раскачиваться вперед-назад, играет на развивающем коврике с игрушками, зеркалом. Кроха начинает делить людей на две категории: свои и чужие.Пробует ползти по-пластунски, знает свое имя, хорошо переворачивается, пытается есть самостоятельно, повторяет за взрослым.
7-й месяцМалыш активно орудует голосом. С помощью него подзывает взрослого, играет, отвечает по-своему. Появляется первое звукоподражание животным голосам: бебе, гугу, мя и т. д.Понимает, когда к нему обращаются по имени. Активно играет с конструкторами, смотрит книги, любит мамино чтение.Первые попытки встать, уверенно сидит, произносит несколько слогов.
8-й месяцПоявляется первый лепет, когда кроха начинает активно повторять слоги: баба, папа, дада, няня. Словарный запас малыша увеличился на несколько звуков. Теперь он может произносить: а, э, к, г, п, б, м. Реагирует на незнакомого человека.Ребенок начинает активно проявлять свое «я». С помощью крика, плача добивается своего, проверяет маму и папу на терпение. В этот период важно не переборщить с запретами и не позволять крохе быть главным в семье.Может есть сам, держа ложку в руке, перекладывает игрушку из одной руки в другую, поднимает ее с пола.
9-й месяцС малышом можно играть в подходящие по возрасту игры. Он с удовольствием общается со взрослым, лепечет, пытается с помощью голоса передать эмоции.Начинает самостоятельно передвигаться, что сказывается на речевом развитии. Если правильно организовать досуг малыша, игры окажутся познавательными и стимулирующими говорение.Ползет и тянется к интересующим предметам.
10 месяцевВ словарном запасе у крохи имеются уже 2-3 слова, которые понятны только родным. Они могут зависеть от конкретной ситуации. Зачастую это: мама, баба, папа, дай, ня, няня, ляля.Происходит взаимосвязь между моторикой и мышлением, движения малыша приобретают большую координацию. Кроха активнее владеет пальчиками и руками. Можно предлагать самостоятельно есть пюре с помощью детской ложки. Характерная черта возраста − бросать игрушки.Признает «своих», не играет с чужими людьми, может играть в прятки, произносит первые кроткие слова: баба, мама, папа, няня, дай.
11 месяцевВ словарном запасе есть 3-4 активно употребляемых слова. Ребенок играет в «Ладушки», эмоционально отвечает на действия взрослого в зависимости от ситуации.Происходит первое общение на улице или в гостях с другими детьми. Крохе интересно говорить на своем языке с малышами, находить отличительные и одинаковые черты с собой.С помощью крика, плача выражает недовольство, ползет назад и вперед.
12 месяцевМалыш может отвечать на просьбы взрослого, соотносит слово и предмет. Можно начинать играть в игру, подразумевающую нахождение предмета: «Где лампа? Где мама? Где баба? Где ручки?».Заканчивается этап младенчества. Малыш имеет характер, который проявляется в игре со взрослыми, детьми. Возникает кризисный период, когда многое сопровождается криком и плачем.Пытается встать на ноги, может произносить слоги, подражает родителям в интонации речи.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

  • С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
  • С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
  • При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
  • Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
  • Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
  • Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
  • Чаще гулять  с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир. Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога.

Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения.

Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/formirovanie-rechi-u-detej-do-goda/

Развитие речи у ребенка до года

Развитие речи ребенка по месяцам

Первое слово ребенка является знаменательным и запоминающимся событием для всей семьи. Потому молодые родители изо всех сил стараются как можно скорее научить свое чадо разговаривать.

информацияВопреки всем стараниям родителей, дети начинают произносить слова не раньше чем в возрасте 7-8 месяцев, ведь существуют важные этапы, через которые нужно пройти, до того как малыш сумеет сказать «мама».

Для того чтоб процесс развития был гармоничным, обязательно нужно знать, что речь относится к высшим психическим функциям. Она формируется в результате нескольких процессов:

  • «Взросление» слухового аппарата – ребенок учится воспринимать на слух, вслушиваться в слова, начинает различать тона.
  • Обработка этой информации, формирование новых связей между различными участками мозга.
  • Отправка сигналов из области слуха и памяти в речевую зону.
  • Развитие языка, челюстей, губ и других органов, которые участвуют в артикуляции (произношении) слов.

важноТаким образом, доречевой период (когда малыш слушает, но не разговаривает) является одним из самых важных компонентов формирования этой психической функции.

Представьте себе, как ошибаются те родители, которые не разговаривают с ребенком, потому что «он все равно ничего не понимает». Также именно по этой причине развитие речи у детей до года должно начинаться с первого контакта между мамой и малышом, еще в роддоме.

Развитие речи по месяцам

Давайте же рассмотрим, каковы основные этапы развития речи у ребенка до года.

1 месяц

В этом возрасте у малыша нет другой возможности выражать свои эмоции, кроме как криком. Поэтому вне зависимости от своих потребностей, он использует этот метод общения с окружающим миром. Но несмотря на то, что речевые центры недоразвиты, слуховые к концу первого месяца уже достаточно зрелые, для того чтобы воспринимать звуки.

В месяц, помимо общения с малышом, рекомендуется включать ему негромкую успокаивающую музыку, петь колыбельную, оградить его от неприятных звуковых стимулов.

2-4 месяц

В этот период, основным методом самовыражение продолжает оставаться крик. Но к двум месяцам малыш «изобретает» несколько разных видов плачей. Один из них может говорить о голоде, другой же – о мокром подгузнике.

Также в этом возрасте ребенок начинает «гулить», то есть произносить звуки похожие на «гыыыыы», «ххххххх», «гу», «агу». Они появляются спонтанно, когда ваше чадо в хорошем настроении.

4-7 месяц

К этому возрасту малыш начитает лепетать. Примерно на этот период приходится появление первых зубов, которые участвуют в процессе артикуляции, облегчая его.

В словарике ребенка появляются слоги: «маааа», «бааа», «гааа». Постепенно он начинает соединять их, формируя непонятные никому слова, которые так и называются – «детский лепет».

К семи месяцам ребенок откликается на свое имя и понимает значение нескольких простых выражений.

8-11 месяц

В восемь месяцев ваш малыш начнет вам «отвечать» на своем языке, когда вы будете с ним разговаривать.

А в один прекрасный день, вы вполне можете услышать из его уст слово «нет», в ответ на какую-нибудь простую просьбу. Постепенно, он научится адекватно реагировать на ваши требования – отдать игрушку, открыть ротик.

В 10-11 месяцев ребенок с упоением будет играть в ладушки, «ку-ку», и, возможно, обрадует вас своим первым словом.

12 месяцев

Годовалый малыш обычно имеет в своем словарном запасе около 3-4 слов, а также умеет имитировать различные звуки (например «мяу», «му», «гав», «ба-бах»). Понемногу начинает понимать, о чем с ним говорят, старается как можно больше контактировать с взрослыми и детьми.

Способствование развитию речи ребенка

Помните, что речь – это не самостоятельная функция, она формируется параллельно с общим взрослением центральной нервной системы. Поэтому помимо разговоров, песен, игр и других речевых занятий, стоит обратить внимание на сенсорное воспитание вашего ребенка.

Этот термин относится к развитию органов чувств – зрения, слуха, тактильного анализатора (ответственного за восприятие предметов на ощупь). Различные игрушки, погремушки, книги, развивашки самых невероятных цветов, размеров и форм помогут вашему ребенку сформировать представление об окружающем его мире.

информацияПостепенно, накапливая сенсорный опыт, малыш начинает осознавать, кто он, где он находится, что его окружает, а это, в свою очередь, стимулирует речевые центры.

Таким образом, для достижения хорошего результата обязательно нужно развивать все чувства вашего малыша, и в скором времени он порадует вас и ваших близких своими достижениями.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/do-goda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.