Развитие слуха у плода во время беременности

Содержание

Особенности развития слуха плода: от 22 недель и до конца беременности

Развитие слуха у плода во время беременности

Беременность – это уникальный процесс, созданный природой. Вдумайтесь, прошло всего 3 недели с момента зачатия, эмбрион пока не крупнее зернышка проса, а у него уже бьется сердце! Развитие всех его органов и систем происходит с поистине космической скоростью.

Ученые определили, что уже на 5-й неделе у него закладывается внутреннее ухо. Многие женщины еще не понимают, что беременны, а у их будущего наследника уже полным ходом развиваются органы чувств.

Когда ребенок начинает слышать мамин голос? Когда ему можно начинать читать сказки?

Как развивается слуховой аппарат

В соответствии с нормами развития плода, у малюсенького человечка, находящегося в утробе матери, примерно на седьмой неделе по бокам головки появляются два едва заметных бугорка. Это будущие уши, которые мы можем видеть у каждого человека.

Однако внутреннее ухо начинает развиваться на 14 дней раньше. Это происходит на пятой неделе, а на восьмой стартует формирование среднего уха. Длится процесс развития строения слухового аппарата до начала пятого акушерского месяца.

В возрасте примерно 18 недель ушной лабиринт малыша становится твердым.

Когда плод начинает слышать

На этот вопрос у ученых нет единого мнения. Одни считают, что это происходит на 15-й неделе. Другие отодвигают этот важный момент еще на 21 день.

Точно известно, что с 18-й недели все малыши, пребывающие у мамы в животике, уже слышат многие звуки. Однако на первых этапах малюсенький мозг еще не способен их анализировать. Считается, что сперва плод ощущает только вибрации (как рептилии).

Различать звуки (как взрослые люди) малыш начинает примерно с 26-й недели беременности.

Разумеется, ни один человек не помнит, как он был в утробе мамы, чем там занимался, что чувствовал. Ученые говорят, что в тот момент малыш находится, словно в коконе, через стенки которого до него доносятся сотни звуков.

Эта какофония не прекращается ни на секунду. Ребенок слышит удары маминого сердца, движение крови по сосудам, дыхание, работу желудка и кишечника. Попробуйте сквозь такой шумовой фон уловить нечто другое, приходящее извне.

Однако резкие звуки плод все-таки распознает. Что это может быть? Лай собаки, резкий звон будильника, работа циркулярной пилы, отбойного молотка или электродрели, резкий сигнал автомобиля. Многие женщины замечают, что при этих звуках малыш в животике начинает вести себя беспокойно.

Когда деткам начинать читать сказки

Развитие плода активно продолжается во втором триместре. В 20 недель практически все женщины уже ощущают шевеления своего малыша. Но пока эти движения, скорее всего, спонтанные.

Примерно на 22-23-й неделе маленький человечек начинает поворачивать свою головку в сторону источника звуков. Все. С этого момента он уже на них реагирует.

Поэтому читайте своим малышам сказки, пойте им колыбельные, разговаривайте с ними, но избегайте скандалов и шумных выяснений отношений.

Правда, некоторые медики отодвигают способность плода слышать на 26-ю неделю беременности. Но никто не запрещает начинать общаться с малышом гораздо раньше.

Американские специалисты уверены, что ребенок способен к 22-23-й неделе отвечать на очень резкие звуки поворотом головы. Медики предупреждают, что слишком громкие звуки (более 115 децибел) способны вызвать потерю слуха. Это нужно учитывать всем дамам, находящимся в интересном положении.

Опасные звуки

Американские врачи определили, от чего беременные женщины должны держаться подальше. Это:

  • Концерты, на которых звучит громкая музыка.
  • Шум толпы.
  • Сирены (милицейские, пожарные и прочие).
  • Работающие грузовые автомобили.
  • Взлетающие и идущие на посадку самолеты.
  • Работа всевозможных устройств, таких как бензопила, газонокосилка.
  • Салюты.
  • Оружейные выстрелы.

Если беременная женщина трудится на производстве, где уровень шума превышает 115 децибел, она должна потребовать у руководства до ухода в декретный отпуск перевести ее на другую работу, например, из цеха в административное здание. Там, как правило, значительно тише.

Музыка

Примерно к 25-й неделе слух малышей в утробе мамы развит настолько, что они отлично различают звуки музыки. Особенно нравится им спокойная классика, колыбельные, романсы. Доктора советуют почаще давать своим деткам послушать Вивальди, Чайковского, Шопена, Моцарта. Подходят им и мелодичные композиции, исполняемые на гитаре, арфе, флейте.

Также достаточно спокойно они реагируют на современную инструментальную музыку, главное, чтобы она не звучала слишком громко. А вот рок, особенно хеви-метал, на них воздействует крайне негативно. Детки не просто начинают проявлять повышенную активность, они испытывают беспокойство. Поэтому беременным нежелательно находиться там, где звучит такая музыка.

Но может быть, лучше обходиться вообще без никаких звуков, то есть обеспечить будущей мамочке абсолютный покой и тишину? Ученые считают, что это неправильно. Малыш до своего рождения обязательно должен слышать нежные приятные звуки, так как они стимулируют развитие его слухового аппарата. Особенно это важно в третьем триместре.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/hearing/2019/3/4/59871

Эмбриогенез органа слуха. Развитие и формирование уха у плода

Развитие слуха у плода во время беременности

Формирование органа слуха является одним из самых сложных процессов органообразования у человека. В дифференциации тканей висцерального скелета на 4-й неделе внутриутробной жизни появляется зачаток внутреннего уха, а в последующем, к 7-й неделе, и элементы среднего уха.

Внутреннее ухо развивается на основе образования утолщения эктодермальной пластинки («плакода») с дальнейшим ее погружением в мезодерму и образованием слухового пузырька, заполненного эндолимфой. Из верхнемедиального отдела пузырька последовательно отшнуровываются эндолимфатический ход и элементы лабиринта. Нижние части пузырька дают начало формированию улитки.

Постепенно возникают чувствительные рецепторы и первоначально единственный ganglion acusticum распадается на два нервных образования ganglion vestibulare и ganglion cochleare.

Окостенение лабирипта в целом, которое происходит к 5-му месяцу внутриутробной жизни, процесс сложный и постепенный.

Если отделы внутреннего уха, составляющие собственно лабиринт, проходят период превращения хряща в кость через спонгиозную стадию, то окостенение улитки происходит без предварительного перехода в хрящ.

Таким образом, к 7—8-му месяцу эмбриональной жизни возникает компактная кость лабиринтной капсулы. К этому сроку сама височная кость состоит из трех частей — пирамиды, барабанного кольца и чешуи.

К концу 7-го месяца начинает развиваться сосцевидная часть височной кости. В дальнейшем происходит окончательное формирование, которое закапчивается в течение первого года жизни [Калина В. О., Kmita В.].

Процесс развития внутреннего уха человека неразрывно связан с образованием другого, не менее важного по значению для функции слуха разделом анализатора, — формированием среднего уха.

В конце 1-го месяца внутриутробной жизни из дорсального углубления первого внутреннего эктодермального кармана образуются барабапная полость и слуховая труба, которые носят в этот период общее наименование — recesses tube — tympanicus.

Их дифференцировка происходит только па 8-й педеле. Это пространство в утробной жизни не заполняется воздухом, а содержит миксоидную ткань, которая окутывает слуховые косточки.

Согласпо данным исследований Bast и Anson, функциональные элементы среднего уха образуются из различных отделов первой и второй жаберных дуг.

Так, тело наковальпи и головка молоточка развиваются из первой жаберной дуги, а длиппый отросток наковальни, рукоятка молоточка и ножки стремечка образуются из мезенхимы второй жаберной дуги. Отдельно на 6-й неделе идет формирование основания стремечка из капсулы лабиринта.

Окостенение слуховых косточек, как правило, начинается в конце 3-го месяца внутриутробной жизни и заканчивается к моменту рождения ребенка. До этого периода все стенки барабанной полости и слуховые косточки состоят из хрящевой ткани.

Постепенный процесс окостенения стенок барабанной полости заканчивается только к 7-му месяцу внутриутробной жизни.

Параллельно этому из мезенхимной ткани, выполняющей барабанную полость, происходит формирование мышц и связок барабанной полости, которые достигают своего полного развития к 8-му месяцу эмбриональной жизни [Demanez J. P.].

He менее сложным является процесс пневматизации височной кости, начало которой отмечается с момента образования recessus tubo-tympanicus. Антральная полость формируется па 21-й неделе утробной жизни плода.

У новорожденных antrum выполнен миксоидной ткапыо, которая вскоре после рождения рассасывается, образуя воздухоносную полость. Постепеппо путем сложных превращений различных по строепию тканей происходит возникновение новых воздухоносных полостей уже на первом году ЖИЗНИ ребенка.

Основной этап развития сосцевидного отростка с его ппевматизациой завершается у большинства детей к 3—5 годам жизни [Выренков Ю. Е.].

Известно, что наружное ухо формируется из элементов, окружающих первую жаберную щель. Образование cavi-tas conchae и окружающих ее шести бугорков относится ко 2-му месяцу утробной жизни.

Эпителиальная трубка, являющаяся продолжением cavum conchac, образует в дальнейшем наружный слуховой проход. Одновременно появляется и барабапная перепонка, которая возникает из ментальной пластинки первичного слухового прохода.

К моменту рождения ребенка костный отдел слухового прохода еще отсутствует и окончательное его формирование происходит в течение последующих 1— 1,5 лет [Кручинский Г. В.].

Таким образом, эмбриональное развитие органа слуха является сложным и продолжительным процессом, в котором участвуют разнообразные по строению и происхождению ткани.

Длительность периода формирования наружного, среднего и внутреннего уха, сложность превращения тканей на различпых этапах создают множество условий для нарушений развития органа слуха, разнообразных по характеру и тяжести.

Оглавление темы “Операции на органе слуха”:

Источник: https://dommedika.com/bolezni_uxa_gorla_nosa/536.html

Развитие слуха у детей

Развитие слуха у плода во время беременности

С момента рождения и вплоть до наступления зрелости наш организм постоянно растет и развивается. Хотя скачки роста и пубертатный период наиболее заметны, наши уши тоже проходят процесс развития.

Как и большинство других наших органов чувств, слух начинает развиваться еще внутриутробно. Однако способность слышать проходит долгий путь, прежде чем превратиться в сложно организованный процесс.

Слух играет большую роль в формировании навыков общения, взаимодействия с окружающим миром и его познавании.

Ниже мы подробно рассмотрим особенности детского слуха, процесс его развития и проблемы, которые могут возникнуть на ранних этапах жизни ребенка.

Как слышат дети

Слух у детей появляется еще внутриутробно, и уши у плода начинают формироваться еще на 9-й неделе беременности. Вначале появляются маленькие отростки, из которых впоследствии формируются уши малыша. К 18-й неделе плод способен слышать звук.

Ребенок способен слышать звуки снаружи матки, но они наполовину приглушены. Это происходит потому, что плод окружен жидкостью и звук не отчетливый.

Однако плод также слышит разнообразные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, звуки пищеварительного тракта и ее дыхание.

Примерно к 24-й неделе ребенок начинает откликаться на звуки и голоса. Материнский голос — важная часть ранних этапов развития ребенка. Это самый ясный звук, который он может слышать, и со временем дети действительно становятся способны его распознавать. Хотя большинство матерей разговаривают со своим будущим ребенком, многие из них не знают, что их дети действительно их слушают.

Широко распространено заблуждение, что можно повлиять на IQ детей, если ребенок, находясь еще в утробе матери, будет слышать классическую музыку, но это не значит, что проигрывание музыки вовсе бессмысленно.

Однако следует иметь в виду, что во время беременности важно избегать воздействия громких шумов. Хотя громкие звуки и редкие концерты не навредят плоду, чрезмерное воздействие шума может привести к потере слуха еще до его рождения.

Существует ряд исследований, выявляющих связь воздействия шума и нарушения слуха у новорожденных, поэтому лучше всего бережно относиться к слуху вашего ребенка.

Как развивается слух

Как только ребенок рождается, развитие слуха продолжается. Если некоторые дети уже рождаются с потерей слуха или теряют его непосредственно после родов, у других она может развиться через короткое время после рождения, зачастую вследствие болезни. Скрининг слуха обычно проводят в первые несколько дней после рождения, чтобы обеспечить раннее выявление любых нарушений.

Также важно вакцинировать детей в соответствии с графиком, рекомендованным вашим педиатром, и избегать ситуаций, которые могут спровоцировать серьезное заболевание ребенка. Наблюдение за слухом малыша также может помочь заметить любые проблемы, прежде чем они превратятся в серьезное нарушение.

Если вы полагаете, что ваш ребенок страдает от потери слуха, следует незамедлительно обратиться к педиатру и аудиологу.

Слух тесно связан с развитием детей и их способностью общаться. Они используют слух, чтобы определить местоположение и людей, получить утешение, приобрести знания и играть в игры. Все это можно наглядно наблюдать на различных этапах развития ребенка.

С самого рождения дети начнут реагировать на громкие звуки пробуждением или плачем. Они будут узнавать голос матери и научатся распознавать голоса других членов семьи или тех, кто с ними нянчится. Дети даже смогут адаптировать свой плач в зависимости от своих различных потребностей.

Плач — единственное, чем малыши могут помочь себе, и поэтому они рассчитывают, что их крики будут услышаны и поняты взрослыми. Также младенцы успокаиваются или улыбаются, когда с ними разговаривают, в особенности их матери. Многие дети находят утешение в звуке тех, кто с ними нянчится.

В возрасте примерно от четырех до шести месяцев у малышей начинает развиваться лучшее понимание звуков.

Теперь дети начинают откликаться на изменение тона голоса, по-разному реагируя на строгие голоса и нежное воркование.

Они начинают визуально соотносить шумы и источники звука и могут искать игрушки, издающие звук. Начинают проявляться реакции на музыку, смех, малыши даже могут начать лепетать, подражая речи.

К году у детей начинает формироваться словарный запас и совершенствуется понимание звуков. В этот период детское бормотание становится более связным, они пытаются копировать звуки окружающих их слов.

Многие малыши вскоре осваивают простые слова, такие как «мама» или «мяч», и начинают распознавать свое имя. Они начинают слушать, когда с ними разговаривают, и поворачиваться к источнику звука.

Возможно, малыши даже будут пытаться по-своему общаться, поднимая ручки, покачиваясь или что-то бормоча. Также дети используют звуки в играх, например в ладушках или ку-ку.

Если кажется, будто ребенок игнорирует звуки или не в состоянии проанализировать их, это может быть признаком ранней потери слуха. В таких случаях могут понадобиться скрининговое тестирование слуха и осмотр слухового канала.

Распознавание потери слуха у детей

Развитие ребенка в значительной степени зависит от его способности слышать. Слух необходим ему для общения, изучения речи и понимания мира вокруг него. Если слух затруднен или полностью отсутствует, вероятно, ребенку будет труднее научиться говорить и озвучивать свои нужды. 
 
Дети с нарушением слуха могут демонстрировать следующее поведение:

  • не откликаться на свое имя;
  • не поворачиваться к источнику звука;
  • прикасаться или хвататься за уши из-за боли или шума;
  • равнодушие к окружающим звукам или голосам.

Дети, научившиеся говорить, будут демонстрировать более явные признаки потери слуха, которые могут выражаться в следующем:

  • трудности в школе;
  • странная манера речи или модуляция голоса;
  • частые жалобы на боль в ушах или громкие шумы;
  • наблюдение за движением рта людей во время разговора (чтение по губам);
  • частое неправильное понимание слов, даже если их четко произносят или повторяют;
  • частое повторение «Что?» или «А?», даже если внимание сфокусировано на беседе;
  • сидение близко к телевизору, прибавление громкости или просьба включить субтитры;
  • отсутствие отклика на свое имя и осознания, что вы обращаетесь к ним.

Эти проблемы со слухом могут быть вызваны временными формами потери слуха, такими как ушные инфекции, или могут быть симптомом более серьезного заболевания. В число таких серьезных проблем входят такие состояния, как нарушение слухового восприятия или приобретенная потеря слуха.

Проблемы со слухом у детей

Проблемы со слухом у детей принимают три основные формы: врожденную, приобретенную и преходящую. Врожденные нарушения слуха проявляются с рождения и обычно выявляются рано.

Приобретенная потеря слуха возникает после рождения и может быть вызвана травмой или заболеванием. Временную потерю слуха чаще всего вызывают возникающие ушные инфекции и закупорки евстахиевой трубы.

 
 
Врожденная потеря слуха обусловлена следующими факторами: 

  • генетические нарушения, такие как аутосомно-рецессивная потеря слуха, которая является наиболее распространенной формой потери слуха генетического происхождения. Такое нарушение возникает, когда оба слышащих родителя имеют рецессивный ген потери слуха и передают его ребенку. Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по распространенности и возникает, когда родитель с доминантным геном передает его ребенку;
  • генетические синдромы, такие как синдром Тричера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ушера и другие;
  • недоношенность.
  • состояния, которые влияют на роды, включая краснуху, токсоплазмоз и герпес;
  • осложнения при родах, такие как кислородная недостаточность или необходимость переливания крови;
  • наркотическая или алкогольная зависимость матери;
  • применение ототоксических лекарственных препаратов, включая НПВП и некоторые антибиотики.

Приобретенная потеря слуха может быть вызвана:

  • травмой головы;
  • нарушением целостности барабанной перепонки;
  • серьезными инфекциями (корью, свинкой, менингитом и коклюшем);
  • продолжительным воздействием громких звуков;
  • болезнью Меньера;
  • отосклерозом;
  • частыми или невылеченными ушными инфекциями.

Временную потерю слуха часто вызывают ушные инфекции, которые лечатся лекарственными препаратами и обработкой. Однако без лечения временная потеря слуха может превратиться в приобретенную потерю слуха.

Все формы потери слуха могут негативно влиять на развитие и слух ребенка. По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с остальными. Если вы начинаете замечать проблемы, отведите ребенка на скрининговое тестирование слуха. Даже если все в порядке, когда дело касается ушей вашего ребенка, лучше перестраховаться.

Была ли вам полезна эта статья? Если у вас остались вопросы о здоровье слуха или вы просто хотите больше узнать о том, как функционируют наши уши, вы можете ознакомится с архивом информационных материалов Signia Hearing.

Мы пополняем эту подборку каждую неделю, поэтому подписывайтесь на нашу новостную рассылку, чтобы всегда быть в курсе новых статей. Мы рассматриваем все темы, связанные со слухом, — от общих сведений до специфических материалов о слуховых аппаратах.

Наши уши и то, как они функционируют, — предмет, требующий изучения, и цель Signia Hearing — дать ответы на как можно большее количество вопросов.

Источник: https://www.signia-hearing.ru/blog/the-development-of-childrens-hearing/

Внутриутробное развитие ребенка. Пять чувств до рождения

Развитие слуха у плода во время беременности
Долгие девять месяцев отделяют зарожденную внутри тебя новую жизнь от появления на свет.

И за это время малыш проделывает огромную работу по своему внутриутробному развитию, вырастая от простого скопления нескольких клеток до маленького человека, способного слышать, видеть, осязать, нюхать, пробовать на вкус, в общем, готового к постоянному получению огромного количества новой информации и усвоению многочисленных навыков.

В это трудно поверить, но каждую минуту у плода появляется по 250 новых мозговых клеток.

Процесс их формирования завершается уже к 7-му месяцу беременности, а значит – еще в утробе малыш обладает почти всем комплектом мозговых клеток, только несколько участков мозга, такие как, например, обонятельные луковицы, управляющие чувством обоняния, продолжают вырабатывать клетки уже в течение жизни ребенка. А значит, внутриутробная жизнь плода имеет ключевое значение для роста и перемещения мозговых клеток, послеродовой период – время формирования основных связей между ними.
Еще в утробе малыши приобретают свои первые знания о мире…

Внутриутробное развитие вкуса

Внутриутробное развитие вкуса начинается довольно рано. Во рту у шестимесячного плода уже есть вкусовые сосочки, и он способен различать вкус околоплодной жидкости, которую заглатывает. Околоплодная жидкость на 98-99% состоит из воды, но также содержит гормоны, белки и другие питательные вещества.

Если мама, не использующая в своем повседневном рационе чеснок, вдруг съела что-то сильно чесночное, малыш может состроить недовольную гримасу в момент, когда почувствует вкус чеснока в околоплодных водах.

Вообще малыши уже во внутриутробном возрасте большие сладкоежки и предпочитают сладкие околоплодные воды всему остальному.

Знакомясь со вкусами, присутствующими в околоплодной жидкости матери, ребенок готовится к индивидуальному вкусу материнского молока.

Известны случаи, когда дети, отлученные от матерей при рождении и не знавшие даже вкуса молока мамы, с большим удовольствием ели пищу именно своего региона (вплоть до способа приготовления риса), хотя знакомы с ней были только по вкусу вод в утробе.

Более того: ребенок способен связывать вкус околоплодных вод с состоянием матери. К примеру, если мама выпьет чашку крепкого кофе, дыхание и сердцебиение малыша участятся, отражая состояние материнского организма.

И даже если в следующий раз женщина выпьет кофе уже без кофеина, малыш отреагирует также, почувствовав вкус кофе в водах, поскольку он уже научился ассоциировать вкус кофе с особой физиологической реакцией.

Внутриутробное развитие слуха

Слух развивается у плода в возрасте с 15 недели по 20 неделю беременности. На 16 неделе беременности малыш способен воспринимать звуки, а на 26 неделе начинает реагировать на них. Это доказывают ультразвуковые исследования: резкий звук извне может заставить малыша дернуться, а новый звук, издаваемый материнским организмом, может привести к учащению сердцебиения ребенка.

Осмыслением целого мира окружающих звуков малыш занят в последние три месяца своего внутриутробного развития. Представления о том, что ребенок находится в теплой и тихой утробе, не верны.

Кроме десятков звуков, доносящихся извне, малыш окружен шумом крови (которая течет сквозь плаценту с шипением), биением материнского сердца (к которому он так захочет ностальгически поближе прижаться после рождения), шум газов, вдохов и выдохов легких, не говоря уже о чихании, пуках и отрыжках.

По мере того, как развивается слух плода, малыш учится распознавать источник звука. Все мы знаем, что новорожденный поворачивает головку в сторону источника нового звука, но этой же способностью обладают и недоношенные детки, рожденные после 32 недели беременности. Эта способность необходима как для общения, так и для выживания в целом.

Но, конечно, самым приятным звуком во внутриутробной жизни младенца остается мамин голос. Малыш учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет всевозможные оттенки и тоны голоса матери.

Голоса других людей малыш слышит неотчетливо, как если бы мы слушали разговор в другой комнате: слышим речь, но не можем разобрать слов.

Малыши предпочитают слушать то, с чем уже познакомились, находясь в утробе. К примеру, если мама часто во время беременности читала какую-то сказку своему старшему ребенку, то и младший после рождения, скорее всего, будет относиться к этой сказке особенно трепетно.

Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать.

Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет.

Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили.

И последнее о музыке – классическая музыка лучше слышна из утробы, чем эстрадная. А определенные типы музыки (например, фортепьянная или хоровая) по частотности схожи с голосом мамы.

Внутриутробное развитие осязания

В утробе не так много «развивающих игрушек» для ребенка. Фактура и форма у пуповины не такая, как у большого пальца, который так приятно пососать. Пуповина длинная, с рифленой поверхностью и способна изгибаться в разные стороны. Такие исследования имеют огромное значение для внутриутробного развития органов чувств и мозга ребенка.

Внутриутробное развитие зрения
Уже на 26 неделе беременности веки плода разлепляются, и он начинает моргать. А через 6 недель – к 33 неделям беременности – малыш начинает различать перемены в освещении.

Яркий свет, к примеру, от фонарика может проникать сквозь кожу живота, стенки матки мамы и изменять облик внутриутробной среды. Перемена в освещении – новый внутриутробный опыт для малыша, на который он может отреагировать учащенным сердцебиением.

К сожалению, «видеть», как мы (различать цвета и формы), он научится уже после рождения.  Даже в первые недели после рождения малыш способен видеть лишь на расстоянии 20-25 сантиметров. Все, что находится дальше, просто расплывается перед его глазами.

Вот почему мы чисто рефлекторно наклоняемся, чтобы поговорить с новорожденным, создавая необходимое для его зрения расстояние.

Внутриутробное развитие обоняния

Очевидно, что нюхать в утробе ребенок не может, так как находится в околоплодной жидкости. Но рождается малыш с отличным обонянием: он запоминает запах мамы, запах ее тела, запах груди. Именно поэтому многие неонатологи советуют не пользоваться молодым мамам духами и туалетными водами, потому что малыш может из-за нового резкого запаха отказаться от груди.

Счастливой беременности и легких родов!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/perinatal/post/1693320

Слух плода: что ваш младенец может услышать внутриутробно. – малышОК

Развитие слуха у плода во время беременности

Вполне естественно, что, когда вы привыкнете к мысли о ребенке, растущем внутри вас, вы можете начать говорить с ним, напевая колыбельные и давая своему супругу общаться с вашим животом.

 Начиная со второго триместра беременности, ваш ребенок может слышать звуки, идущие извне вашего тела.

 Голоса, мелодии и шумы, которые он слышит в утробе матери, на самом деле помогают привыкнуть к окружающей среде, в которую он войдет при рождении.

Когда развивается слух плода

Примерно на 6 неделе беременности, ваш маленький эмбрион все еще меньше горошины, но клетки внутри его развивающейся головы уже начинают организовываться в уникальные ткани, которые в конечном итоге будут мозгом, лицом, глазами, ушами и носом.

 К 9 неделе беременности появятся небольшие отступы по бокам шеи вашего ребенка.

Они еще не находятся в своем окончательном положении, но они постепенно переместятся вверх и станут крошечными, свернутыми, симпатичными, как пуговки, ушами, на которые вы будете таращиться, когда ваш ребенок родится.

На протяжении первого и второго триместра беременности слух плода продолжает развиваться. Внутреннее ухо соединяется с нейронами в головном мозге, отвечающими за обработку звуков, и образуются мизерные кости среднего уха (которые воспринимают вибрацию звуковых волн).

Примерно на 16 неделе беременности, эти структуры достаточно хорошо сформированы, чтобы ваш ребенок начал обнаруживать некоторые шумы.

Некоторые из этих звуков вы можете даже не заметить сами — бульканье в животе и свист воздуха в легких.

Однако в течение следующих нескольких недель беременности слух плода будет улавливать все больше и больше звуков из внешнего мира. К 24 неделе беременности дети поворачивают голову в ответ на голоса и шумы.

Что он слышит?

Звуки лучше всего переносятся через открытое пространство — вы более легко можете услышать, как кто-то кричит в открытом поле, чем, когда ваша голова находится под водой в бассейне, например.

Слух плода не подвергается воздействию открытого воздуха, когда ребенок растет внутри вас — есть амниотическая жидкость, окружающая его, плюс все слои вашего тела и амниотический мешок, между плодом и миром.

Поэтому даже когда его уши полностью развиты, звуки, которые он слышит внутриутробно, приглушены.

Положите руку на свой рот. Попросите вашего партнера сделать то же самое. Затем продолжайте беседу – и именно так звучат голоса для вашего ребенка в утробе матери. Вы заметите, что можете различать тона и предложения, но можете быть не в состоянии понять некоторые слова. Точно так же попробуйте спеть песню с закрытым ртом, и вы услышите, что мелодия звучит громко и ясно, но не текст.

Чем громче звук, конечно, тем больше вероятность, что ваш ребенок может услышать его. Лающая собака, гудок или воющая сирена будет звучать более отчетливо, чем тихая фоновая музыка, но это не обязательно плохо. Звуки, к которым ваша милашка привыкает в утробе, с меньшей вероятностью поразят ее после рождения.

Мамин голос звучит отчетливее всего

Когда вы беременны, самый ясный звук, который ваш ребенок сможет разобрать – это ваш голос. В то время как большая часть звука передается через воздух — а затем через вашу матку, когда вы говорите, звук вашего голоса отражается через ваши кости и остальную часть вашего тела, усиливая его.

Исследования показали, что частота сердечных сокращений плода увеличивается, когда он слышит голос своей матери, что говорит о том, что ваш ребенок становится более бдительным, когда вы говорите. Так что чтение вслух, ведение разговоров и пение песен, которые вы будете повторять своему ребенку в ближайшие годы, помогут ему узнать ваш голос.

Как вы можете поддерживать слух ребенка в утробе матери.

Итак, что вы должны сделать, чтобы убедиться, что слух плода развивается нормально? Следует ли вам включать классическую музыку через наушники, прижатые к животу? Стоит ли вам избегать рок-концертов? В большинстве случаев, просто звуки нормальной жизни – это лучше всего. Нет никаких причин избегать громкой ситуации – например, концерт, который вы ожидали в течение нескольких месяцев.

Шум имеет возможность вызвать некоторое повреждение развития или потерю слуха у растущего ребенка, когда он громкий, длительный и повторяющийся. Так что, если вы работаете в шумном цехе завода в течение восьми часов в день, то стоит поговорить с вашим боссом о возможности временного перевода в более тихую обстановку.

Возможно, вы слышали, что воспроизведение классической музыки для вашего ребенка в утробе матери может повысить его или ее IQ или дать ей основу для лучшего образования — но нет никаких доказательств, что это так.

Источник: https://malyshok.net/fetalnoe-chuvstvo-sluxa-chto-vash-mladenec-mozhet-uslyshat-vnutriutrobno/

Развитие органа слуха у ребенка

Развитие слуха у плода во время беременности

Развитие слуха у ребенка начинается задолго до его рождения. В формировании одного из главных чувств принимают участие внешние и внутренние процессы. Новоиспеченным родителям необходимо знать, когда ребенок начинает видеть и слышать, чтобы правильно контактировать с ним и оказать положительное влияние на становление речи.

Развитие слуха у ребенка до рождения

Не все будущие мамы знают, на какой неделе ребенок начинает слышать. Формирование ушной раковины происходит еще на ранних сроках. К 15 неделе будущий ребенок способен воспринимать звуки, окружающие его. После 25 недель кроха не просто слышит. С этого срока он выражает ответную реакцию на звуки.

При резких громких голосах и криках снаружи плод в утробе отворачивается. Услышав новый звук, начинает волноваться, что выражается в увеличении частоты сердечных сокращений. В завершающем беременность триместре эмбрион в животе увлечен распознаванием звуков.

Младенец слышит, как по венам мамы течет кровь, узнает стук ее сердца, голос. Поэтому так важно уже в это время установить контакт с будущим ребенком.

С переходом на последние три недели гестации начинается период, когда ребенок может слышать маму и отличать тон ее голоса.

Что происходит после рождения?

Время, когда ребенок начинает слышать после рождения, начинается с первых минут его жизни. Первоначально младенец плохо реагирует на глухие низкочастотные звуки.

В первые недели новорожденного привлекают громкие и звонкие шумы.

Родители часто думают, что младенец в этот период не воспринимает звук и интересуются у педиатра тем, со скольки месяцев ребенок начинает слышать после рождения.

Основные этапы развития слуха у детей протекают плавно, но внимательные мамы могут отметить, что еще вчера ребенок не реагировал на определенные звуки, а сегодня уже хорошо воспринимает их.

  • В первые 4-8 недель кроха не реагирует на звук с низкой частотой. Большую часть времени он проводит во сне, не просыпаясь от разговоров и суеты, происходящих вокруг него.
  • К 3 месяцам наступает то время, когда ребенок начинает слышать звуки, на которые ранее не обращал внимания. В этот период обостряется зрение новорожденного, он пытается сопоставить то, что видит глазами с тем, что слышит ушами.
  • К 5 месяцам отчетливо прослеживается взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка. Младенец не просто слышит звуки. Он может уловить источник и отыскать его глазами. Когда мама ведет беседу с грудничком, он внимательно прислушивается и почти не отводит взгляда, испытывая огромный интерес. На каждое обращение младенец пытается ответить гулением, смехом, и другими речевыми приемами, доступными для него теперь.
  • 7 месяцев – это возраст, в котором ребенок начинает слышать и воспринимать свое имя. Младенец поворачивает голову на источник звука, когда к нему обращаются. В ответ на положительные эмоции мамы или других членов семьи он отвечает гулением и пытается произносить первые слоги.
  • К завершению первого года жизни малыш четко произносит первые слоги, из которых впоследствии получаются слова. В этом возрасте дети слышат себя и свою речь, пытаются ее рефлекторно скорректировать, следуя примеру взрослых.

Влияние контакта с мамой на развитие слуха

Сложно переоценить значение слуха для развития речи. Родители не должны задаваться вопросом о том, во сколько начинают слышать новорожденные дети, чтобы начать устанавливать с ними контакт. Разговаривать с будущим малышом маме необходимо уже со второго триместра.

Узнав голос матери еще в животе, ребенок после родов будет успокаиваться, когда услышит его. Те книги и музыку, которые кроха слышал в утробе, он воспринимает охотнее после рождения.

Взаимосвязь слуха с грудным вскармливанием

Доказано, что грудное вскармливание является идеальным питанием для новорожденного ребенка. Вместе с материнским молоком младенец получает комплекс необходимых для него витаминов и микронуклиентов.

Статистика показывает, что такие дети реже страдают инфекциями среднего уха.

Питаясь материнским молоком, ребенок становится менее склонен к аллергическим реакциям, которые негативно отражаются на развитии слуха

Слух и речь ребенка

Не дожидаясь того момента, когда ребенок начинает отчетливо слышать звуки после рождения, врачи неоднократно обследуют его слух.

Первый скрининг выполняется еще в родильном доме на 3-4 сутки после появления новорожденного.

При помощи специального аппарата осуществляется посыл низкочастотного звука и фиксируется ответная реакция мозга на раздражитель. Если таковая не получена, можно заподозрить нарушения.

Следует отметить, что развитие слуха у недоношенных детей чаще сопровождается различными проблемами. Статистика показывает, что около 3 младенцев из 10, родившихся раньше положенного срока, плохо слышат.

Слух и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Чем больше беседовать с малышом, комментировать собственные действия, тем быстрее он заговорит. Родителям следует постоянно обращать внимание на ответную реакцию крохи.

Если ребенок начал плохо слышать, это неизбежно отразится на его речи в будущем. Как правило, дети с нарушением слуха позже начинают говорить и чаще нуждаются в помощи специалистов – психологов, дефектологов и логопедов.

Источник: https://vseogv.ru/zdorove-malysha-prikorm/razvitie-organa-sluha-u-rebenka

Я еще не родился, но уже многое знаю!

Развитие слуха у плода во время беременности

Физиология беременности

Что ощущает будущий ребенок, находясь в лоне матери? Оказывается, гораздо больше, чем мы привыкли думать!

Эмоции и гормоны — дружная парочка

Многие женщины относятся к своему будущему ребенку, как к этакому милому, но требовательному «иждивенцу», на которого организм должен работать, работать и работать все долгие 40 недель. Но это не совсем верно, потому что буквально с первых дней, едва зародившись, крохотное живое существо начинает активно «помогать» маме.

В первые десять недель беременности налаживается активный биологический обмен, мать становится поставщиком гормонов для развития эмбриона, а от него получает особый гормон, который стимулирует перестройку ее организма, способствует сохранению и нормальному развитию беременности.

После 10-й недели начинает работать плацента — орган эндокринной системы. Теперь с каждым месяцем обмен гормонами будет активизироваться, расти. Потом в работу включатся органы внутренней секреции будущего малыша, и единая гормональная система «мать-ребенок» сформируется окончательно.

Именно через гормоны малыш посылает свои «химические сообщения», оповещая мамин организм о том, что ему нужно для роста, развития.

Эндокринные процессы очень тесно связаны с психическими. Ученые утверждают: почти каждая наша эмоция имеет свой гормон. Есть гормоны радости, удивления, страха и т. п.

Через плаценту гормоны матери легко проникают к ребёнку, поэтому он переживает те же эмоции, что и беременная женщина. Но есть и обратная зависимость: «настроения» плода передаются матери. Именно этим ученые объясняют повышенную чувствительность, сентиментальность беременных женщин, возникающие у них странные желания, причуды, фантазии.

Быстрее, чем в Интернете

Новейшие исследования доказывают: во время беременности между матерью и плодом существует особая информационная связь, осуществляемая через биологические поля, которыми обладает любой живой организм. Эти поля представляют собой волны различной частоты и длины.

Акустическое (звуковое) поле создает ежесекундная вибрация мышечных волокон. Носителем же электромагнитного поля является центральная нервная система, в частности, головной мозг. Мать и дитя обладают собственными полями. Эти поля взаимопроницаемы, за счет чего и идет активный обмен информацией, причем передается она гораздо быстрее, чем в суперсовременной системе связи «Интернет».

Он запоминает все и надолго

Учёные находят сейчас все больше подтверждений тому, что даже 10-недельный эмбрион обладает высоким порогом чувствительности. У него еще нет кожи, нервные окончания оголены, и поэтому способность ощущать внешние воздействия очень высока.

С третьего месяца беременности у будущего ребенка начинают функционировать анализаторы (биологические системы воспринимающие и анализирующие действие раздражителей). Картина чувствительности эмбриона становится намного сложнее.

Если беременность протекает нормально, малыш, обживая мамино лоно, чувствует себя комфортно и безмятежно.

Он ощущает отсутствие границ и препятствий, и такие ощущения могут сопровождаться у него вполне конкретными видениями явлений реального мира, в котором он еще ни разу не был.

Например, он может видеть радугу после дождя, цветущий весенний сад или картины космоса (космическое сознание), или подводный мир (океаническое сознание). Эти образы возникают у него под влиянием информации, приходящей из мозга матери.

Не родившийся еще ребенок обладает и своеобразной памятью.

Дело в том, что эмбриональные клетки, в отличие от клеток взрослого человека, способны фиксировать и сохранять на длительное время информацию обо всех происходящих с мамой и малышом событиях, причем объем этой памяти просто фантастический! Эмбриональные клетки запоминают, например, травмы, ощущения испуга, стресса, очаги заболеваний и т. п. К счастью, долго помнят они и все хорошее — пережитые радости и удовольствия.

Когда малыш начинает слышать?

По данным французских исследователей, первые слуховые ощущения ребёнка внутри утробы вибрационные: он чувствует вокруг себя пульсирующий мир. Орган слуха (внутреннее ухо) формируется до 16 недель, а примерно с 20-й недели малыш начинает различать звуки: сначала внутренние шумы, биение сердца мамы, шум в легких, перистальтику кишечника и т. п.

С 6-го месяца беременности малыш уже хорошо дифференцирует звуки. Более того, для него небезразлично, спокойно или взволнованно бьется сердце мамы, грустный или радостный у нее голос, тяжело или легко она дышит.

Если мать, например, волнуется, сбивается ритм ее дыхания, ребенок в матке замирает, словно предчувствуя опасность. А если мама расстроена, он получает от нее гормоны, вызванные отрицательными эмоциями.

Тогда малыш ощущает настоящую опасность, и это ухудшает его самочувствие.

С седьмого месяца внутриутробной жизни ребенок различает уже не только шумы в организме мамы, но и внешние звуки. Он активно реагирует на эмоции мамы, делит голоса общающихся с нею людей на дружеские и враждебные: повышенные тона разговора вызывают у него беспокойство.

Семимесячный человечек в животе матери уже становится меломаном. Ученые считают, что на многих малышей музыка Бетховена и Брамса действует возбуждающе, Вивальди успокаивает, а Шопен настраивает на романтический лад. Известный эмбриолог, профессор А.

Брусиловский, утверждает, что некоторые младенцы в этом «возрасте» даже выбирают любимые мелодии, слыша которые, начинают активно двигаться, повторяя определенный ритм движений.

Большинство же малышей предпочитают классическую музыку, арии из опер, старинные романсы и народные песни.

Глаз младенца не дремлет!

Что видит ребенок, находясь в лоне матери? В привычном для нас понимании — ничего: находясь внутри матки, окруженный околоплодными водами, он чувствует себя, словно человек, попавший в темную комнату.

При направленном освещении живота мамы яркой лампой он видит слабый оранжевый или красноватый свет.

И очень нервно реагирует на такие непрошеные вторжения в свой мир, быстро переворачивается, как бы пытаясь спрятаться.

Последние исследования ученых выявили очень интересные факты.

Оказывается, примерно с 50-го дня беременности, когда у эмбриона возникают мозговые импульсы и первый этап формирования органов зрения закончен (окончательно глаза формируются к 5 месяцам внутриутробного развития), ребенок способен воспринимать зрительные картины, которые видит его мама, а также связанные с ними эмоциональные переживания.

Видный американский психолог С. Гроф и его коллеги проводили специальные сеансы, в ходе которых память пациентов возвращалась в период их внутриутробного развития. Участники этих сеансов не только описывали картины, которые их матери видели в период беременности, но и вспоминали, какие сильные эмоциональные всплески вызывали те или иные из них.

Такой феномен объясним с научной точки зрения — все дело в удивительных свойствах сетчатки глаза. Она способна не только воспринимать внешние сигналы и передавать их в мозг, но и воспроизводить образы, возникающие в сознании. С таким феноменом, пожалуй, знаком каждый: ведь все мы время от времени видим яркие и красивые цветные сны.

Что у нас на обед?

Будущий ребенок совсем не безразличен к пище, которую ест его мама. Начиная с 7-го месяца внутриутробного развития, он различает вкус и некоторые запахи. Президент французской национальной академии перинатального воспитания А. Бертин считает, что в это время малыш может даже продемонстрировать свои предпочтения.

Как известно, будущий ребенок ежедневно поглощает определенное количество околоплодной жидкости. Так вот, если в нее ввести, например, раствор сахара, он с удовольствием «проглатывает» двойную порцию, если же ввести горький раствор, то «пьёт» её очень мало.

Ученым удалось даже получить уникальный снимок внутриутробного ребёнка с гримасой недовольства, вызванной неприятными вкусовыми ощущениями. В околоплодную жидкость попадают самые разные вещества, из всего того, что ест и пьет беременная женщина. Таким образом, ребенок знакомится с взрослой пищей задолго до своего рождения.

По мнению ученых, это оказывает влияние на будущие гастрономические пристрастия человека: став взрослым, он отдает предпочтение тем блюдам, вкус которых «отведал» еще находясь в чреве матери. Поэтому для нормального развития малыша в утробе матери очень важно, чтобы беременная женщина питалась полноценно и разнообразно.

Не задавайте мне уроков!

Некоторые родители считают: способности ребенка будут гораздо выше, если развивать их еще до рождения. Будущие мамы занимаются для этого психотренингом, приставляют к животу наушники, чтобы ребенок мог прослушать специальные тексты, музыку и т. д.

Однако, не родившийся еще, ребенок не приемлет специально навязываемого ему обучения! Он очень переживает, если мама пытается общаться с ним так, будто он уже родился.

Он вообще «скромный», предпочитает, чтобы сам факт его существования будущие родители как бы не замечали.

Дело в том, что, находясь во чреве матери, ребенок не отделяет себя от нее. Все знаки внимания к себе он вообще воспринимает только тогда, когда они направлены на его маму.

Так что, если вы хотите со временем развить в своем малыше высокий интеллект и большие способности, постарайтесь во время беременности побольше заниматься творчеством. Нужно только, чтобы это вас не утомляло, а приносило истинное удовольствие. Прекрасно, если вы любите музицировать, рисовать или рукодельничать, а может быть, даже пишете стихи.

Если хотите, чтобы малыш впитывал больше впечатлений, что потом поможет развить в нем любознательность, интерес, то ходите на концерты, в картинные галереи, в конце концов, просто почаще гуляйте, любуясь памятниками архитектуры или наслаждаясь очарованием природы. Чем чаще беременная женщина видит действительно прекрасное, тем приятнее это будущему ребенку. Хороших результатов внутриутробного воспитания можно достичь только тогда, когда мама сама максимально раскрывается как личность.

Совет

Не стоит часто слушать рок и поп музыку во время беременности. Четкий и однообразный ритм, низкочастотные колебания звука, большая громкость пугают будущего ребенка. А резкие звуки и сильные вибрации могут даже вызвать патологии в развитии плода.

Материнству нужно учиться!

Современная хорошая мама — это мама прошедшая специальное обучение на всех этапах материнства «беременность — роды — грудное вскармливание и уход за ребенком».

Только в этом случае она получит удовольствие от материнства и полную реализацию как женщина.

Сегодня уже доказан тот факт, что женщина без обучения не может успешно рожать, хорошо ухаживать за грудным ребенком и правильно кормить грудью.

Даже крупные обезьяны, у которых прекрасно развиты материнские инстинкты, отказываются от своих детенышей и не кормят их грудью до тех пор, пока не побывают на 2-х недельном показе фильмов о нежной заботе матерей в стае.

Сегодня необходимое образование матери могут получать в центрах перинатального воспитания и материнских группах поддержки грудного вскармливания.

Источник: http://www.mirwomne.ru/beremennost/articles/ya-ehe-ne-rodilsya-no-uge-mnogoe-znau/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.