Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Содержание

Детские игры для развития памяти и внимания у дошкольников младшего и старшего возраста

Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Хорошая память с детства — незаменимое подспорье в учебе и работе на всю жизнь. Чтобы обеспечить ребенка таким надежным и полезным инструментом, достаточно почаще практиковать с ним игры для развития памяти. Существует множество способов тренировки памяти и для взрослых, но гораздо легче и естественнее протекает процесс формирования способности запоминать именно в детском возрасте.

Какая бывает память?

Классификация видов памяти включает разделение по следующим основным блокам:

  • длительность хранения информации — кратковременная, долговременная;
  • степень осознанности запоминания — непроизвольная, произвольная;
  • способ запоминания — механическая, смысловая;
  • задействованные органы чувств — зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная, двигательная.

При организации игровых упражнений для тренировки памяти наиболее важен последний пункт, так как упражнения чаще всего направлены на работу с визуальными образами.

Слуховая память лучше всего развивается при занятиях музыкой, двигательная и осязательная — во время подвижных игр и взаимодействия с различными предметами.

Обоняние и вкус выполняют вспомогательную функцию, например, если требуется описать вкус и запах какого-либо фрукта в процессе выполнения упражнения.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 2 до 3 лет

Младшие дошкольники еще не умеют подолгу концентрироваться, выполняя задания, их внимание быстро ослабевает и переключается. Поэтому развивающие игры для малышей можно проводить не только в специально отведенное для этого время, но и встраивать в повседневные дела: купание, одевание, прогулку.

Почаще читайте ребенку его любимые книжки со стихами и сказками — скоро обнаружится, что он на слух выучил их наизусть и даже поправляет, если читающий допускает ошибку.

Кладоискатели

Для этой игры нужна песочница. Ведущий вместе с малышом закапывает 3–4 небольшие игрушки, помечая места «кладов» камушками. Ребенок должен вспомнить и перечислить все спрятанные предметы, определив их местонахождение. Это простое задание можно усложнить, поменяв угол зрения.

Для этого нужно попросить маленького кладоискателя перейти на другую сторону песочницы и выполнить задание, глядя на карту предстоящих раскопок в перевернутом виде. Если и это упражнение не вызовет затруднений, можно увеличить количество спрятанных игрушек.

Игра развивает не только память, но и внимание, пространственное воображение, логику.

Попугай

Аудиальная (слуховая) память у детей развивается, когда они непроизвольно заучивают любимые песенки и стихи. Эту способность можно закрепить в игровой форме, использовав природную тягу малыша к повторению.

Взрослый предлагает ребенку проговорить за ним какое-нибудь забавное слово или рифмованное словосочетание, например, «крокодил проглотил» или «мышка-шишка» (ориентироваться нужно на уровень развития речи крохи). При успешном выполнении нужно внести малозаметные на слух, но меняющие смысл изменения: «крокодил прокатил», «мышка-пышка».

Затем ускорять темп, удлинять цепочку, на ходу придумывая новые слова, так, чтобы малышу было весело их повторять. Играть удобно по пути в садик или во время других повседневных дел.

Веселая зарядка

Это упражнение веселее выполнять в группе, но можно и с одним ребенком. Ведущий показывает поочередно простые забавные движения — например, как ходит мишка, как прыгает зайка, как выгибает спинку кошка. Дети старательно повторяют за ним. Потом взрослый произносит названия животных вразнобой, а играющие должны быстро вспомнить и воспроизвести соответствующее движение.

По желанию ведущий может поменяться ролями с ребенком, и даже предложить ему самому придумать следующее движение.

Мешок с загадками

Тактильная (осязательная) память лучше всего работает, когда недоступна визуальная информация. Повязка на глазах может вызвать дискомфорт и чувство тревоги у маленьких детей, поэтому лучше всего использовать непрозрачный мешок. В него нужно сложить 3–4 небольшие игрушки, хорошо знакомые ребенку, а затем называть по одной, чтобы малыш на ощупь узнавал и вынимал их оттуда.

Кто потерял?

В 2–3 года дети уже умеют определять по одной характерной детали предмет, которому она принадлежит: здесь включается ассоциативная память. Для занятия понадобятся разборные игрушки или карточки с изображениями крыла бабочки, хвоста павлина, шеи жирафа и тому подобных легко узнаваемых частей.

Играя с группой детей, можно устроить соревнование — кто быстрее назовет животное. Более сложный вариант упражнения предполагает демонстрацию изображений животных, у которых отсутствуют важные части тела (олень без рогов, слон без хобота, кошка без хвоста). Малыши должны догадаться, чего не хватает.

Игры для развития памяти у детей в возрасте от 4 до 7 лет

Тренировка памяти и внимания у дошкольников более старшего возраста чаще всего проходит в группе, на занятиях в детском саду. Но и домашние упражнения приносят большую пользу, особенно если они доставляют удовольствие и детям, и родителям.

Выработайте привычку коротать время в дороге или в очереди к врачу с помощью разнообразных словесных игр.

Игры в слова

Полезна упрощенная версия взрослой игры «в города». Словарный запас дошкольника еще не слишком велик, поэтому лучше не ограничивать его какой-то одной темой.

Взрослый и ребенок по очереди называют слова, начинающиеся с той буквы, на которую закончилось предыдущее. По мере накопления игрового опыта, можно ставить условия: например, стараться не называть слова, заканчивающиеся на «а».

Такое упражнение не только тренирует память ребенка, но и расширяет его словарный запас и кругозор.

Умение задавать вопросы, анализировать и держать в голове большой объем информации отлично развивает словесная игра, в которой ребенок угадывает задуманный взрослым предмет, спрашивая, из чего он сделан, где встречается, живой или неживой и так далее. Взрослый может отвечать только «да» или «нет».

Цветное зрение

На основе запоминания картинок придумано множество игр для развития зрительной памяти. Вот одна из наиболее сложных, но в то же время интересных и азартных. Ведущий показывает ребятам карточку или страницу в книге, на которой изображено много ярких предметов разных цветов, причем цвета должны повторяться.

Дети изучают картинки в течение определенного времени, после чего страница закрывается. Ведущий объявляет, что теперь все превратились в роботов, которые могут видеть только красный цвет, и просит назвать (или изобразить на бумаге) все соответствующие предметы, которые ребята смогли запомнить.

Потом действие повторяется с синим, зеленым и другими цветами.

Особые приметы

Игра направлена на развитие ассоциативной памяти. Ведущий называет какой-либо признак, например, «кислый», и просит детей назвать первый предмет, пришедший в голову.

Когда все крикнут: «Лимон!», взрослый предлагает им вспомнить еще какие-нибудь кислые вещи (клюква, кефир, яблоко).

Упражнение способствует укреплению ассоциативных связей, а также наглядно показывает разницу между стандартным и креативным мышлением.

Веселый танец

Старшие дошкольники любят подвигаться ничуть не меньше, чем малыши. Но при этом они способны выполнять более сложные задания. Ребята выстраиваются в круг, а один из детей становится в центре и под веселую музыку показывает какое-то простое движение.

Остальные его повторяют, после чего в круг выходит другой ребенок, делает то же самое движение и добавляет еще одно свое. Затем снова ведущий меняется, и в танце накапливается уже три па.

Так последовательность движений удлиняется, пока кто-то из детей не собьется, и все начинается сначала.

Что это, из чего это?

Понадобится ширма с отверстиями для рук или плотная повязка на глаза. Играющему показывают несколько предметов, а потом завязывают глаза и дают один из них в руки.

Ребенок должен узнать предмет, использовав как можно меньше попыток.

Вариаций игры можно придумать множество: угадывать вещи, которые перед этим не показывались, определять материал предметов (ткань, дерево, фольга), узнавать буквы и цифры из магнитной азбуки. Упражнение развивает тактильную память.

Чтобы обучающие игры приносили максимальную пользу, нужно ориентироваться на заинтересованность ребенка и на то, как он решает поставленные задачи. Малышам лучше давать задания, с которыми они точно справятся — успех нужен им как мотивирующий фактор. Дети постарше предпочитают легким победам задания потруднее, любят соревноваться, иначе им будет неинтересно.

Источник: https://Razvivashka.online/games/igry-dlya-razvitiya-pamyati

Картотека игр для развития памяти детей

Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Олеся Осипова
Картотека игр для развития памяти детей

«Игра в слова».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить.

ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

ПОВТОРИ!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу.Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели…»).

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

«Гуляем по зоопарку».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

«Гуляем по лесу».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла».

Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел.

Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь. Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками.

Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

«Вкус и запах».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание 1. Представь лимон.

– Каков он на вкус?

– Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

– Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 2. Нарисуй лимон.

Задание 3. Представь апельсин.

-Каков он на вкус?

– Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом.

– Какого цвета апельсин?

– Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?

Задание 4. Нарисуй апельсин.

Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?

«Разрезанная картинка».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.

Инструкция: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его.

Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком.Для этого можно использовать следующие вопросы:

– Что изображено на картинке?

– Какой формы твой рисунок?

– Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т. д. в рисунке ребенка.

«Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т. д.

«Игра в стихи».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок,и он сочинил стихотворение про этот мяч:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

(на самом деле автором является А. Барто).

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Спой еще так, как пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла спеть Ежиха Матрена.

Задание. Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Винни Пух, Заяц и Ежиха.

Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки.

Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры и интонации наших героев.

«Опиши картинку».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку.

После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе. Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей.

Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку. После этого убрать картинку и предложить ребенку ее описать. Если он затрудняется, можно рассмотреть ее вместе.

Ребенок должен не только назвать, что изображено, но и описать форму, количество, величину, пространственное расположение объектов и их деталей.

Затем предложить посмотреть еще раз на картинку и найти то, что не было названо

«Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок.

«Запомни движения».

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим (сначала ведущим может быть взрослый, а потом и ребенок). Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

«Я положил в мешок»

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки».Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову,а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…»(порядок тот же).

«Игры со стихами».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!»

БОБР

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину –

Стрит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора. Н. Костарев

Задание 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает? Что помогает бобру строить плотину?

После вопросов-ответов можно начать учить стихотворение. Это окажется довольно простым делом, так как ребенок уже почувствовал информацию. Нужно повторять стихотворение, пока ребенок не выучит его наизусть.

Вариант 2.

Все то же самое проделать с другими стихотворениями.

БЕЛКА

Белка сушит сыроежки

Лапкой с ветки рвет орешки,

Все запасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

З. Александрова

«Игра в мяч «Рыбы, птицы, звери».

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления, слуховой памяти. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет.

Ведущий кидает игроку мяч со словом,например: «Сокол».Игрок кидает мяч обратно ведущему и говорит: «Птица»(т. е. ребенок должен определить к какой группе нужно отнести сокола). Дальше ведущий кидает мяч другому игроку и говорит слово, относящееся к другой группе и т. д.

«Повтори за мной».

Цель: Развитие слуховой, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий.Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

«Определи на ощупь».

Цель: Развитие тактильной, произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Ведущий предлагает одному из детей закрыть глаза и взять из коробки овощ, и, не открывая глаз – на ощупь, определить, какой это овощ. Если ребенок ошибается, то кладет овощ на место, в коробку, а сам возвращается к другим детям. А если ответ верен, то ведущий спрашивает у детей: «Что вы можете рассказать про этот овощ?».

«Запомни порядок».

Цель: Развитие произвольной памяти; внимания, наблюдательности.

Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой. Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

«Слушай и исполняй».

Цель: Развитие моторно-слуховой памяти, произвольной памяти, способности вспоминать, внимания, классификации.

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

«Волшебный мешочек».

Цель: Развитие тактильной памяти.

Ребенку дают “Волшебный мешочек”, в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше —усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.

«Робот».

Цель: Развитие двигательной памяти.

Вы “программируете” ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

«Чего не стало»?

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну – две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

«Найди пропавшую игрушку».

Цель: развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана – пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т. д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки.

Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана.

Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.

Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своём месте.

«Запомни свое место»

Цель: развитие моторно – слуховой памяти.

В зале каждый ребенок запоминает „свое место”. Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего — окно двери, у четвертого — центр зала и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде ведущего „Место!” они разбегаются по своим местам.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-napravlenyh-na-razvitie-pamjati-detei.html

Упражнения для развития памяти

Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Память играет важную роль в жизни человека. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы.

Кому-то это даётся с трудом, а многие обладают поистине феноменальной памятью. Учёные установили, что эффективнее всего память человека развивается в дошкольный период.

Именно поэтому необходимо выполнять с крохой упражнения для развития памяти, некоторые из них мы вам предлагаем сегодня.

Память и её виды

Память — один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие, помогает ребёнку познавать мир, устанавливая связи между предметами, событиями, явлениями и людьми. Без памяти невозможна ни одна человеческая деятельность. Развитие памяти у детей связано с развитием речи, мышлением, вниманием и двигательной активностью.

Память как мыслительный процесс делят по типу запоминаемой информации на следующие виды:

  • Зрительная памятьпомогает малышу запоминать то, что он увидел. Поэтому нужно читать ему книги с яркими картинками, а на занятиях использовать наглядный материал. Хорошо развита зрительная память у художников. Если ваш ребёнок имеет склонности к такому виду запоминания, его можно отдать в художественную студию.
  • Слуховая памятьпозволяет воспроизводить и запоминать информацию, которую малыш получил через свои маленькие ушки. Для развития слуховой памяти можно использовать прослушивание различных мелодий и угадывание их названий.
  • Тактильная памятьобогащает кроху впечатлениями от прикосновений. Дотронувшись до горячего чайника, малыш запоминает болевые ощущения и вспоминает их при виде этого предмета.
  • Двигательная (моторная) памятьпроявляется в способности ребёнка запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков.
  • Словесно-логическая памятьвыражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Благодаря ей карапуз заучивает стихи, запоминает содержание прочитанной книги, раз­говора с родителями или друзьями.

Память ребёнка нужно развивать и тренировать. А поскольку для дошкольников главным видом деятельности является игра, то с помощью игр и нужно развивать память малыша. Мы предлагаем вам простые игры и упражнения, направленные на развитие каждого вида памяти.

Развитие зрительной памяти

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребёнка, поэтому очень важно её развивать с самого раннего детства.

Картинки

Разложите перед малышом до десяти картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть карапуз всё внимательно рассмотрит, после этого уберите картинки и через полминуты попросите назвать запомнившиеся.

  Покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через час предложите ещё раз перечислить всё, что он видел.

Кто как одет

Играть можно во время прогулки или дома, сидя у окна. Обратите внимание карапуза на детей, играющих на детской площадке или гуляющих во дворе.

Пусть малыш отвернётся и постарается вспомнить, сколько человек он видел, сколько было мальчиков, а сколько девочек, как они были одеты.

Развитие слуховой памяти

Ребёнка окружает множество звуков: щебетание птиц, музыка, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Способность узнавать звуки окружающей среды помогает малышу в дальнейшем быстрее овладеть разговорной речью.

Что звучит?

Подготовьте различные «звучащие» предметы, в том числе музыкальные инструменты — свисток, дудочку, бубен, колокольчик, связку ключей, шуршащую бумагу и т. п.

Продемонстрируйте малышу, как звучат предметы, пусть кроха и сам попробует воспроизвести различные звуки.

Попросите ребёнка отвернуться и начинайте по очереди дудеть, шуршать или пищать. Карапуз должен правильно назвать источник звука.

Звуковые баночки

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки — например, из-под киндер-сюрпризов — разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную (должно быть по 2–3 баночки с крупой каждого вида). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребёнка. Затем предложите малышу найти баночки, которые издают такой же звук.

Развитие тактильной памяти

Тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам, очень важна для развития ребёнка. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием практически не испытывают трудностей в школьном обучении.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек положите предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, куклу, пуговицу, шарик, кубик, карандаш, мягкую игрушку.

Малыш должен засовывать руку в мешочек и на ощупь определять один за другим предметы. Чтобы первоначально облегчить карапузу задачу, попросите его самого сложить все предметы в мешочек.

Предложите ребёнку не просто назвать предмет, но и рассказать о своих ощущениях — мягкий, круглый, длинный, мохнатый и т. п.

Узнай, что это такое

Малышу 5–6 лет можно предложить игру посложнее. Завяжите карапузу глаза и по очереди кладите в его вытянутую руку различные предметы.

После того, как ряд предметов (начать можно с 4–5) будет обследован, предложите ребёнку назвать все эти вещи, причём в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнить сразу две мыслительные операции — узнавание и запоминание.

Развитие двигательной (моторной) памяти

Хорошими упражнениями для развития двигательной памяти малыша являются танцы. Разучивая различные движения, ребёнок запоминает их, чтобы воспроизвести в дальнейшем.

Кукловод

Завяжите ребёнку глаза, возьмите его сзади за плечи и начните водить, как куклу, по определённому маршруту. Например, три шага вперёд, остановка, поворот налево, снова три шага, остановка, разворот и т. д.

Развяжите карапузу глаза и попросите его повторить все движения. Усложняйте задачу, увеличивая продолжительность маршрута и включая в него простые физические упражнения: приседания, прыжки, повороты через плечо, поднимание рук.

Запрещённое движение

Скажите малышу, что вы будете показывать различные движения, а карапуз должен их повторять. Но одно движение повторять запрещено! Договоритесь, что запрещённое движение, к примеру, — руки в стороны.

Показывайте ребёнку движения, всё больше ускоряя темп. Старайтесь запутать малыша, разводя руки в стороны. Ребёнок должен не ошибиться и не повторить запрещённое движение.

Развитие словесно-логической памяти

Развивая словесно – логическую память малыша, уделите внимание произношению слов. Не упрощайте и не искажайте их, иначе в памяти ребёнка они навсегда отложатся в неправильном виде.

Запомни пару

Подготовьте несколько пар слов, например: мяч — играть, вилка — кушать, карандаш — рисовать, краски — кисточка, комар — муха, снег — санки, лето — солнце, кошка — мышка, кровать — спать, песок — лопатка.

Скажите ребёнку: «Я произнесу несколько пар слов. Постарайся запомнить, какое слово с каким вместе я говорю».

Теперь называйте первое слово из пары, а малыш пусть вспоминает второе. Если карапуз справляется, добавляйте слова и ускоряйте темп упражнения.

Хорошими помощниками в развитии словесно-логической памяти являются и такие упражнения:

  • Разучивание песен и стихов.
  • Составление рассказа по картинкам, предварительно разложенным в логической последовательности.
  • Описание впечатлений от прогулки, посещения цирка, театра или зоопарка.
  • Обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма.

Не забывайте о важных факторах

Помните, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, что память — это продукт работы мозга. И мозгу вашего карапуза для активной деятельности нужны:

  • Регулярное пребывание на свежем воздухе.
  • Сбалансированное питание, содержащее все необходимые витамины, минералы и другие вещества.
  • Спокойная домашняя обстановка.
  • Соблюдение режима дня, здоровый и полноценный сон.

Мы уверены, что совсем не за горами то время, когда ваш наследник поразит вас, демонстрируя феноменальную память и заслуженно завоевав звание лучшего ученика.

Всего вам наилучшего! До свидания!

Источник: http://NII-Evrika.ru/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pamyati/

Топ 15: игры на развитие памяти у ребенка

Развитие тактильной памяти у ребенка игры

Хорошая память – залог успешной учебы и всей дальнейшей жизни ребенка. Тренировать память необходимо с помощью упражнений и занятий. А для ребенка, который совершенно не любит скучных занятий, для подобных целей подойдет хорошая игра на развитие памяти у детей.

Мы уже делали подборку игр на развитие внимания ребенка. Сейчас мы подобрали для Вас 15 развивающих игр на развитие памяти у ребенка. В данные игры можно играть вдвоем, например няня и малыш, а можно играть в коллективе. Надеемся Вам понравится наша подборка.

Игры развивающие память у детей:

Количество игроков: любое

Дополнительно: картинки или мелкие предметы

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говорится слова (города, растения, животные и т.д). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д. Допустивший ошибку выбывает из игры.

Количество игроков: двое

Дополнительно: повязка на глаза

«Кукловод» завязывает глаза игроку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем игроку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Количество игроков: любое

Дополнительно: 5-6 игрушек

«Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний — котенок».

Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. «Потом зазвонил колокольчик — это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира»

Количество игроков: любое

Дополнительно: поднос, различные предметы, платок

На подносе укладываются шесть различных небольших предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка, расческа, ложка…

В течение короткого времени ребенок запоминает, что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?

Затем поменяться ролями.

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага, ручка или карандаш

Ребята должны «записать» предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении определенного времени, правильно вспомнить их, «прочитав» свои рисунки.

Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как «Добро», «Зло», «Счастье», или как сумеют изобразить эмоциональные состояния и чувства «Радость», «Гнев», «Печаль». Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а потом сравните с рисунками малыша

Количество игроков: четное

Дополнительно: нет

Игроки в парах поворачиваются друг к другу спиной, настраиваются на своего партнера и стараются максимально четко его себе представить. Теперь можно начинать игру. Ведущий объявляет, что сейчас придется вспоминать внешний облик человека, стоящего за вашей спиной. После этих слов никакие взгляды на партнера не допускаются.

Первое задание:

вспомнить, как зовут вашего партнера. (Задание выполняют по очереди абсолютно все участники).

Второе задание:

вспомнить, какого цвета глаза у партнера.

Третье задание:

ответить, какой длины брюки на партнере (вопрос должен звучать именно так, даже если в паре девочка в юбке).

Следующее задание:

сказать, какая обувь на ногах партнера.

Количество игроков: любое

Дополнительно: бумага и ручки

Ведущий показывает 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, убирается и показывается следующая. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.

Количество игроков: двое

Дополнительно: нет

Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра.

Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить. И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед.

Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.

Количество игроков: 2-12

Дополнительно: нет

Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него…огурец». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.

Что за рисунок получится в конце концов?

Количество игроков: любое

Дополнительно: любые небольшие предметы

Подготовить предметы которые будем использовать в качестве покупок- подойдут разные пакеты, бутылочки, игрушки, мячи могут быть яблоками,

большой мяч — это арбуз, мелкие предметы домашнего обихода, можно слепить. Магазины могут быть разными: «Игрушки», «Хозтовары», «Продуктовый» и т.д..

Посылаем ребёнка в «магазин» и просим купить необходимые покупки, начинать с нескольких, постепенно увеличивая. Ребёнок должен вернуться и показать, рассказать, что купил.

Количество игроков: двое

Дополнительно: пуговицы

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется.

Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки.

Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6.

Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.

Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Вспомните, что Вы делаете ежедневно или часто вместе с ребенком. Допустим, малыш видит, как приготавливается омлет на завтрак. Попросите ребенка рассказать Вам последовательность действий, которые при этом совершаются. Если ребенок затрудняется или говорит пока только слова, еще не составляя предложения, то начните сами, а малыш пусть добавляет ключевое слово.

Например, спросите ребенка, как приготовить кофе?

Мама: «Сначала мы берем из шкафа чистую…»

Ребенок: «Кружку»

Мама: «Затем ложечкой насыпаем из баночки…»

Ребенок: «Кофе»

Мама: «А что потом?»

Ребенок: «Кладем ложечкой сахар, наливаем воду, размешиваем, наливаем молоко!»

Что еще можно спрашивать? Как почистить зубы? Как постирать одежду? Как поливать цветы и т.д.

Игра учит малыша думать, тренирует память и наблюдательность. Играть можно в транспорте, в очереди и т.п.

Количество игроков: любое

Дополнительно: резные предметы, игрушки

Игра для развития зрительной памяти.

Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик.

Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика.

Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».

Затем я просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.

Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент когда малыш отвернется, переставить домики местами.

В другой раз «домики» заменяем «колясками», «горшками» и берем другие игрушки.

Вариант игры с несколькими детьми такой. Взять несколько стульев, устроив на них отличительный «домик» и на каждый посадить игрушку. Затем попросить каждого малыша взять со стула себе игрушку. Пока звучит бубен (музыка) малыши ходят вокруг стульев держа в руках свои игрушки. Как только музыка играть перестала нужно усадить игрушку в свой домик.

Имейте ввиду, что иногда дети усаживают игрушку в чужой домик не потому, что у них плохая память, а просто потому, что этот домик им больше понравился.

Данная подборка может служить как пример для мамы или няни. Игры можно переделывать, дополнять, совершенствовать, на основе этих игр можно придумать новые.

Если за Вашим ребенком ухаживает няня, попросите ее проводить игры на развитие памяти и внимания ежедневно.

Профессиональная няня знает как увлечь и заинтересовать ребенка, какую игру ему можно предложить дома и на прогулке, занятия будут проходить весело и интересно.

Если Вы решили нанять няню ребенку, обращайтесь к нам, в агентство домашнего персонала «Дом счастья» и мы с радостью Вам в этом поможем. В базе агентства домашнего персонала «Дом счастья» есть возможность подобрать няню на любой вкус. Все наши няни настоящие профессионалы своего дела. Обращайтесь.

С уважением, агентство домашнего персонала «Дом счастья»

Источник: https://h-h.com.ua/igri-na-razvitie-pamyati/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.