Речевое развитие ребенка в доу презентация

Презентация на тему:

Речевое развитие ребенка в доу презентация

Инфоурок › Дошкольное образование ›Презентации›Презентация на тему: “Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования

2 слайдОписание слайда:

Слова, слова, слова… Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас, – означено словами Они слышны и здесь, и там – на улице и дома: Одно – давно привычно нам, другое незнакомо.

Слова, слова, слова…Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – в огромном море, море слов Купаться ежечасно!

3 слайдОписание слайда:

Образовательные области в соответствии ФГОС Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

4 слайдОписание слайда:

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

5 слайдОписание слайда:Направления работы по развитию речи 1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2.

Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения. 3. Формирование грамматического строя. 4. Развитие связной речи. 5.

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

6 слайдОписание слайда:

Речевое развитие включает Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

7 слайдОписание слайда:

Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Различные виды искусства

8 слайдОписание слайда:

Методы развития речи

9 слайдОписание слайда:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

10 слайдОписание слайда:

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

11 слайдОписание слайда:

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо). Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх). Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.
12 слайдОписание слайда:

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Вопрос – словесное обращение, требующее ответа

13 слайдОписание слайда:

Спасибо! МОЛОДЦЫ!

14 слайдОписание слайда:

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

15 слайдОписание слайда:

Основные компоненты речевой развивающей среды Речь педагога; методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников; специальное оборудование для каждой возрастной группы.

16 слайдОписание слайда:

Требования к речи педагога ДОУ Правильность  Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство  Уместность

17 слайдОписание слайда:

Особенности речевого развития детей первой младшей группы Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение); самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)

18 слайдОписание слайда:

Особенности речевого развития детей второй младшей группы Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение); организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).

19 слайдОписание слайда:

Особенности речевого развития детей средней группы Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета); методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя – акцент на стимулирование познавательного интереса); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).

20 слайдОписание слайда:

Особенности речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп Грамотная речь педагога; методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения); методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения); организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением); создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.

21 слайдОписание слайда:

Речевое развитие Развитие речи Художественная литература

22 слайдОписание слайда:Образовательная ситуация – ведущая форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
23 слайдОписание слайда:

Игровая обучающая ситуация (Ельцова О.М.) СИТУАЦИИ- ИЛЛЮСТРАЦИИ СИТУАЦИИ- УПРАЖНЕНИЯ СИТУАЦИИ – ПРОБЛЕМЫ СИТУАЦИИ- ОЦЕНКИ 

24 слайдОписание слайда:

Сценарии активизирующего общения (А.Г.Арушанова) разговоры с детьми; дидактические игры; подвижные игры; народные игры; инсценировки; драматизации; обследование предметов.

25 слайдОписание слайда:

Проектная деятельность (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) Это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, форма организации педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

«Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними); «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке); 

26 слайдОписание слайда:

Игра как коммуникативная ситуация (Бизикова О.А.) Игры с готовыми текстами: 1. подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; 2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др.

(освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»

27 слайдОписание слайда:

Кузеванова О.В., Коблова Т.А. – литературно-музыкальные праздники; – фольклорные ярмарки; – игры- драматизации; – разные виды театров; – речевые газеты; – книги самоделки; – проблемные ситуации; – посиделки; – интерактивные речевые стенды.

28 слайдОписание слайда:

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно учитывать (Поздеева С.И.) : во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности. во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для речевого развития детей.

29 слайдОписание слайда:

Спасибо за внимание!!!

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-rechevoe-razvitie-v-sootvetstvii-s-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-2177002.html

Презентация к семинару-практикуму «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до»

Речевое развитие ребенка в доу презентация

Медведева Наталья Александровна
Презентация к семинару-практикуму «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до»

Семинар-практикум

«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Разработала:

Старший воспитатель Медведева Н. А.

февраль 2018 г.

сл. Б. Орловка

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи:

– обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО;

– совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

– в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Повестка.

1.Теоретическая часть:

ФГОС ДО: речевое развитие.

– Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

2.Практическая часть:

– Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

– Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.

– Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).

– Игровые упражнения ТРИЗ.

– Методы и приёмы технологии Фесюковой Л. Б. «Воспитание сказкой».

– ролик «Артикуляционная гимнастика»

– Логоритмика.

– Пальчиковая гимнастика.

– КВН (деловая игра) для педагогов.

– Проект решения.

Ход

Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».

Теоретическая часть

Слайд 4:

ФГОС пункт 1.9.

Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.

Слайд 5:

ФГОС 2раздел «Требования к структуре образовательной программы и ее объему»

П. 2.6. материалы о структуре программы по речевому развитию.

7 компонентов речевого развития:

– владение речью как средством общения и культуры;

– обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

– знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 6.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Слайд 7

Причины низкого уровня развития речи:

– Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т. е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.

– Национальный состав групп (двуязычные дети – белингвы).

– Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

– Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.

– Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.

Слайд 8

Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л.

Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Слайд 9

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Слайд 10

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям.

Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием.

Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой.

В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.

Слайд 11

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Практическая часть

Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.

– Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии (Таштанова А. М.).

– Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой)(Пархоменко Л. И.).

– Игровые упражнений ТРИЗ (Джепко С. М.).

– Методы и приёмы технологии Фесюковой Л. Б. «Воспитание сказкой»(Ковалева О. В.).

– Артикуляционная гимнастика (Жукова И. П.).

– Логоритмика (Мазниченко Н. В.).

– Пальчикова гимнастика (Бедусенко Н. В.).

КВН

Разделение педагогов на две команды. Педагоги представляют свою команду.

Задание 1. Игровой тест на знание ФГОС ДО: речевое развитие (задания на слайде)

Вопросы 1 команде:

Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы 2 команде.

Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ-повествование)

Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (младшая группа)

Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи – педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)

Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык.

Чья команда быстрее даст ответ:

«Сын леопарда тоже леопард» («Яблоко от яблони далеко не падает»)

«Верблюда под мостком не спрячешь» («Шило в мешке не утоишь»)

«Молчаливый рот – золотой рот» («Слова-серебро, а молчание-золото»)

«Бойся тихой реки, а не шумной» («В тихом омуте черти водятся»)

Задание 3. Назвать пословицу по двум словам

• Семья – душа (Вся семья вместе – душа на месте)

• Дом – стены (В родном доме и стены помогают)

• Перьем – ученьем (Красна птица перьем, а человек ученьем)

• Кормит – портит (Труд кормит, а лень портит)

• Время – час (Делу время, а потехе час)

• Тепло – добро (При солнышке тепло, при матери добро)

Задание 4. Объясни выражения

• дело в шляпе… (все в порядке)

• плясать под чужую дудку… (действовать не по собственной воле)

• как на иголках… (состояние крайнего волнения, беспокойства)

• чесать язык… (болтать попусту)

• морочить голову… (отвлекать от основного дела пустыми разговорами)

Задание 5. Каждое слово замени противоположным и получи название сказок. На слайде задания и картинки из сказок.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М.: «Академия», 2000. – 400 с.

2. Белая К. Ю.Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.

3. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-k-seminaru-praktikumu-rechevoe-razvitie-doshkolnikov-v-sotvetstvi-s-fgos-do.html

Презентация

Речевое развитие ребенка в доу презентация

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУЛЫМСКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

Развитие речи детейдошкольного возраста

Автор презентации

воспитатель I квалификационной категории Киперь Т.В.

“ Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Актуальность проблемы речевого развитияГоворить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группе имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить.

Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются  из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний. Есть и такие, кто не понимает смысла слов и это ведет к непониманию содержания читаемого, рассказываемого материала.

Проблемой речевого развития я занимаюсь 8 лет.

За этотпериод я изучила и проанализировала много литературы и пришла к выводу, чтонеобходимо проследить развитие речевой деятельности через:*Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);*Связь мелкой моторики с речью;*Развитие речевой активности в режимные моменты;*Кружковая деятельность ;*Проектная деятельность;*Взаимодействие с родителями.

Цель моей работы в данном направлении- речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.

Задачи:

  • 1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
  • 2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
  • 3. Развитие мелкой моторики рук.
  • 4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.

Программно – методическое обеспечение

Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

Связь мелкой моторики с речью. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли.

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.

Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении. 

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…

Е. И. Тихеева.

Развитие речи на прогулке

      Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, включаю  игры, способствующие расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Кружковая деятельность.Я не только учила детей сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки из бумаги, ткани, листьев, коробок и т.д.

Но и вкладывала максимум усилий, чтобы развить у детей творческие способности, фантазию, мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление и усидчивость. В ходе занятий мною были использованы: стихи, рассказы, пословицы и поговорки, пальчиковая гимнастика, ручной труд.

Как уже известно, все это благотворно влияет и на развитие речи.

Проектная деятельность.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.

Взаимодействие с родителями

Я считаю, одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.

За восемь лет работы я не раз выступала с докладом на родительских собраниях, консультировала, оформляла памятки, папки- передвижки.

Что нетрадиционного и нового я использовала в своей работе?Во- первых, многофункциональный, развивающий тренажер на развития мелкой моторики рук. На их создание и использование меня вдохновила работа Е. В.

Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.

Во-вторых, в своей работе я использую мнемонику.Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К. Д. Ушинский

ЗаключениеРабота по проблеме «Речевое развитие ребенка в детском саду» – это трудоемкий процесс. Чтобы достичь положительных, ощутимых результатов, она должна вестись в системе. Эта система такова: детский сад-ребенок-семья.

Я стараюсь использовать творческий подход к данной проблеме, используя, как стандартные формы работы, так и нетрадиционные. Важно привлечь семью к решению данного вопроса. Заинтересовать родителей, повысить их педагогическую компетентность.

Своё направление в работе я намерена продолжать, потому что меня интересует проблема речевого развития детей.

Список литературы.Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.Боброва Ю.О., Левшина Н.И. «Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности»//Международный журнал экспериментального образования, №7-2/2014.Веракса, Н.Е.

Диагностика психического развития и проблема способностей / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2007. – №1. – С. 22 – 27.Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь    дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Козлова С.А. , Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.

Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- 2-е изд. , перераб. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2000г.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- М.: «КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА», 2007г.Марцинковская Т.Д. «Детская практическая психология». М.

: Гардарики, 2000г.Мирясова В.И., Васильева С.А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.-М.: Либерия-Бибинформ, 2010.Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.

Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.Стихи для развития речи. 4-7 лет/ О.А. Новиковская.-М.:Астрель-СПб, 2009.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995.Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.Ушакова О.С.

, Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет – Творческий центр, Москва, 2009 г.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.

htmlИнтернет – ресурсы:  nsportal.ru Maam/ruжурналы «Дошкольное воспитание»:№6, 2004;№5, 2007;№6, 2007.

Спасибо за внимание!

Источник: https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-riechievoie-razvitiie-riebienka-v-dietskom-sadu.html

Речевое развитие в дошкольном образовательном учреждении. – презентация

Речевое развитие ребенка в доу презентация

1 Речевое развитие в дошкольном образовательном учреждении

2 Цель проекта Создать условия для коммуникативных функций детей

3 Задача проекта Повышение качества взаимодействия с родителями Организовать предметно – развивающую среду для развития коммуникативной деятельности в разных режимных моментах. Развивать навыки самостоятельной речевой активности

4 Статья из ФГОС ДО Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

5 По развитию связной речи в дошкольном возрасте ставим следующие задачи: Формировать умение пользоваться в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; -Помочь детям активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); -Формировать умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая при этом логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; -Развивать умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т.п

6 Требования к оформлению соответствие санитарно – гигиеническим требованиям и технике безопасности соответствие возрасту, потребностям детей соответствие требованиям программы «Детство» доступность для детей. разнообразие игрового материала удобство хранения материала.

эстетичность оформления. творческий подход в создании речевой среды. возможность обновления содержания. умение воспитателя презентовать свой материал.

наличие картотеки дидактических игр по развитию речи проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности

7 Принципы развития речи Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка Принцип развития языкового чутья Принцип обеспечения активной языковой практики Принцип взаимосвязи над различными сторонами речи

8 Средства развития речи Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр

9 Методы речевого развития : Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности(наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение(изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)) Словесные ( чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал) Практические (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры)

10 Приемы развития речи: Словесные приемы (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос) Наглядные приемы (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению) Игровые приемы (игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемно- практические ситуации, игра- драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры)

11 Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ. Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей.

Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития. Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п.

Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи.

С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста.

Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

12 Наличие оборудования речевого уголка: наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств, в иллюстрациях разных художников); иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; материалы о художниках – иллюстраторах; тематические выставки; сменяемость материала детские энциклопедии книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). книги раскраски по изучаемым темам. лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр CD, аудио кассеты с литературными произведениями. пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки. портреты поэтов, писателей. поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки), рисунки детей. мнемотаблицы для составления рассказов и кружки-заместители. репродукция картин, иллюстрации. Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

13 Наличие оборудования речевого уголка: Цветовые сигналы для звукового анализа слов Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений. Светофоры для определения места звука в слове.

Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа Дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка («Ребус», «Кто внимательней?») Книги для чтения Кассы с буквами Тетради с ручками Указки Журнал с упражнениями для восстановления и совершенствования навыков дыхания Картотека упражнений на дыхание Пособия (н-р, мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики). Картотека игр на обогащение словаря Тематические альбомы Журнал «Играем в слова дома» Предметные картинки Игра «Назови одним словом» Дидактические игры Журналы артикуляционных упражнений Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок

14 Наличие оборудования речевого уголка: Оборудование для театрализованной деятельности: ширма; ковролин; различные виды театра; костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок; картотека театрализованных игр.

Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук: маленькие зеркала для работы с детьми. картотеки игр; журналы; игры и пособия; картотека речевых пятиминуток по темам.

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) Методическая литература. Пособия для НОД.

15 Вывод Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В работе по развитию речи детей дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

Для реализации нам необходимо систематическое обновление речевого уголка,взаимодействие с родителями.

16 Спасибо за внимание!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1329453/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.