Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Педпроспект |

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Захарова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад №3 общеразвивающего вида”
Населённый пункт: город Руза, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: “Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста”
30.08.2019
Раздел: дошкольное образование

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Стратегические цели и актуальные задачи обновления содержания

и повышения качества образования

в Московской области»

«Роль дидактической игры

в развитие детей

дошкольного возраста»

Захарова Е.Н., воспитатель

МАДОУ «Детский сад №3

общеразвивающего вида»

г. Руза

29 августа 2019г.

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка

вливается

живительный

поток представлений и понятий об окружающем

мире.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонек

пытливости

и

любознательности».

В.А. Сухомлинский.

Современная

дошкольная

педагогика

отошла

от

учебно-дисциплинарной

модели

воспитания

и

теперь

педагог

и

ребенок

равноправные

партнеры

( личностно-ориентированная модель взаимодействия). Где же как не в игре,

быть партнером?! Только обучая через игру, не навязываясь, мы сможем

выполнить условия современного дошкольного образовательного процесса.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная

деятельность,

когда

каждый

участник

и

команда

в

целом

объединены

решением

главной

задачи

и

ориентируют

свое

поведение

на

выигрыш.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному

моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра

представляет

собой

многоплановое

сложное

педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и

форма

обучения,

и

самостоятельная

игровая

деятельность,

и

средство

всестороннего воспитания личности ребенка.

Характерные

особенности дидактических игр

заключаются

в

том,

что

они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако,

созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих

играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для

себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра

включает

в

себя

несколько

элементов,

а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным

элементом дидактической

игры

является

дидактическая

задача.

Дидактические

игры

я

использую

на

занятиях

и

в

самостоятельной

деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут

быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной

формой организации образовательного процесса.

Методика организации дидактических игр

Проведение дидактических игр включает:

1. Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который

будет

использован

в

игре

(показ

предметов,

картинок,

краткая

беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них);

2.

Объяснение

хода

и

правил

игры.

При

этом

я

обращаю

внимание

на

поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение

правил

(что

они

запрещают,

разрешают,

предписывают);

показ

игровых

действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять

действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному

результату (на пример, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть

глаза);

3. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в

игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью

дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет

действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

4. Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили

игровое задание определение команды-победительницы и т. д. Подведение

итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по

результатам,

которых

дети

добиваются

в

игре,

можно

судить

об

ее

эффективности,

о

том,

будет

ли

она

с

интересом

использоваться

в

самостоятельной

игровой

деятельности

ребят.

При

подведении

итогов

я

подчеркиваю,

что

путь

к

победе

возможен

только

через

преодоление

трудностей,

внимание

и

дисциплинированность.

Объективная,

но

обязательно

доброжелательная

оценка

педагога

является

необходимым

условием эффективности дидактических игр. Иногда я, чтобы не обидеть

никого из детей, например, так оцениваю игру: «Сегодня все играли хорошо,

дружно. Молодцы

В конце игры я спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в

следующий раз можно играть в новую игру, она будет тоже интересной. Дети

обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и

проведения:

какие

приемы

оказались

эффективными

в

достижении

поставленной

цели,

что

не

сработало

и

почему.

Это

поможет

совершенствовать

как

подготовку,

так

и

сам

процесс

проведения

игры,

избежать

впоследствии

ошибок.

Кроме

того,

анализ

позволит

выявить

индивидуальные

особенности

в

поведении

и

характере

детей

и,

значит,

правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает

варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии

речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной

культуры.

Игры по формированию целостной картины мира

Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать

слуховое внимание, мышление, сообразительность.

мяч.

Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект

природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить

мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» –

«земля» и т.д.

Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч,

должен назвать птицу. На слово «земля» – животное, обитающие на земле; на

слово «вода» – обитателя рек, морей, озер и океанов.

Прилетели птицы.

Дид. задача: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то

дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби,

синицы, мухи и стрижи.

Дети топают – Что не правильно? (мухи)

– А мухи это кто? (насекомые)

– Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают. – прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы: Голуби синицы,

Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Когда это бывает?

Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью

поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие

сезонных явлений и занятий людей.

на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и

зимы.

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с

изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето. И светла, и широка

Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, Дождик моросит.

Зима. Под голубыми небесами

Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Роль дидактических игр:

Являются

средством

воспитания,

с

их

помощью

я

воздействую

на

все

стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки

и поведение вообще;

выполняют

обучающую

функцию,

являются

средством

первоначального

обучения

дошкольников,

умственного

воспитания;

в

них

дети

отражают

окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и

понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное

отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и

углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о

трудовой деятельности взрослых;

развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению

детей с цветом, формой, величиной предметов;

развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется

правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно

высказывать свои мысли;

формируют

нравственные

представления

о

бережном

отношении

к

окружающим

предметам,

игрушкам

как

результатам

труда

взрослых,

о

нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;

воспитывают

уважение

к

человеку

труда,

вызывают

интерес

к

трудовой

деятельности, желание самим трудиться;

развивают эстетический вкус;

способствуют

физическому

развитию:

вызывают

положительный

эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется

мелкая мускулатура рук.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и

воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма

обучения,

и

как

самостоятельная

игровая

деятельность,

и

как

средство

воспитания различных сторон личности ребенка.

Вывод:

На основании собственного опыта использования дидактических игр как

средства

развития

детей

был

сделан

следующий

вывод:

правильно

подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного

запаса

и

развития

детей,

включает

дошкольников

в

образовательную

деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития

личности ребенка.

В.А.

Сухомлинский

писал:

«В

игре

раскрывается

перед

детьми

мир,

раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может

быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребёнка

вливается

живительный

поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

Спасибо за внимание!

Источник: http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=3302

Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста — Студопедия

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Лекция № 22

Тема: Игры с правилами. Дидактические игры в детском саду

ПЛАН

1.Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

2.Понятие дидактическая игра, её структура, специфические особенности и место в педагогическом процессе дошкольного учреждения

3.Классификация дидактических игр

Задание для самостоятельной работы студентов:

1. Основываясь на конспект лекции сделать схему классификации дидактических игр.

2. Написать по одному плану-конспекту игры по классификации.

Литература

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ

Дошкольное детство – это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра – это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева)

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.

Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Все основные моменты, касающиеся использования дидактических игр в дошкольном возрасте, я постараюсь отразить в данной работе.

педагогический дидактический игра дошкольный

Педагогическое значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Игра – один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью (Л.С. Выготский, А.В.

Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин) и основным средством воспитания и обучения детей.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.

Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И.

Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. (3, стр.

334) он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это “пустая игра”, не оказывающая влияние на развитие ребенка.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм.

По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми.

Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Остановимся подробнее на значении дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.

Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры.

В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи, обучение детей белорусскому языку.

Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.

Нельзя не отметить большое значение дидактических игр в эстетическом воспитании детей. Этому способствуют не только дидактические игры, обучающая задача которых направлена на знакомство детей с произведениями искусства, театра. Красочно, в соответствии гигиеническими с требованиями, оформленная игра прививает ребенку чувство прекрасного, формирует эстетический вкус.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир.

Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.

Конечно же, воспитательное значение дидактической игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Например, Игра «Соедини части, получишь целое» развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности. (6)

Множество игр знакомит дошкольников с трудом взрослых, дети узнают особенности той или иной профессии. Ребята совместно с педагогом могут участвовать в изготовлении дидактических игр, атрибутов к ним совместно. Следовательно, через дидактическую игру воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

Источник: https://studopedia.ru/19_222666_pedagogicheskoe-znachenie-didakticheskih-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Роль дидактической игры в развитии дошкольника

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Кристина Тарасова
Роль дидактической игры в развитии дошкольника

ЦРД «Стрижи»

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д.

Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями.

Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Данное утверждение действенно,если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности – потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов – практиков.

Ведущую рольв познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом.

Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления.

Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем – логопедом и воспитателями. занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – логопедом, так и воспитателем.

В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления.

Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения, причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Организация дидактической игры:

Подготовка к проведению дидактической игры

Проведение дидактической игры

Анализ

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

1. Социально – психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т. д.

3. Здоровье – сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

настольно-печатные;

словесные.

Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным.

Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.

Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

м дидактической игры является окружающая действительность.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Правила работы с дидактическими играми:

Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-didakticheskoi-igry-v-razviti-doshkolnika.html

Портал педагога |

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Смирнова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 164
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: “Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста”
13.12.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ № 164

Статья

«Роль дидактической игры в развитии детей дошкольного возраста»

Составила

воспитатель

Смирнова Елена Анатольевна

Иркутск 2017 г.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что

окружает

его

дома,

в

детском

саду.

Со

временем

его

жизненный

опыт

обогащается.

Немалую

роль

в

этом

играют

ежедневные

впечатления

от

общения

с

людьми,

мировосприятие

ребенка

определяется

и

той

информацией, которую он получает по радио и телевидению. Дошкольнику

несвойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию

с окружающей средой. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь

ребенка

в

активное

освоение

окружающего

мира,

помочь

ему

овладеть

способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения А. П.

Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют

повысить

восприимчивость

детей,

разнообразят

учебную

деятельность

ребенка, вносят занимательность». Известный педагог Е. И. Тихеева высоко

ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами,

явлениями окружающей жизни. Она сформулировала требования к системе и

содержанию дидактического материала и дала его описание. В последние

годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и

разрабатываются

исследователями:

А.

П.

Усовой,

Ф.

Н.

Бляхер,

А.

И.

Сорокиной,

Л.

А.

Венгером,

А.

К.

Бондаренко.

Во

всех

исследованиях

утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового

процесса, основные формы и метода руководства дидактическими играми.

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо

указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была

не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала

бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. их

особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме.

Дети

играют,

не

подозревая

что

осваивают

какие-то

знания,

овладевают

навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения

друг с другом. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление,

воображение ребенка, т.е. качества, которые необходимы для дальнейшей

жизни. Играя ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки,

развивать способности, подчас не догадываясь об этом. В игре формируются

нравственные привычки самих детей, создается возможность для проявления

инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач,

выполнением игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе

общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг

другу, радуются общему успеху.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой

личности. Если они проводятся живо умелым воспитателем, дети реагируют

на

них

с

огромным

интересом,

взрывами

радости,

что

увеличивает

их

значение.

Каждая

игра

это

общение

ребенка

со

взрослым,

с

другими

детьми. Это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху

сверстника,

и

стойко

переносить

свои

неудачи.

Доброжелательность,

поддержка,

радостная

обстановка,

выдумки

и

фантазии

только

в

этом

случае наши игры будут полезны для развития ребенка. Играя, мы общаемся

с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем

научиться сами и научить наших детей. Так давайте поиграем!

Литература:

1.

Л.

В.

Артемова

«Окружающий

мир

в

дидактических

играх

дошкольников», Москва «Просвещение», 1992 г.

2.

А.

И.

Сорокина

«Дидактические

игры

в

детском

саду»,

Москва

«Просвещение», 1982 г.

3.

О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева «Чего на свете не бывает?», Москва

«Просвещение», 1991 г.

4.

В. А. Недоспасова «Растем играя», Москва «Просвещение», 2004 г.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=26460

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Роль дидактической игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Оксана Конышева
Роль дидактических игр в развитии дошкольника

Консультация на тему:

«Роль дидактических игр в развитии дошкольника».

Совсем недавно я услышала притчу: «Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.

Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а ровно число и разнообразие следов, остановленных ею в душе дитяти, с подобным влиянием учения первых пяти-шести лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры.

Обучение в форме игры может и должно быть интересно, занимательным, но никогда развлекающим».

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов

Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для обучения детей и созданы дидактические игры. их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

а) с игрушками и предметами;

б) настолько-печатные;

в) словесные.

В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным.

Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.

Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.

Дидактические задачи разнообразны.

Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

м дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию.

Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры.

Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Источник: https://luxeth.ru/rol-didakticheskoj-igry-v-razvitii-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.