Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Роль игры и игрушки в формировании личности ребёнка

Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и интересное может оказаться весёлым и занимательным.

В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным.

Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

Об этом не раз писали известные педагоги, убежденные в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребёнка.

Боязнь жизненных осложнений порой заставляет взрослого ограждать малыша и лишать его самостоятельности.

В результате к самому моменту, когда ребёнок наконец становиться взрослым, океан способностей, данный ему изначально, превращается в маленькую грязную лужицу.

Развитие человека сравнивают с построением треугольника, основание которого – начало жизни. Именно в детстве человек обладает наибольшей восприимчивостью, которая и определяет его способности. Средства для этого могут быть разными.

Подходит всё, так или иначе затрагивает душу ребёнка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, игра и игрушки, поэтической речи питают и лепят творца.

Помочь ребёнку стать им должны мастерство, умение, знание взрослого.

Главное в развитии личности – это научить ребёнка играть, ведь во – первых игра – это школа произвольного поведения. (Д. Б. Эльконин). Заставьте ребёнка стоять по стойке «смирно», он не простоит и двух секунд.

Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три.

Замри!» Ведь замирают же и стоят, даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке.

Во – вторых игра – школа морали в действии (А. Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями, по заповедям милосердия.

В – третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка, а главное – «воспитание чувств» к другим людям, взрослым и сверстникам (А.В. Запорожец).

Что такое игрушка в жизни ребёнка? Игрушка – это очень древнее изобретение человечества. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка на всём пути истории.

Роль игрушки много функциональна. Она выступает во – первых, как средство психологического развития ребёнка, во –вторых как средство подготовки его к жизни в современной системе общественных отношений, в – третьих, как предмет, служащий для забавы и развлечений.

Игрушка – не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения (психотерапевтическая функция игрушки).

Чем же должна быть для ребёнка игрушка?

Прежде всего источником радости и мотивом для игры. Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу – учит добру, красоте, мудрости. Игрушка закладывает первоначальное понятие в душу ребёнка добра и зла. В раннем детстве игрушка выступает в авто дидактической роли. К данной категории игрушек относятся матрёшки, пирамиды и т.д.

В них заложены возможности развития ручных и зрительных действий. Играя ребёнок учится различать размеры, формы, цвета. Игрушки – средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка. Особое место среди них занимают куклы и мягкие игрушки: мишки, белочки, собачки и т.д. Сначала ребёнок производит с куклой подражательные действия, т.е.

делает то что показывает взрослый: качает, катает в коляске. Затем кукла или мягкая игрушка выступает как объект эмоционального общения. Ребёнок учится сопереживать ей, покровительствовать, проявлять заботу о ней, что ведёт к развитию рефлексии и эмоционального отождествлению.

Ребёнок получает много игрушек – заместителей реальных предметов человеческой культуры: машины, предметы быта, оружие и т.д.

Благодаря им он осваивает функции назначения предметов, овладевает функциональными действиями. Многие игрушки имеют исторические корни, например, лук со стрелами, бумеранг и т.д.

Игрушка серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша. Опасно, если это происходит в игре с негативным героем – игрушкой. Главное для героя – быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своих целей, не обращая внимания на тех, кто рядом.

Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо гибриды человека или животного (черепашки, пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они – положительные герои и нынешние дети стремятся на них походить. Сейчас грань, кто хороший, кто плохой стирается.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следственными качествами:

— поли функциональность (игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях);

— возможность применения в совместной деятельности (коллективные постройки);

—  дидактические свойства игрушки (такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом, формой и т.д.);

— принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов (эти игрушки являются средством художественно – эстетического развития ребёнка).

К сожалению, современные игры и игрушки в своём подавляющем большинстве есть анти игрушки: они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры, а насаждают стремление к насилию, ненависти. «Игрушками» часто называют и компьютерные игры.

А мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные «игрушки» вытесняют из жизни наших детей все другие: традиционных кукол, мягких зверушек, мячики, кубики и прочее. Играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы, раздражительны, вспыльчивы.

Поэтому, задача взрослого, научить ребёнка играть в игрушки со сверстником, ведь от того, какие игры и игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие способностей, воображения и творчества эмоциональной среды, нравственных ценностей, смыслов и установок. Одним словом, выбор игрушки – дело ответственное. Чем должна быть игрушка для ребёнка?

«Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развития жизни».

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ ЦЕНТРА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК»                                                               АНОХИНА ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА

Источник: http://zr-vrn.ru/nashin-klientam/stati-dlya-roditelej/stati/rol-igry-i-igrushki-v-formirovanii-lichnosti-rebyonka/

Роль игрушек в воспитании и развитии личности

Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка
Все знают, что детям нужны игрушки. Но какие, когда и зачем – знают далеко не все. На самом деле, это просто, как приправа в супе. Советским психологом Д. Б.Элькониным были выделены несколько периодов в развитии ребенка, зависящих от его возраста, и основной вид деятельности в этих периодах.

Возраст Основная деятельность
0-1 год Общение с матерью (значимым взрослым)
1-3 года Изучение мира предметов и явлений, физические эксперименты
3-5 лет Игра с другими детьми, конструирование, моделирование мира
5-7 лет Ролевая игра, моделирование отношений
8-11 лет Учебная, познавательная Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть- быть игрушками “на вырост”, которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка – и конструктор на вырост. Или игры Никитиных. Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать.

До года. Обязательно разные по фактуре, цвету, весу, звуку и пр. Важно поискать именно разные, чтобы обогатить восприятие малыша. Желательно зеркало в режиме свободного доступа – чтобы любоваться и самоидентифицироваться. Но бОльшую важность в этом возрасте имеют все-таки не игрушки.

Обязательно разные по фактуре, цвету, весу, звуку и пр. Важно поискать именно разные, чтобы обогатить восприятие малыша. Желательно зеркало в режиме свободного доступа – чтобы любоваться и самоидентифицироваться. Но бОльшую важность в этом возрасте имеют все-таки не игрушки.

От 1 до 3 лет. Игрушки, побуждающие творить, создавать самому. Это кубики из дерева, поролона, пластмассы; конструкторы (попроще и покрупнее, хотя и в 2 года дите может Лего освоить) с разными принципами соединения, наборы посуды для игры с водой и песком (в ванне, в тазике – кому как удобнее).

Можно и пирамидки, хотя не все дети их любят, машинки, паровозики, тележки. Спортивные игры, много материалов для художественного творчества: краски, бумага, пластилин, глина, мелки, песок и т.д.

Чего не надо детям в этом возрасте (они просто не оценят ): большие мягкие игрушки, большие куклы, хрупкие сувениры, сложные сюжетные игры (железная дорога, кукольный дом и пр.)

От 3 до 5 лет. В созидаемом ребенком мире появляется место для других детей. Обычно с этого возраста детям интересно играть друг с другом. Сначала это игра-взаимодействие: дети сообща строят башню или кормят куклу. Здесь нужны игрушки-имитации взрослых вещей. Чем точнее они будут изображать настоящую вещь, тем лучше. Поэтому термометр в наборе “Доктор” должен быть максимально похож на термометр. То же относится и к машинкам, автотрекам, посуде, кукольным домикам, оружию, кукольной одежде и мебели и т.д. В этом же возрасте у ребенка появляется воображение, возможность фантазировать и, как следствие, интерес к истории, динозаврам, космосу, монстрам, трансформерам. В это время происходит окончательная идентификация ребенка со своим полом и начинают различаться игрушки для мальчиков и для девочек. Девочек традиционно ориентируют на сферу семьи и быта, а сейчас еще и активно приобщают к индустрии красоты и моды . Мальчики обладают большей свободой, но их интересы также диктуются традицией: техника, оружие, сложные конструкторы. Как общий вид игр и игрушек для этого возраста выступают игры с буквами, цифрами, иностранным языком, магнитные азбуки – обучающие игры.

От 5 до 7 лет. Дети уже не просто играют вместе, а определяют и описывают роли – период ролевой игры. Роли могут быть различные: персонажи сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна.

Важны отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка . Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до “Набора полицейских” и рыцарских доспехов.

Очень интересны куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо.

А буквы и цифры в этом возрасте не так интересны детям, хотя многие уже читают и считают. Но слишком много надо освоить за 2-3 года, да и чтение у нас не является признаком какого-то социального слоя. Поэтому подготовка к школе и освоение школьной программы и прописей в этот период не приносят ожидаемой пользы: программу-то ребенок освоил, в 1 классе ему учиться легко, а вот отношений с одноклассниками и с учителем выстроить не может: Более старших детей (уже лет с 4-5) можно спрашивать, какие игрушки им хочется и почему. Это бывает очень познавательно для родителей и полезно для ребенка – он сам получает возможность понять, что и зачем ему надо. В процессе общения с детьми и взрослыми я заметила некоторые взаимосвязи между характером игрушек, которыми играл ребенок, и дальнейшим его развитием вплоть до выбора вида деятельности. Условно я разделила игрушки на Продуктивные, Репродуктивные, и Игрушки-друзья.

К продуктивным относятся игрушки, которые позволяют создать что-то “свое”, проявить фантазию. Это все конструкторы, творческие наборы, игры с большим количеством вариантов действий, стратегические игры – солдатики, например.

К репродуктивным, повторяющим, я бы отнесла все бытовые ролевые игры и игрушки-имитаторы действительности, а также сборные модели и выполнение чего-либо по образцу.

Так вот, дети, предпочитающие продуктивные, созидательные игрушки более склонны к позиции лидера, у них более гибкое мышление, они не пугаются и ищут выходы из нестандартных ситуаций. Это творческие люди и даже яичницу они могут готовить особенным способом . Дети, которым нравятся репродуктивные игрушки, отличаются лучшей адаптацией к социальным условиям. Они коммуникабельны, стабильны, легко в рамки ролей и делают то, чего от них ожидают. Менее склонны к самостоятельному решению задач, чаще ведомые, чем ведущие. Неконфликтны, соблюдают правила и законы.

Существует еще группа игрушек- друзей. Сейчас они могут быть и механическими (тамагочи) и плюшевыми, или это любимая кукла (Барби многими детьми воспринимается как старшая подруга ) или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру.

В самом деле, зачем благополучному чаду делиться секретами с меховой собакой – он лучше расскажет другу или родителю. Если у ребенка есть игрушка-друг, с которой он откровеннее, чем с мамой – маме есть о чем задуматься.

Как правило, это глубоко чувствующие, мудрые, рано повзрослевшие дети, которые не стремятся поделиться своими переживаниями.
Таким образом, родители могут мягко, но существенно направлять развитие ребенка с помощью хорошо выбранных игрушек. Главное -соблюдать меру, чтобы не получилось “однобокой” личности, и пусть игрушек будет чуть меньше, чем хочется ребенку – есть стимул для развития и контакта с реальным миром.

(с)eka-mama.ru

Источник: https://www.stranamam.ru/post/92436/

Роль игрушки в развитии ребенка

Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в  общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она – важнейшее средство психического развития дошкольника.

С первых дней жизни ребенок знакомится с игрушкой. Самые первые игрушки малышей – погремушки. Взрослый показывает их ребенку, привлекает к ним внимание, старается вызывать интерес. Действия с погремушкой обычно подкрепляются словами, мимикой родителей, которые разговаривают с малышом, называют его ласково по имени, улыбаются. Так с помощью погремушки взрослый общается с младенцем.

Яркость, озвученность, блеск погремушек поддерживают непроизвольное внимание малыша. Он рассматривает их, улыбается человеку, в руках которого находится игрушка, а затем погремушка становится привлекательной сама по себе, как предмет, с которым можно действовать.

На пятом месяце жизни у малыша развивается реакция хватания, формируется зрительно-двигательная координация, и младенец начинает совершать с погремушкой неспецифические манипуляции: размахивает, трясет, бросает. Ребенок прислушивается к звуку, сосредоточивает взгляд на игрушке.

Очень важно создать благоприятный эмоциональный фон, помочь ребенку сосредоточить внимание на игрушке, познакомить его с игрушками, разными по цвету и форме.

К концу первого года жизни младенец, действуя с погремушками, устанавливает первые причинно-следственные связи: теперь он понимает, что если игрушку потрясти, то услышишь звук.

Озвученные музыкальные игрушки привлекают ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Он с удовольствием играет с колокольчиками, погремушками, барабанами, детскими гармошками. По мере взросления игровые действия с такими игрушками усложняются.

Дошкольника уже привлекают не звуки сами по себе, он стремится извлечь какую-нибудь мелодию, включает «музыкальное сопровождение» в сюжетно-ролевые игры. Ребенок подчиняет ритму свои движения, у него совершенствуется музыкальный слух, чувство ритма.

С дидактическими игрушками взрослый знакомит малыша на первом году жизни. Эти игрушки специально сконструированы в обучающих целях и построены по принципу автодидактизма, то есть заключают в себе способ их использования. К дидактическим относятся сборно-разборные игрушки, бирюльки, предметы для нанизывания.

Именно взрослый открывает для малыша способ действия с дидактическими игрушками, показывает, как можно получить результат. Обычно это приведение частей и деталей в соответствие по признакам цвета, величины, формы и т. д.

Поэтому особое значение использование дидактических игрушек имеет в раннем детстве, так как именно предметная деятельность в этом возрасте является ведущей. В играх с такими игрушками ребенок не только совершенствует умение действовать, но и осваивает сенсорные эталоны.

В действиях с дидактическими игрушками создаются условия для проявления самостоятельности малыша, осознания им результатов своих усилий. Действия ребенка приобретают результативность и целенаправленность. Яркость, гармония цвета и формы игрушек вызывают у малыша эстетические переживания.

В течение всего периода дошкольного детства ребенку необходимы образные игрушки, но в разные возрастные периоды они выполняют различные функции в психическом развитии малыша. У младенца вызывают приятные переживания и положительные эмоции.

В раннем дошкольном возрасте включаются в разнообразные виды игр: сюжетно- ролевые, строительные, дидактические, режиссерские, драматизации.

Образные игрушки расширяют сферу применения игровых действий, помогают развивать сюжет, создавать игровые ситуации.

Кукла не только участвует во всех детских играх, но выступает идеальным партнером по общению, другом, с которым можно поговорить, поделиться заботами, огорчениями, радостями. Малыш, в зависимости от своего настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами: сегодня она балуется, а вчера была послушной девочкой.

Кукла в руках ребенка действует так, как он этого хочет в данный момент. Он заботится о ней, воспитывает, учит, передавая ей свои знания. То есть выполняет в отношении к кукле те же функции, которые взрослый выполняет в отношении его самого.

И такая позиция является еще одной причиной неизменной привлекательности для малыша игр с куклами. Оценивая поведение куклы, ребенок передает ей свой эмоциональный и нравственный опыт, тем самым осознавая и закрепляя его. Он проигрывает с ней всевозможные формы поведения и оценивает их.

Возникает эмоциональная и нравственная идентификация, складываются моральные оценки, развивается гамма эмоциональных переживаний, формируются нравственные качества.

Образные игрушки способствуют усвоению половой роли, что сказывается в выборе игрушек и действиях с ними. Однако и девочкам, и мальчикам нравятся куклы и пушистые зверюшки, они совершают с ними различные действия.

Игры с образными игрушками помогают малышу защититься от отрицательных переживаний, снять эмоциональное напряжение, компенсировать недостаток любви и сочувствия со стороны взрослых и сверстников.

Не случайно именно образные игрушки чаще всего становятся любимыми друзьями. Ведь кукла похожа на человека. А мягкие игрушки вызывают нежное отношение, ребенок обнимает, гладит их, и ему кажется, что игрушка тоже отвечает ему привязанностью.

Игрушки-орудия (лопатки, формочки, ведерки и прочее) – это уменьшенные копии орудий труда взрослых.

В раннем детстве с их помощью у детей развивают предметные действия, включают их в игры с природным материалом, например, малыш насыпает лопаткой в ведерко песок, высыпает и снова насыпает.

В дошкольном детстве игрушки-орудия используются в других видах игр, например в строительных, а также в трудовой
деятельности.

Технические игрушки (машины, самолеты, луноходы) открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием. Они подталкивают его к экспериментированию, пробуждают познавательные вопросы (почему крутятся колеса?) стимулируют развитие технического мышления, формируют представление о профессиональной деятельности взрослых.

Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. Часто театрализованные игрушки представляют любимых персонажей сказок.

Они вызывают у детей желание вспомнить и проиграть их содержание. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

Особую группу составляют игрушки-самоделки, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью.

Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения, например, сделать подарок маме или помочь малышам.

Игрушки-самоделки – это своеобразный способ самовыражения и предмет гордости. Самодельные игрушки нередко отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу.

Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Они побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия, а также создают зону совместных со взрослым переживаний.

Подчеркнем, что для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом малыша и ситуацией их использования. задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками.

Выделим особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

  • игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
  • ребенок осваивает разные виды игры;
  • с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Источник: https://psyera.ru/2324/rol-igrushki-v-razvitii-rebenka

Игрушка и её роль в жизни ребёнка

Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Основная деятельность дошкольника – игра, уже к 2-м годам ребёнок проигрывает отдельные сюжеты. А неотделимой частью игры является игрушка.

Игрушка – это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.

Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных  интересов.

Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания.

Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.

задача взрослого, как считала Г.А.Урунтаева, в том, чтобы научить малыша действовать с игрушками.

Поэтому взрослый сначала помогает ребёнку в играх с игрушками и наделяет её определёнными положительными качествами. Позже ребёнок делает это самостоятельно, по своему усмотрению.

Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Влияние игрушки на всесторонне развитие ребёнка:

Развивает психические процессы:

  • Память – запоминает внешний вид, действия и воспроизводит при повторении.
  • Внимание – становится произвольным, ребёнок сосредотачивается на игрушке и действиях с ней.
  • Восприятие и ощущение – развиваются все анализаторы.
  • Мышление – пытливость, любознательность, упражняет в синтезе, анализе и обоБщении.
  • Воображение – становится творческим.
  • Речь – внешнюю и внутреннюю, ребёнок сопровождает речью действия с игрушкой, побуждает к речевой активности, обогащает словарь.

Способствует физическому развитию:

  • Развивает физические качества;
  • Совершенствует мелкую и крупную моторику;
  • Развивает мимику и жесты;
  • Формирует усидчивость.

    Способствует умственному развитию:

  • Формирует познавательную активность.
  • Формирует наблюдательность, любознательность, целеустремлённость.
  • Развивается исследовательская деятельность.
  • Расширяет кругозор.

Способствует нраВственному развитию:

  • Позволяет накопить опыт положительных нравственных переживаний.
  • Развиваются нравственные качества: гуманизм, патриоитизм, коллективизм, трудолюбие.
  • Развивается нравственное поведение.
  • Развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми.

    Способствует эстетическому развитию:

  • Развивает чувства и эмоции.
  • Приобщает к красоте окружающего мира.
  • Знакомит с окружающим миром, даёт определённые знания о свойствах и качествах предметов, о действиях с ними.
  • Знакомит с явлениями природы.
  • Учит определённым навыкам и умениям с теми или иными предметами.
  • Знакомятся с нравственными нормами и правилами поведения.
  • Формирует личность ребёнка.
  • Формирует первоначальные понятия добра и зла.
  • Помогает бороться со страхами и капризами.
  • Помогает воспитать интерес к труду.
  • Способствует приобщению к коллективу, воспитывается доброжелательность, сопереживание, эмпатия.
  • Является средством самовоспитания.
  • Воспитывает бережливость, аккуратность, организованность.

Воздействие игрушек на детей разностороннее, но его может оказать только совокупность игрушек и правильный их подбор.

История возникновения игрушки:

Игрушка имеет общественно – исторический характер, появилась она не сразу, потому что в первобытнообщинном обществе дети как только поднимались на ноги, вынуждены были наравне со взрослыми трудиться, обеспечивая себе существование.

И только тогда, когда произошло распределение труда и дети были признаны исторически сложившейся общностью, возникла необходимость чем – то занять ребёнка, обучить трудовым операциям и подготовить к взрослой жизни. Вот тогда – то и стали появляться первые игрушки.

Сначала это были миниатюрные  предметы труда, а потом уже игрушка для развлечения. Сделаны они были из камней, палок, глины.

Погремушка – имела смысл оберега, считалось, что её звук отгоняет злых духов.

В Древней Греции, Риме найдены трещотки, кретала, систра.

Трещотка – небольшой диск на рукоятке, снабжённый бубенчиками.

Кретала – деревянные или металлические пластинки, соединённые на одном конце.

Систра – на каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.

В Египте – фигурки животных: коров, крокодила, тигра с несложным механизмом движения.

После Троянской войны тв Древней Греции появилась игрушка – конь – каталка.

В глубокой древности появилась и кукла:

  • В Египте: кукла – погребальный дар умершему;
  • В Греции и Риме – девушки хранили куклу до замужества и в день свадьбы приносили её в дар богиням Артемиде и Венере;
  • На Руси – куклы – обереги, безликие, из ткани или соломы.

Были игровые кулы из глины, дерева. Особая роль отводилась куклам – марионеткам.

Игрушка в России до 18 века называлась потеха, потешка. Это были деревянные фигурки лошадок, барашек, козликов, птичек, медведей, домашних животных. Игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д. Самая поздняя игрушка – мягкая, появилась в XIX веке.

Классификация первых игрушек Е.А.Аркина:

  1. Звуковые (трещотки, бубенцы, погремушки);
  2. Двигательные (волчок, мяч, змей);
  3. Оружие (лук, стрелы, бумеранг);
  4. Образные (кулы, животные);
  5. Верёвочные (игрушки из верёвок).

Игрушки на протяжении всей истории существования человечества постоянно изменялась, и связано это было с цивилизацией общества. А также игрушка – это культурное явление, так как воплощает в себе быт, традиции и культурное достояние общества.

Рекомендации:

  1. Не водите ребёнка слишком часто в магазины игрушек, где много соблазнительных и дорогих игрушек. Ребёнку не нужны эти переживания, когда он не может получить то, что ему очень хочется. Делайте это только тогда, когда вы уверены, что готовы купить ребёнку понравившуюся ему игрушку.
  2. Покупайте игрушки ребёнку не только в день рождения или когда он «заслужил», а даже просто так. Всё в жизни нужно периодически менять и обновлять.
  3. Если ребёнок долго не берёт в руки игрушку, спрячьте её от него, а через некоторое время внесите её вновь.
  4. Не ругайте ребёнка, если он осознанно сломал игрушку, чтобы посмотреть, что там внутри. Помните, ребёнок развивается, не губите любознательность. А лучше помогите ребёнку рассмотреть, объясните ему всё, что его интересует. И обязательно вместе с ним отремонтируйте сломанную игрушку.
  5. Рассказывайте детям об игрушках, показывайте, как действовать с ними. Играйте с детьми в игрушки.

Источник: https://kudlivskaya-nfdou12.edumsko.ru/articles/post/1938036

Роль игрушки в развитии личности ребенка

Роль игрушек в жизни детей и в развитии личности ребенка

Галина Голикова
Роль игрушки в развитии личности ребенка

«Игрушка должна быть трамплином для ребячьей мечты»

Лев Кассиль

С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

И действительно, игрушки в жизни ребенкаиграют большое значение: посредством игр малыш знакомится с окружающим миром, учится общаться, приобретает первые навыки поведения в различных жизненных ситуациях, развивает мелкую моторику рук, воображение.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности.

Игрушка в данном случае выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребёнку.

Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребёнка к жизни взрослых.

Играя, дети постигают окружающий мир, моделируют своё поведение в будущей взрослой жизни. Игрушки способствуют воспитанию тех или иных черт характера, приобщают к различным профессиям и так далее.

Игрушка, прежде всего, удивляет малыша, а это чувство, по словам А. М. Горького, есть начало понимания и путь к познанию. Игрушка помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, через неё он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Выбор игрушки – дело непростое. Чтобы правильно выбрать игрушку ребенку, нужно знать возрастные особенности его развития, потребности в той или иной деятельности, желания, вытекающие из конкретного жизненного опыта.

Почему ребенок ломает игрушки?

Как утверждают психологи, ребенок ломает игрушки не из-за того, что он слишком разбалован или не ценит то, что имеет. Существуют другие причины, объясняющие такое поведение.

• Малыши каждый день познают мир, им все интересно и любопытно. Соответственно, у них возникает сильное желание посмотреть, как внутри устроен самолет или из чего сделана кукла.

• Во время сюжетно-ролевых игр дети часто разделяют игрушки на хороших и плохих персонажей. И последних они хотят победить, наказать, уничтожить. А сделать это проще всего, если сломать «плохую»игрушку.

• Иногда дети портят игрушки, когда чувствуют потребность выплеснуть негативные эмоции (злость, обиду, ревность).

В современных магазинах игрушек взрослые, а порой и сами дети, теряются в выборе нужной игрушки. Ассортимент настолько разнообразен, что глаза просто разбегаются.

Но часто взрослые не задумываются о том, какие чувства игрушкимогут воспитывать в детях: доброту, внимание, заботу, любознательность или агрессию, злобу, безжалостность и раздражительность. Ведь специалисты не зря утверждают, что игрушки формируют характер ребёнка и влияют на его дальнейшую судьбу.

Каким же образом это происходит и как понять, что полезно для детского организма, а что принесёт один лишь вред? Каждый родитель, стараясь идти в ногу со временем, покупает ребёнку много игрушек, покупает то, чего не было в их детстве, то, что им кажется очень современным и модным, но и, конечно же, то чего хочет их ребёнок, а дети всегда хотят больше, больше и больше. Однажды учёные подсчитали примерное количество игрушек в детских комнатах. Это была, по их мнению, просто огромная цифра. Среднее их количество приближалось к четыремстам для одного ребёнка. При таком изобилии он ни одну из них не может полюбить, освоить и многие просто становятся не нужными и, в конце — концов, обесцениваются. не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло. Например, известно, что дети любят наряжаться. Но для этого им вовсе не нужны замысловатые костюмы – зачастую они довольствуются каким-то отдельным элементом, знаком, обозначающим персонаж. Например, платок на голове и самодельные очки превращают девочку в бабушку, кусочек старого тюля они используют как фату. Дайте детям несколько кусков материи, и они будут сами изобретать себе костюмы. Создайте ребенку спокойное, удобное место для игры. Хорошо, если у него есть пространство для игр, а также все необходимые атрибуты. Можно расположить игрушки на коврике или на висячей полочке. Позаботьтесь о постоянном игровом уголке, где можно бы расположить нужную мебель и игрушки. Важно, чтобы ребенок имел возможность сохранить начатую и прерванную игру. Если он знает, что его машина или постройка останется неприкосновенной, то без слов пойдет обедать. Просматривайте время от времени с ребенком его уголок, приучайте его вытирать пыль, вместе чистите, мойте игрушки, отбирайте поврежденные, «лечите» их в больнице. Общение с родителями и их серьезное отношение к игре и игрушкам необходим ребенку. Он будет чувствовать причастность родителей к своим проблемам, испытывать эмоциональный комфорт, положительные эмоции. Бывают и такие случаи, что родители сами отстраняются от подобных дел, мотивируя это отсутствием свободного времени или тем, что этим должны заниматься только специалисты.

Родителям важно помнить, что какими бы замечательными ни были детские развивающие игрушки, их не должно быть слишком много. Иначе ребенку сложно будет выбрать, чем поиграть.

И еще один существенный момент: роль игрушек в развитии ребенка, конечно, очень велика, но гораздо больше для малыша значит внимание близких людей.

Играя вместе с ребенком, вы можете легко научить его многим вещам, справиться с некоторыми капризами.

Воспитание ребенка – это большой труд, но вместе со своим малышом растете и вы, приобретая новый опыт, делая для себя новые открытия. Принимая участие в играх малыша, находясь рядом с ним, научите его быть человеком среди игрушек, и тогда он станет настоящим Человеком среди людей.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-rol-igrushki-v-razviti-lichnosti-rebenka.html

Консультация для родителей «Игрушки в жизни ребёнка».

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра — важное средство умственного воспитания ребёнка. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.

Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он будет лишён увлекательной игры.

Как не возможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета.

 Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку.

Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит.

Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой.

Игрушка – это специально предназначенный предмет детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает ребенка к действительности.

Чтобы вообразить себя мамой, ребенку нужна кукла, врачом – халат и атрибуты для игры, шоферу минимум как руль.

Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать сою роль. Правильно подобранная игрушка – серьезное дело.

Игрушка для ребёнка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Современные же игрушки не оставляют места для домысливания сюжета.

Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировать так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка и тому предметному стационарному окружению, в котором ребенок играет.

Так, например, сидя за столом, ему удобнее играть маленькими игрушками, устойчивыми, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игры на полу нужны более крупные игрушки соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя.

Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, а для игр в песке лучше средние по размеру; мелкие игрушки для двора не годятся.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлениями к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно с другими детьми.

Для детей трех лет нужны игрушки, которые позволяли бы по возможности точно отображать близкие им жизненные ситуации. Поэтому, если купили куклу, то и кровать для неё должна быть, и стул, и стол, и чашка из которой ребёнок сможет «напоить» её чаем.

Все игрушки, которые ребёнок использует в сюжетно – обозрительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы и соотноситься одна с другой по величине в соответствии со своими жизненными прототипами. Желательно, чтобы новые игрушки вносил в игру взрослый.

Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры и побуждает его к “общению” с новой игрушкой.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения.

В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.

Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.    

ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ!

Каждая игрушка рассчитана на определённый возраст. Если ребёнка 2-3 года, то вполне удовлетворит машинка с нарисованными на ней частями, то ребёнку 6-7 лет играть с такой машинкой будет неинтересно.

Чем младше ребёнок, тем крупнее должен быть материал для строительных игр. В возрасте 6-7 лет крупный строительный материал обязательно надо дополнить мелким.

Ребёнок не играет всеми игрушками сразу, поэтому время от времени убирайте некоторые из них. Когда эти игрушки появятся снова, он будет рад им, как новым.

Прежде чем покупать игрушку, подумайте, какую пользу она может принести. У подвижного ребёнка должны быть спортивные мячи, скакалки и т.д., но ему также необходимы игрушки, воспитывающие усидчивость, сосредоточенность (мозаика, пазлы, конструкторы, всевозможные наборы ручного труда).

Приобретая игрушки, учитывайте склонности детей, но не всегда руководствуйтесь только их интересами. Предлагая ребёнку разные игрушки, мы пробуждаем у него разнообразные интересы.

Необходимо научить ребёнка «пользоваться» игрушками. Лучшие игрушки те, которые можно комбинировать всякий раз по-новому. Это куклы и разные комплекты одежды к ним, мебель, посуда, 2-3 машинки различного назначения, игрушки-животные, строительный материал, конструкторы, наборы для тематических игр: «Парикмахерская», «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Учись шить», «Сделай сам» и многие другие.

Внимательно присмотритесь, как играет ваш ребёнок. Если он просто перекладывает игрушки с места на место, помогите ему организовать игру.

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/19386-igrushki-v-ghizni-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.