Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

3 Роль воспитания в развитии личности

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Воспитаниепредполагает целенаправленнуюдеятельность общества по управлениюпроцессом развития человека черезвключение его в различные виды социальныхотношений в учебе, общении, игре,практической деятельности.

Дляосуществления такой деятельностиобщество использует все имеющиеся вего распоряжении средства – искусство,литературу, массовые средствараспространения информации, учреждениякультуры, учебные заведения, общественныеорганизации. [5, с. 520]

Воспитаниерассматривает свой объект одновременнов качестве своего субъекта. Это означает,что целенаправленное влияние на детейпредполагает их активную позицию.

Воспитаниевыступает как этическое регулированиеосновных отношений в обществе; онодолжно способствовать реализациичеловеком себя, достижению идеала,который культивируется обществом.Воспитание исходит из качеств общественнойморали, и эти качества получает индивидв процессе воспитания. В своем единстверазвитие и воспитание составляютсущность формирования человека. [2, с.100]

Воспитаниепредполагает вооружение человекаопределенной суммой общественно-необходимыхзнаний, умений и навыков, подготовкуего к жизни и труду в обществе, к соблюдениюнорм и правил поведения в этом обществе,общению с людьми, взаимодействию с егосоциальными институтами.

Иными словами,воспитание должно обеспечивать такоеповедение человека, которое будетсоответствовать нормам и правиламповедения, принятым в данном обществе.

Это не исключает формированияиндивидуальных черт и качеств личности,развитие которых обусловлено какиндивидуальными задатками человека,так и теми условиями, которые можетпредоставить ему общество для развитияэтих задатков. [5, с. 520]

Воспитание— это очень важный фактор, оказывающийбольшое влияние на развитие и формированиеличности человека.

Важнейшиезакономерности и факторы развития иформирования личности можно рассматриватькак внешние и внутренние.

Квнешним относятся совокупное влияниевышеназванных сред и воспитания. [1, с.78]

Квнутренним факторам – природныепотребности и влечения, потребности вобщении, альтруизме, доминировании,агрессивности и специфические социальныепотребности – духовные, творческиепотребности, нравственно–ценностные,потребности в самосовершенствовании,интересы, убеждения, чувства и переживанияи так далее, возникающие под воздействиемсреды и воспитания. В результатекомплексного взаимодействия этихфакторов происходит развитие иформирование личности. [2, с. 101]

Впроцессе развития сложно найти периодравномерного влияния всех факторов.Как правило, наблюдается поочередноеили групповое их преобладание

Внешниефакторы формирования личности, проявляясьчерез сильное биологическое начало(имеем в виду и изначальную духовнуюсубстанцию), обеспечивают развитие,совершенствование. Не всегда в достаточнойстепени биологическое в человекеподчиняется внешним факторам развития.Видимо, некоторый генетический атавизмимеет место в биологическом развитии. [5, с. 521]

Педагогическаяпрактика знает немало примеров, когдавеликолепные условия жизни и воспитанияне давали положительных результатов,или, с другой стороны, в тяжелейшихсемейных, социальных, бытовых условиях,в условиях голода и лишений (годы войн),но при правильной организациивоспитательной работы, созданиивоспитательной среды достигалисьвысокие позитивные результаты развитияи формирования личности. [6, с. 215]

Педагогическийопыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает,что в первую очередь формирует личностьсистема отношений, складывающаяся уличности со средой и окружающими еелюдьми, создаваемая родителями ипедагогами, взрослыми. [6, с. 215] Воспитаниеможет рассматриваться и как составнаячасть влияния социальной среды начеловека, но оно является вместе с темодним из факторов внешнего воздействияна развитие человека и формированиеего личности.

Отличительной особенностьювоспитания является, кроме егоцеленаправленности, и то, что оноосуществляется лицами, специальноуполномоченными обществом для выполненияэтой его социальной функции. [2, с.

102]

Развитиеребенка происходит в условиях многообразныхотношений положительного и отрицательногохарактера. Система педагогическиобоснованных воспитательных отношенийформирует характер личности, ценностныеориентации, идеалы, представления,мировоззрение, чувственно-эмоциональнуюсферу. Однако не всегда ребенокудовлетворен правильно организованнойсистемой отношений.

Системойотношений для него не актуализируетсяв жизненно необходимую. Формируямногообразие отношений к реальности,она иногда не учитывает внутреннее “Я”индивидуальности, психическое развитиеи условия физического развития, скрытуювнутреннюю позицию воспитуемого. [5, с.523]

Высокийрезультат развития и формированиядостигается, если воспитательная системав лице педагога обеспечивает тонкоепсихолого-педагогическое влияние вконтексте единомыслия с ребенком,обеспечивает гармонию складывающихсямногообразных отношений, уводит его вмир духовной деятельности и ценностей,инициирует его духовную энергию,обеспечивает развитие мотивов ипотребностей. [5, с. 524]

Но,в то же время, анализируя закономерностивоспитания как общепланетарного явления,хотелось бы отметить и то, что осознанноеотношение к своему совершенствованиюи предназначению на Земле — это, пожалуй,основное объективное условие продолженияи сохранения жизни. И в этом смыслевоспитание — явление, взращенное исохраненное в генетическом кодечеловечества.

Важнымфактором в развитии выступает личностьсамого ученика (или человека вообще)как саморегулирующей, самодвижущей,саморазвивающейся, самовоспитывающейсяперсоны. [3, с. 273]

Активностьличности человека видится в двухаспектах: чисто физическая и психическая.[1, с. 76]

Этидва вида активности могут в отдельномчеловеке проявляться во множествекомбинаций: высокая физическая активностьи низкая психическая; высокая психическаяи низкая физическая; средняя активностьи физическая и психологическая; низкаяактивность и физическая и психологическаяи ому подобное.

Функциявоспитания в данном случае будетсводиться к развитию («запуску») вребенке механизмов саморегуляции,самодвижения, саморазвития.

Вомногом – человек творец самого себя.При том, что определенная программаиндивидуального развития заложена ужена генетическом уровне (в том числефизическая и психическая предрасположенность),за человеком остается право развиватьсебя.

Однакосила его воздействия зависит от целогоряда обстоятельств, и значение его поотношению к влиянию среды и наследственностибывает неодинаковым. [2, с. 104]

Результатомпроцесса воспитания должно статьэффективная социальная адаптациичеловека, а также его способность вопределенной мере противостоятьобществу, жизненным ситуациям, которыемешают его саморазвитию, самореализации,самоутверждению.

Инымисловами, в ходе воспитания необходимопомочь человеку определить равновесиемежду идентификацией с обществом иобособлением в нем.

Адаптированныйв обществе человек, не способныйпротивостоять ему (конформист), являетсяжертвой социализации. [5, с. 525]

Человек,не адаптированный в обществе, такжеявляется ее жертвой (правонарушитель,девиант).

Гармонизацияотношений человека и его окружения,смягчение неизбежных противоречиймежду ними является одной из важныхзадач процесса воспитания.

Поэтомувоспитание начинает принимать инойсмысл: не навязывание, не передачасоциального опыта, а управлениесоциализацией, гармонизация отношений,организация свободного времени. [1, с.78]

Источник: https://studfile.net/preview/6012301/page:3/

Роль воспитания в развитии ребенка

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Не все родители до конца понимают роль воспитания в развитии ребенка. Многим удобно считать, что способности и черты характера ребенка заложены генетически и родители мало что могут сделать.

Однако роль родителей в воспитании ребенка очень велика, они могут не только обучить его различным навыкам и умениям, но также привить правильные привычки, манеры поведения и сформировать характер.

Конечно, воплощение системы воспитания в жизнь требует ежедневных усилий и терпения со стороны родителей, однако развитие детей стоит таких усилий.

  1. Роль родителей в развитии ребенка
  2. Роль отца в развитии ребенка

Роль родителей в развитии ребенка

Чтобы понять, насколько важна и многогранна роль родителей в развитии ребенка, давайте перечислим лишь некоторые области, которые могут развиваться в процессе воспитания:

  • развитие моторики;
  • движения и двигательные навыки;
  • развитие речи;
  • духовное развитие;
  • социальное поведение;
  • обучение (развитие концентрации, мотивации, упорства);
  • самосознание.

У родителей, которые понимают важную роль воспитания в развитии ребенка и ежедневно прикладывают усилия для формирования личности своего малыша, обычно вырастают дети, легко находящие контакт с коллективом, редко конфликтующие в детсаду, школе и во взрослой жизни.

Что могут сделать родители для развития своего ребенка? Существуют некоторые общие методики, которые способствуют развитию:

  • Развивающий игровой процесс. Так как основным способом обучения малыша является игра, родители должны обучать малыша различным играм, предоставлять ему возможность достаточно играть со сверстниками и пр. Хорошо, если в жизни малыша присутствует множество подвижных игр на свежем воздухе (бег, скалолазание, прыжки, катание на коньках и пр.).
  • Обучающие занятия. Организуйте учебный процесс ребенка, помогайте усваивать школьную программу. Запишите ребенка в секции, развивающие умственные и спортивные способности малыша: лепка, танцы, легкая атлетика, гимнастика, плавание и пр.
  • Ежедневная разработка мелкой моторики. Чем больше ребенок работает руками, тем больше развивается мелкая моторика. И в этом случае очень важна роль взрослого в развитии ребенка. Малыш не может самостоятельно обучиться мастерству, поэтому родители должны учить кроху работать с ножницами, делать аппликации, шить, рисовать, лепить, чертить и т.д.
  • Повседневные обязанности. Правильное воспитание просто невозможно представить без приучения к труду. Роль взрослого в развитии ребенка заключается и в том, чтобы он не только научился трудиться, но и полюбил трудовой процесс. В семье, где с удовольствием и радостью трудятся, дети с желанием выполняют свои обязанности по дому, охотно помогают взрослым. На самом деле даже маленькие дети способны выполнять множество заданий: вытирать пыль, мыть пол, накрывать на стол, намазывать масло на хлеб, складывать свои вещи и убирать игрушки и т.д.

Но на этом роль родителей в развитии ребенка не заканчивается. Основной задачей семьи является обучение ребенка правильным, гармоничным отношениям.

Роль воспитания в развитии ребенка заключается в том, чтобы обучить правильным основам поведения в семье и в социуме. Ребенок безошибочно считывает модель семейных отношений.

Поэтому родители должны постараться, чтобы их модель поведения была как можно ближе к идеалу:

  • Мама – терпеливая, мягкая, добрая, эмоционально привязанная к детям, заботливая и внимательная ко всем членам семьи, всегда готова поддержать.
  • Папа – самостоятельный, умный, сильный, работоспособный, уверенный, энергичный, заботящийся о семье.

Родители должны проявлять доброту, любовь и терпение не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Самое большое воспитательное действие имеет личный пример родителей, а не количество прочитанных нотаций и обучающий речей.

Следует учитывать, что для воспитания ребенка большое значение имеет пример обоих родителей. Как мать, так и отец необходимы малышу.

И если важность роли матери общепринята и понятна многим, то роль отца в развитии ребенка многими преуменьшается. На самом деле от матери ребенок никогда не воспримет стереотип мужского поведения.

Поэтому давайте обсудим, что может сделать мужчина в воспитании своих детей.

Роль отца в развитии ребенка

Несмотря на то, что чувство отцовства приходит к мужчинам не так быстро как к женщинам, отец сильно влияет на развитие ребенка с самого рождения. Даже если мужчина не сразу включается в процесс воспитания, он может многое сделать для поддержания гармоничной атмосферы в семье, которая благотворно влияет на кроху.

Не зря существует такая поговорка, что лучшее, что отец может подарить своему ребенку – это счастливую и любящую маму. Если мужчина поддерживает, любит и заботится о матери своего ребенка, он уже немало делает для развития своего малыша. Однако этим конечно не ограничивается роль отца в развитии ребенка.

Отец в семье может сделать многое для развития своих детей:

  • Отец оказывает большое воздействие на гендерное развитие малыша. Именно благодаря общению с папой и мамой малыш идентифицирует себя, осознает свой пол.
  • Папа является не только родным человеком для малыша, но и служит образцом мужчины, представителем мужского начала и символом мужественности. Также отец помогает ребенку полнее формировать представление о самом себе и окружающих людях.
  • Папа гарант спокойствия и защищенности семьи, папа олицетворяет порядок и дисциплину.
  • Многие отцы имеют врожденное чувство защиты жены и детей. Также мужчина может передать мужскую модель поведения сыну и заложить представления о мужском поле у дочери.
  • Отец является первым источником, из которого ребенок узнает о мире, технике и труде. Папа ориентирует ребенка в выборе процессии и формирует социальные цели и идеалы. Если благодаря матери ребенок усваивает принципы человеческой любви и эмоциональной привязанности, то благодаря отцу вливается в человеческое общество. Отец помогает ребенку противостоять агрессии окружающих и групповому давлению.
  • Авторитарность отца позитивно влияет на умственные способности детей.

Конечно, чтобы роль воспитания в развитии ребенка была положительной, и отец и мать должны обладать хорошими личностными качествами.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/rol-vospitaniya-v-razvitii-rebenka.html

Роль воспитания в формировании личности

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Что такое хорошо, а что такое плохо? Вопросы, которые актуальны в любой период времени. Не зря однажды известный поэт написал произведение на данную тему. Каждый человек, начиная с юных лет, узнает о “правильном” поведении.

Делиться своим видением могут родители, педагоги разных образовательных учреждений и просто окружающие люди.

Но какое влияние этот процесс оказывает на ребенка, а в последующем на взрослого? Можно сказать заранее, что роль воспитания в формировании личности очень велика.

Воспитательный подход позволяет направить человека в нужное русло, соотносясь с его способностями и индивидуальными особенностями; помогает овладеть социальными, духовными и другими ценностями, которые необходимы в жизни; дает возможность раскрыть собственное “Я”. Однако стоит отметить, что воспитание не может изменять заложенные от природы генетические и физиологические данные.

Обычно все начинается с родительского дома. Образовавшаяся семейная пара начинает воспитывать юного человека. И здесь появляются варианты дальнейшего развития.

1.

Если люди живут осознанно; придерживаются основ психологии; хорошо понимают типичные проявления детей в разном возрасте; знают о причинах детских кризисов – тогда вариант развития личности скорее будет благополучный, если при этом нет ограничивающих факторов. Например, таких, как, неблагоприятные условия жилья или наследственность. Помимо прочего, нужно учитывать тот факт, что каждый ребенок по своему поддается воспитанию. Кому-то может потребоваться особый индивидуальный подход.

2. Более распространенный способ воспитания – не вдумываясь, отталкиваться от основ, которые люди получили от своих мам, пап, бабушек и дедушек. Те, в свою очередь, могли не быть грамотными педагогами. Последствия могут быть разными.

Безусловно, многое зависит от самого человека. Каждая личность может влиять на свою жизнь, если начнет самосовершенствоваться и менять сформированные убеждения.

К чему приводит неграмотное воспитание:

Инфантильность – один из результатов неправильного подхода. Такой человек может бояться совершать ответственные шаги, которые могут привести к серьезным изменениям в жизни. Процесс проявляется в нежелании устраиваться на работу, съезжать от родителей, менять комфортную обстановку на неизвестную.

  • Неконтролируемое поведение

Когда нарушается грань между можно и нельзя, человек перестает ощущать необходимость в ограничении себя. Все начинается с поощряющейся вседозволенности. Если воспитуемый с юного возраста привыкает к тому, что ему всегда все можно, то это может привести к неприятным последствиям. Например, спровоцировать излишнюю наглость и нарциссизм или перерасти в неуважительное отношение к окружающим.

  • Отсутствие эмпатии к другим

Если с детства ребенок часто видел агрессию в семье; испытывал страх находиться дома; не видел доброго отношения – ему вряд ли захочется помогать другим. Убеждение, что хорошего ждать не следует может преследовать долго. До тех пор, пока личность не получит новый, более положительный опыт и закрепит его.

  • Проблемы с привязанностью

Между родителем и ребенком с детства возникает глубокая связь. Нарушения в стабильности этой связи приводит к расстройствам.

Игнорирование детских потребностей, отсутствие телесных контактов, нежелание выражать любовь – вот из-за чего возникают проблемы. Дети с нарушенной привязанностью сталкиваются со сложностями в построении отношений с людьми.

Во взрослой жизни это может быть созависимая любовь, либо избегание близости. В любом из этих вариантов человеку трудно быть счастливым.

Признаки удачного воспитания:

  • Адекватное оценивание себя

Самооценка играет значимую роль в жизни каждой личности.

При нормальном формировании, человек умеет налаживать контакт с разными людьми; знает свои способности и проявляет их; не боится ошибаться и пробовать снова.

Если же показатели занижены или наоборот завышены, то это ведет к перекосу в восприятии мира и своих возможностей.

Способность поставить себя на место другого человека позволяет личности проявлять сопереживание и понимание. Этот навык имеет большое значение в выстраивании близких отношений с людьми в любой сфере жизни.  

  • Свобода в проявлении эмоций

Умение воспитателей создать для человека комфортную психологическую обстановку помогает ему в будущем чувствовать себя уверенным и раскрепощенным. Такие люди обычно не боятся принимать себя и проявлять такими, какие они есть. Это хорошо сказывается на эмоциональном фоне человека.

  • Проявление личных талантов

Индивидуальность, одаренность и отличие от других не всегда воспринимаются окружающими спокойно.

Если человек сильно выделяется в социальной среде, ему может быть не всегда просто отстаивать собственные позиции.

Грамотный подход воспитателя помогает личности раскрыться и понять, что его особенность является талантом. Так, человек понимает, что он может дарить людям свое творчество, а не прятать его внутри.

Роль воспитания в формировании личности: коллективное воздействие

Жизнь в обществе предполагает взаимодействие с разными людьми. Каждый человек наделен своим характером, темпераментом и взглядом на жизнь. Когда неодинаковые личности собираются в коллектив, то образуется определенная атмосфера.

Люди притираются друг к другу, создают общие привычки и правила. Это приводит к тому, что каждому приходиться подстраиваться и быть гибким, в чем-то меняться.

Так или иначе, нет сомнений, что долгое нахождение в определенном окружении наложит отпечаток на личность.

Влияние коллектива может оказаться положительным и спровоцировать внутренний рост человека или наоборот отрицательно сказаться на моральном состоянии индивида. Именно поэтому рекомендуется выбирать окружение осознанно.

Если после общения с кем-либо появляется ощущение эмоциональной опустошенности, неуверенность в собственных силах и ухудшается настроение, стоит прекращать контактировать с таким манипулятором.

Если же наоборот возникает радостное ощущение и желание создавать новое, внимательно присмотритесь к этому человеку. Взаимодействие с такой личностью не будет забирать ваши силы.

Проводя большое количество времени в одном коллективе, стоит наблюдать за собой. Бывает так, что человек чувствовал себя гораздо лучше и увереннее, перед тем как попасть на данную работу, в секцию или учебное заведение. При негативном воздействии общества, по возможности, старайтесь сменить место на другое или четко обозначьте личные границы.

Вывод

Роль воспитания в формировании личности очень высока. Оно позволяет вырастить полноценную личность или оказать влияние на человека, если процесс происходит в более зрелом возрасте. Однако полностью изменить кого-либо нельзя. Тем не менее, подходить к процессу формирования человека стоит осознанно и с умом, помня о возможных последствиях.

Источник: https://seenroutine.ru/2020/04/rol-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/

Роль воспитания в развитии личности

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Введение…………………………………………………………………………………………………..3

Роль воспитания в развитии личности……………………………………………………..3

Роль обучения в развитии личности…………………………………………………………5

Заключение…………………………………………………………………………………………….7

Источники…………………………………………………………………………………………………9

Введение

Обучение и воспитание – два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Действительно, учитель ведет урок природоведения.

Он вывел детей на экскурсию в лес для ознакомления с деревьями; ученики узнают названия деревьев, учатся распознавать их по форме листьев, по цвету коры и т. д. В то же время учитель обращает внимание на красоту природы, на многообразие жизни в лесу. Он, таким образом, и учит детей, и воспитывает.

Не случайно в педагогике появилось понятие «воспитывающее обучение» (обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием их личности).

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов.

Выделяются три генеральных фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относится наследственность, а к социальным – среда и воспитание.

Однако и обучение, не относящееся к генеральным факторам, играет большую роль в развитии личности.

Роль воспитания в развитии личности

Воспитание как целенаправленный процесс должно обеспечивать поведение человека в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данном обществе, и вместе с тем способствовать формированию индивидуальных черт и качеств личности.

Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера влияния, идущего от среды, а также от наследственности.

Особую роль в развитии человека и формировании его личности играет взаимодействие воспитания с влиянием микросреды — семьи и ближайшего окружения. Изучение и учет этих влияний позволяет понять особенности поведения каждого ребенка.

В случае обнаружения неблагоприятной домашней обстановки, отражающейся на развитии, успеваемости и поведении ребенка, воспитатель может и должен вмешиваться в семейное воспитание: повлиять на родителей, обратиться в общественные организации по месту их работы.

Одновременно он усиливает индивидуальный подход к ребенку, организует необходимую помощь в занятиях и т. д.

Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой оно может оказывать нежелательное влияние на детей и подростков.

В настоящее время проводится большая совместная работа школы и общественности по месту жительства учащихся с целью организации культурного досуга детей и подростков, более широкого вовлечения их в спорт, в разнообразные кружки, занятия техническим творчеством.

Школа все больше превращается в центр воспитательной работы и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности. Следует отметить, что дошкольные учреждения также играют большую роль в пропаганде педагогических знаний и педагогическом просвещении родителей.

Таким образом, воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущих от среды, играя при этом ведущую роль как в использовании благоприятных социальных условий, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.

Воспитание — процесс двусторонний. Оно достигает должного эффекта, если воспитанник понимает и принимает требования воспитателя, стремится активно их выполнить. В основе формирования такого отношения лежит понимание ребенком разумности предъявляемых ему требований, их справедливости, обоснованности.

Наибольшая активность личности в воспитательном процессе отмечается тогда, когда ученик начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывает программу своего совершенствования, мобилизует свою волю. Затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, он сам активно формирует свою личность.

Естественно, интерес к самовоспитанию и самосовершенствованию может возникнуть только по достижении уже известного уровня нравственного развития, при пробуждении самосознания. Очень важно и развитие умения сравнивать свое поведение, особенности своего характера и личные качества с поведением и чертами характера других людей.

Немалое значение имеет и наличие у человека своего идеала, на который ему хочется равняться. Важна постановка человеком личных общественно значимых целей в жизни, выработка стремления добиваться их выполнения, развитие у себя необходимых для этого качеств.

Подобная зрелость и степень самосознания обычно связываются с юношеским возрастом, но могут проявляться уже и у подростков.

Главное, что характеризует результаты воспитания, — это обеспечение общего развития человека, формирование направленности его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов.

Роль обучения в развитии личности

Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Напомним, что под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур и психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса.

Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания.

Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему.

А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ж.

Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).

Третья группа теорий (Коффка и др.) объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования.

Эту существенно новую идею выдвинул Л. С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой. В связи с этим Л. С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л. С.

Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л. С. Выготского, ведущую роль обучению.

Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности.

Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными как иерархизированные понятия, а также в достаточной степени обобщенными.

Обучение должно строиться преимущественно проблемно на диалогической основе, где ученику обеспечивается субъектная позиция.

В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами: обобщение учащимися своего опыта; осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия – важнейший механизм развития; соблюдение этапов самого процесса развития личности.

Заключение

На воспитании и обучении основывается развитие человека. Они – главная сила, способная «подправить» недостатки природы и отрицательного действия среды. Только во взаимодействии воспитание и обучение могут сформировать личность как результат всестороннего развития человека.

Обучение является одним из ведущих средств воспитания, так как именно оно формирует у человека систему норм, правил, взглядов, с которыми он подходит к оценке и анализу явлений окружающего мира, поступков и поведения людей и своих собственных поступков.

Обучение носит воспитывающий характер, что является следствием взаимосвязанности воспитания и обучения.

Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся   закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из содержания, форм и методов обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества.

В современных условиях воспитательная функция предполагает формирование научного мировоззрения, понимания законов природы, общества и мышления, формирования отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим.

Важнейшим аспектом осуществления воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих её успешность.

    В процессе обучения необходим не набор приемов и методов, а гамма влияний, одновременно воздействующая на память, на мышление ученика, на его чувства, вызывающая переживания радости, гнева, боли, удивления, сочувствия.

Воспитательное влияние уроков зависит не только от методов, но и от форм организации обучения.

При умелом сочетании общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения учитель может усилить воспитывающее влияние содержания обучения на каждого ученика с учетом его особенностей.

    Полноценное  интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитательной функций обучения.

Но при процессах воспитания и обучения необходимо учитывать и генетические предрасположенности, т. е. наследственность.

Источники

1) Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 176 с.

2) Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

3) http://nsportal.ru

4) http://pedagogic.ru

5) http://www.p-lib.ru

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/302992_2818199_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Какую роль в становлении личности играет воспитание

Роль воспитания в развитии и становлении личности ребенка

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность.

С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, ые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша.

Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Источник: https://vospitannie.ru/vzroslogo/rol-v-stanovlenii-lichnosti-2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.