Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Доклад на тему:

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Просторненский детский сад «Капитошка»

Джанкойский район РКрым

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

«Просторненский детский сад «Капитошка»

________________С.П.Бондаренко

Доклад на тему:

«Роль художественной литературы в развитии

речи детей».

Подготовила

Воспитатель старшей группы

Нестеренко А.М.

2018г.

Доклад на тему:

«Роль художественной литературы в развитии речи детей»

Читая авторов, 

которые хорошо пишут, 

                                                привыкают хорошо говорить». 

                                                                                                             (Вольтер)

В условиях реализации ФГОС в дошкольном образовании в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература.

Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи.

Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

  Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером или у телевизора), редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

Поэтому закономерны те проблемы, с которыми сталкиваются родители и воспитатели, ставя задачу развития речи дошкольника с младшего возраста.

 Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием дошкольников с раннего возраста. 

Используя определенные формы работы с художественной литературой, воспитатель становится активным участником процесса речевого развития дошкольника.

ФГОС   позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой на своё усмотрение.

Дошкольный возраст – это период интенсивного формирования речи, это благотворная пора для выработки навыков эффективного общения. 

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии.

Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В рассказах дети познают: лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить.

Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость.

Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение. 

Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг,    начинаем со знакомства детей с книжным уголком. Постоянный книжный фонд уголка состоит из программных и любимых произведений детей. Уединившись, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги. Приобщая ребенка к книге, формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листочки).

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой.

Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы.

Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, и в то же время, замечать и чувствовать художественную форму произведения.

 В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства.

В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Если ребенок растет и развивается в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации.

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей.

Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение.  Беседуйте  с ребенком!


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «В гостях у сказки»

Все мы помним, как в детстве родители читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И теперь мы видим, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них, когда мы говорим: «Сейчас я расскажу вам сказку!».

  1. Имитационная игра «Образ сказки»

Предлагаю вам вместе сотворить образ сказки.

У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Мы не видим ее, но каждый из нас представляет ее по – своему.

Попробуем сделать сказку своими руками. Но, чтобы получить удовольствие от работы, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга).

Сказку делаем своими руками. Не бойтесь, это не сложно, просто надо немножко постараться и вложить в нее частичку себя. Нам понадобится несколько волшебных вещей: салфетка, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки.

  • Возьмем салфетку, согреем ее теплом своих рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните салфетку.
  • Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на салфетке середину и положите туда грецкий орех, сложите салфетку наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком. Вот так! Получилась голова и два крыла. Теперь перевяжите нитками кончики салфетки так, чтобы появились ладошки.
  • У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем косточку от фрукта, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату косточку, вложите в салфетку туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Нижние кончики слегка раздвиньте и крепко затяните нитку на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.
  • Можно украсить шею бусами, это станет оберегом сказки, и никакая злая сила не победит ее. А теперь накройте свою сказку руками и скажите волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Ой, вы ветры буйные, ой, вы реки бурные.

Попрошу у вас не злата, не нарядов. Не хором,

Чтобы я была богата не доходом, а умом.

Чтобы сердце чуда ждало,

Чтобы сказка оживала,

Там где сказка – чуда жди,

Что там будет впереди?

А теперь послушайте, как легко и спокойно бьется сердце сказки. Значит, сказка ожила.

(Звучит волшебная музыка и голос).

– Ах, как долго я спала! Вы сделали меня своими руками.

Я – ваша сказка! Давайте с вами играть. Прижмите меня к своему уху. Слышите, я с вами говорю (пауза). Вспомните свои любимые сказ

«СКАЗОЧНОЕ АССОРТИ»

 Помогите мне закончить фразы:

«Не далеко» (не близко)

«Жили» (были)

«В далекие» (старые времена)

«В некотором царстве» (в некотором государстве)

«Есть» (на свете…)

«На лесной» (опушке)

«За горами» (за лесами)

«За тридевять земель» (в тридесятом царстве)

– Что это за фразы? Да, именно такими словами чаще всего начинаются сказки. А помните ли вы. Какими словами начинается ваша сказка? А кто бы мог быть главным героем вашей сказки? Какие приключения с ним могли произойти?

Давайте каждый из команд вытянет рисунки и по этим рисунка составит свою сказку

– снежинки: не совсем удовлетворен мастер – классом.

Заключительное слово: «Весь этот мир – собранье сказок».

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно. Я думаю, вы согласитесь со мной, что один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она учит добру и справедливости.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-na-tiemu-rol-khudozhiestviennoi-litieratury-v-razvitii-riechi-dietiei.html

Роль художественной литературы в речевом развитии детей

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

 Роль художественной литературы в речевом развитии детей

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.

По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, “пофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.

А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Речевое развитие дошкольника включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе. Ведь, как сказал В.А. Сухомлинский: «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.

Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.

Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества.

На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

Сделать ребенка грамотным читателем в дошкольном детстве вовсе не означает научить его анализировать прочитанное по всем канонам филологической науки.

Чтобы воспитать в ребенке читателя, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать и следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом и быть искренним в выражении своих чувств, тогда то он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек.

Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.Основными методами являются следующие:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
Рассказывание воспитателя.

Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
Заучивание наизусть.

Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

 Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях.Типы занятий: Чтение и рассказывание одного предложения. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке).

Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи. Чтение как часть занятия по развитию речи:а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи.

Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря.

Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

Источник: https://infourok.ru/rol-hudozhestvennoy-literaturi-v-rechevom-razvitii-detey-2384779.html

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

         Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной рольюв жизни всего нашего народа.

       О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

       Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

       Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

       Структурно — логическая схема 1. Точки зрения на процесс развития эстетического восприятия  (Стерликова В.В.).

       Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задачнравственного, умственного, эстетического воспитания.

       Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А.

Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

       Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

       При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствамислужит развитию художественного восприятия литературных произведений.

       Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

       Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

       Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

       Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

       Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возрастаперевертыши, небылицы.

       Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

       Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

       Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

       Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

     Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.

Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Источник: https://luxeth.ru/rol-hudozhestvennoj-literatury-v-formirovanii-lichnosti-i-rechevom-razvitii-rebenka/

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области

Тема по самообразованию воспитателя:

Скляровой М. Г.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А.

Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А.

Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детскогочтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто – нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги.

Лучшими изданиями признаны сборники “Русские сказки”, “Жили-были”.

Из изданий фольклора специалисты рекомендуют “Трыпцы-брынцы, бубенцы” – русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки “Для детей”) и Л. Толстого (“Для детей” и “Азбука”). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н.

Носова, изданные в отдельных сборниках “Живая шляпа” (1986) “Бобик в гостях у Барбоса” (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника “Аленушкины сказки” в который вошли сказки многих детских писателей.

Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов (“Львенок и черепаха”, Г. Циферов (“Сказки старинного города”).

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, Бр. Гримм “Бременские музыканты”.

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке “Приключение Пифа”, на сказке Киплинга “Слоненок”. Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках “Крошка Енот и другие”, куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать “Большие и маленькие” Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет.Детей порадует любой из следующих журналов: “Воробушек”, “Колокольчик”, “Веселые картинки”. Очень по душе детям пришелся журнал “Дисней для малышей” со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/rol-detskoi-hudozhestvenoi-literatury-v-formirovani-lichnosti-i-rechevom-razviti-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.