Самовоспитание как условие развития личности ребенка

Самовоспитание как важнейший фактор развития личности и его психолого-педагогические стимулы

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравствен­ности, эстетической и физической культуры.

Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внут­реннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально орга­низуемым воспитательным влиянием учителей.

Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что “человек есть только то, что он сам из себя делает”, подчеркивая тем самым опреде­ляющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Самовоспитание – это сознательная и планомерная работа над собой, на­правленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положи­тельных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факто­ров, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное вос­питание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему ог­ромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен­ных деятелей.

Притязания личности на признание своего достойного места в коллекти-ве. Эти притязания нужно поддерживать и развивать, чтобы каждый учащий­ся мог завоевать уважение и авторитет среди своих товарищей.

Вместе с тем следует в тактичной форме обращать внимание школьников на те недочеты в их характере и поведении, которые мешают им укреплять свое достоинство и которые нужно преодолевать в процессе самовоспитания.

Внесение в работу учащихся, и особенно в проведение внеклассных меро­приятий, атмосферы соревновательности.

Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состяза­тельности в выдумке, сноровке, в трудовых делах и художественно – эстети­ческом творчестве.

В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодоле­нию, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспита­нием.

Положительные примеры, которые проявляют учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учащиеся видели в учителе образец кристальной честности и моральной чистоты, чтобы он сам проявлял творческие способ­ности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д.

Здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллек­тиве, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдель­ных школьников.

Психологические механизмы воздействия этих факторов на стимулирова­ние учащихся к самовоспитанию состоят в том, что они возбуждают у них переживание внутренних противоречий между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития и вызывают потребность в работе над своим совершенствованием.

62.Основные этапы и методы самовоспитания, педагогическое руково­дство самовоспитанием.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в соз­нании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он стремится выработать у себя.

Намечая программу самовоспитания необходимо также определить ее ме­тоды. Важнейшими из них являются: а) самоубеждение; б) самообязательст- во; в) самокритика; г) мысленный перенос себя в положение другого челове­ка (эмпатия); д) самопринуждение; е) самоприказ; ж) самонаказание и др.

В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения. Сущность его состоит в том, что ученик выявив свои недостатки, например, неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжития этого недостатка.

Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правит ло, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет' делать.

Самообязательство. Он предполагает, что учащийся задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положи­тельное качество берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хо­рошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, что­бы не допускать ошибок и поправок.

Метод самокритики. Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, под­вергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого че­ловека, сопереживания его чувств. Школьник вырабатывает у себя положи­тельные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает се­бя к самосовершенствованию.

Самоприиуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод само­воспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения и не проявляет достаточной силы воли в соблюде­нии данного правила.

Метод самонаказания. Он применяется тогда, когда в процессе самовос­питания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения.

В структуре самовоспитания можно выделить следующие компоненты:

– критический анализ и самооценку своих недостатков и постановку кон­кретной цели самовоспитания;

– разработку программы самовоспитания;

– определение его методов;

– аутотренинг, то есть непосредственную работу личности над собой;

– самоконтроль.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/15028.html

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

ГОУ ВПО Донской государственный технический университет

Заочная форма обучения

Студент _____________________

Адрес________________________

_____________________________

_____________________________

группа_______________________

Шифр _______________________

(номер зачетной книжки)

Контрольная работа №_____

по _____________________________________

за ______курс

Вариант 29.

1. Самовоспитание

Самовоспитание — это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно.

Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека.

Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества.

Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь — ты мужчина», «Не пачкайся — ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего — плохого».

И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему.

Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться.

Внешние факторы — воспитание — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание — деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы — внешние и внутренние.

Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека.

Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует — и это необходимо подчеркнуть, — что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н.

Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает — оно само растет.

Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

Самовоспитание — высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности — учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

Существуют правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его — ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство — показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

От самопознания к самовоспитанию

Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» — учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков.

Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой.

Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравствен­ности, эстетической и физической культуры.

Правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внут­реннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально орга­низуемым воспитательным влиянием учителей.

Известный французский философ Ж.П.Сартр утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает», подчеркивая тем самым опреде­ляющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Самовоспитание — это сознательная и планомерная работа над собой, на­правленная на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они I уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положи­тельных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Большое значение имеет знание и умелое использование всех тех факто­ров, которые побуждают учащихся к самовоспитанию.

Формирование у учащихся общественных идеалов. С этой целью в школе необходимо осуществлять содержательное и действенное общественное вос­питание, формировать гражданские и нравственные качества. Вот почему ог­ромное воспитательное значение имеет ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, военачальников, писателей, обществен­ных деятелей.

Источник: https://luxeth.ru/samovospitanie-kak-uslovie-razvitija-lichnosti-rebenka/

Самовоспитание – условие эффективности развития личности. Превентивное воспитание

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

Самовоспитания – это процесс целенаправленной работы над развитием и совершенствованием человека от подросткового возраста к зрелости. Самовоспитания в интеллектуальной и духовной сферах приобретает вид самообразования. Известно, что выдающийся российский деятель Д. И. Писарев по всем видам образования лучшей считал самообразование.

Самообразование может быть организованной (обучение) или спонтанной (чтение специальной или научно-популярной литературы и т.д.). Самовоспитания в морально-психологической сфере заключается в самоконтроле по выявленным в себя недостатками и пороками характера.

Самовоспитания в физико-спортивной или гигиенической сферах заключается в тренировках, проведении оздоровительных процедур, слежке за своим здоровьем и внешностью, выполнении врачебных советов. Этим занимаются большинство юношей и девушек – школьников, студентов, рабочих. Это было свойственно и многим предыдущим поколениям наших предков.

История самовоспитания гораздо древнее, чем история цивилизованного воспитания. Еще во времена первобытнообщинного строя были такие традиции, которые заставляли подростков овладевать всем, что умеют взрослые мужчины.

Цивилизация древнего мира (III-IV тысячелетия до нашей эры: Египет, Вавилон, Индия, Китай) также основывалась на самосовершенствовании человека. Своеобразными “научными работниками” были жрецы, которые держали свои знания в тайне источник могущества и поклонения населения. Они были очень наблюдательными.

Старшие жрецы передавали способным преемникам свою мудрость. Такой порядок индивидуального самовоспитания, которое завершалось обучением в большого мастера, существовал и на Руси по летописцев, иконописцев, монахов игуменов.

Здесь действовали не законы наследственности, как у князей, а законы таланта и самовоспитания. В украинской народной педагогике было много традиций самосовершенствования.

И в давние времена, и сейчас школа и родители не могут полностью научить всему, чего требует от человека его жизнь и положение, многое зависит от сообразительности, инициативности, определения и понимания своих возможностей.

История самовоспитания свидетельствует, что в начале жизненного пути каждого из больших и мудрых корифеев было осознание мотивов, за ним – выработка программы своего развития, строгое соблюдение ее, жесткий самоконтроль, тренировка воли и характера. Только крюк, считала человек, можно сделать определенные шаги к успеху в жизни.

В качестве примера приведем программу самосовершенствования юного А Н. Толстого: “1. Изучить весь курс юридических наук, необходимых для завершающего экзамена в институте. 2. Изучить практическую медицину и часть теоретической. 3. Изучить языка: французский – русский, немецкий, английский , итальянский, латинский. 4.

Изучить сельское хозяйство как теоретически, так и практически. 5. Изучить историю, географию и статистику. 6. Изучить математику, гимназический курс. 7. Написать диссертацию. 8. Достичь средней степени совершенства в музыке и живописи. 9. Написать правила. 10. Достать некоторые знания по естественным наукам. 11.

Составить произведения по всем предметам, которые изучать “.

А. С. Макаренко ввел в теорию воспитания следующие понятия: “ближайшая перспектива” – перспектива “завтрашней радости»; “средняя перспектива” – перспектива до выпуска из колонии; “далекая перспектива” – перспектива взрослой жизни – мотив самовоспитания.

Самовоспитания особенно важно для студента – будущего педагога, потому что эта профессия требует много знаний, жизненных умений, мыслительных и практических навыков.

Чтобы в будущем квалифицированно управлять и привлекать к самовоспитания своих воспитанников, самому нужно “попробовать на себе” всю мудрость этого действия.

Теория целенаправленного самовоспитания состоит из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: самопознание, самоутримування, самопринуждение к осуществлению позитивных действий, поступков, добрых дел.

В интеллектуальной сфере нужно: развивать память, мышление, творческое воображение; изучать логику – науку о закономерностях, формы мышления; изучать и овладевать мнемоникой – прикладной наукой о приемах развития и саморазвития памяти как природной, так и кибернетической; изучать эвристика – наука о творческое воображение человека, его возможности, средства творческого саморазвития. Понимание основ этих наук является средством квалифицированного интеллектуального самовоспитания.

Морально-волевое воспитание и самовоспитание опирается на психологию воли, характера, темперамент и способности. Здесь главная направленность для молодого человека – желание быть самостоятельным в своих поступках, безошибочно оценивать ситуацию вокруг себя и делать как можно меньше ошибок в жизни.

Превентивное воспитание. Трудновоспитуемость школьников – сложное педагогическое и социальное явление. Его преодоление требует от образовательного учреждения разработки эффективной системы превентивного воспитания. Эту проблему осветили в своих работах украинские ученые В. М. Оржеховская, Т. Д. Демьянюк, Т. С. Рабченюк и другие.

Превентивной в переводе с латинского означает “мера”. Система превентивного воспитания – это управляемая деятельность, обеспечивается мерами, направленными на предупреждение, преодоление отклонений в поведении школьников, их асоциального, неморальной поведения, а именно:

в правонарушений (агрессии, краж, лжи, приводящие к криминалу)

в экологической грубости и эгоцентризма;

в плохих привычек (алкоголизма, наркомании, табакокурения, токсикомании)

В половых нарушений и их последствий (половой разврата, венерических болезней и СПИДа, полового насилия);

в тяжелых психологических и психических состояний с последствиями (депрессии, импульсивности, агрессивности, обострение психопатических тенденций).

Воспитательные меры должны иметь предупреждающий, опережающее, упреждающий характер и должны быть направлены на:

1) совершенствование образа жизни школьника;

2) избрание им правильной социальной ориентации.

В современной педагогической науке и практике национальной школы выделяют такие функции превентивного воспитания:

§ диагностическая (выявление причин и факторов отклонений в поведении)

§ реабилитирующим (перевиховна, направленная на преодоление негативных проявлений в поведении)

§ координувальна (объединение усилий всех воспитательных институтов – семьи, школы, общественности, средств массовой коммуникации);

§ прогностическая (предвидение возможных негативных явлений в поведении несовершеннолетних).

Превентивные меры делятся на три типа: первичные, вторичные и третичные.

Первичная превенция – социальная преимущественно направлена на сохранение и развитие условий, способствующих здоровью, сохранению жизни детей, предупреждению негативного воздействия. Она является массовой и наиболее эффективной. В ее мероприятиям относятся:

§ меры педагогического защиты;

§ физиолого-педагогический защита (защита здоровья, безопасность жизни и развития);

§ психолого-педагогический защиту (оказание помощи в психологической стабилизации личности, устойчивости, творческой активности ребенка, способности и раскрыть себя)

§ социально-педагогический защита (развитие способностей и интересов человека, захисгии прав, развитие положительных качеств).

Вторичная превенция – это как можно раньше выявления негативных изменений в поведении ребенка с целью предупреждения их дальнейшего развитую.

Это диагностика различных аспектов жизнедеятельности школьников, глубокий анализ причин и обстоятельств, обусловливающих их асоциальное поведение. Раннюю коррекцию следует начинать уже в старших группах детского сада. Показателями ранних отклонений является грубость, агрессивность, лживость, лень.

К воспитательных мероприятий следует отнести самопознания, самоопределения, саморазвитие, самореализацию, то есть самосовершенствования.

Третичная превенция – это целенаправленная превенция, которая сочетает в себе совокупность мероприятий, направленных на предупреждение перехода отклонений в поведении с более тяжелую стадию. Они должны быть индивидуальные, целеустремленные.

Педагогическая превенция – это часть учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, она делится на две группы: общую раннюю превенцию со всеми учениками и их родителями. Это комплекс воздействий на сознание, чувства и волю учащихся с целью предупреждения антиобщественного поведения.

Это развитие чувства социальной ответственности подростков за свое поведение, глубокое осознание не только своих прав, но и обязанностей.

Цель педагогической превенции должна воплощаться в образец – положительный пример, идеал человека, который может выступать как цель воспитания – обеспечение приобретение учащимися личного опыта реализации прав и выполнения своих человеческих обязанностей.

В превентивном воспитании учащихся важным является привлечение родителей, общественных организаций, самоуправления, специалистов, авторитетных людей, координация взаимодействия школы, семьи и общественности.

Критериям – показателями воспитанности школьника является поведение в семье, школе, отношение к старшим, ровесников, поведение на улице и в общественных местах, отношение к самому себе.

Источник: https://studbooks.net/17968/pedagogika/samovospitanie_uslovie_effektivnosti_razvitiya_lichnosti_preventivnoe_vospitanie

Самовоспитание в педагогике

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

В данной статье мы рассмотрим, что такое самовоспитание и как оно формируется, расскажем об основных этапах его развития и возрастных особенностях процесса. Начнем с базового определения, что такое самовоспитание.

Определение 1

Самовоспитание – это осознанная деятельность человека, направленная на то, чтобы реализовать себя как личность. Оно предполагает наличие уже сформированных идеалов, личностных моральных качеств и осознанных целей.

Вопрос самовоспитания рассматривался различными учеными. Так, данную проблему изучали Б. Бондаревский, А. Арет, А. Кочетов, А. Бодалев, А. Ковалев и другие. Определений процесса самовоспитания существует очень много. Так, например, Л.

Рувинский в своей книге “Теория самовоспитания” обозначает его как деятельность человека, направленную на изменение и совершенствование своей личности. Согласно А.

Кочетову, самовоспитание характеризуется осознанностью и соответствием требованиям общества, когда человек стремится реализовать силы и способности, заложенные в нем. Стремления индивида, определяют цели самовоспитательного процесса.

Для их достижения они должны базироваться на объективной самооценке. Благодаря самовоспитанию человек искореняет свои негативные черты, вырабатывает нужные личные качества, развивает способности.

Цели самовоспитания можно разделить на следующие виды:

  • общие (развитие граней собственной личности, овладение профессиональными знаниями и навыками);
  • частные (воспитание в себе внимательности, трудолюбия, преодоление завистливости, лени и др.)

Человека могут подтолкнуть к самовоспитанию совершенно разные причины: жизненные устремления, потребность соответствовать идеалам социальной морали, личные обстоятельства, нахождение примера или идеала и стремление стать похожим на него. Реализовать потребность в самовоспитании порой бывает нелегко. Основной трудностью является неумение правильно оценить и сформулировать нужную цель, ведь целеполагание является важнейшей частью любого процесса.

Особенности самовоспитания в различном возрасте

Стремиться к самосовершенствованию человек может уже с ранних лет. Осознав первые успехи от хорошо выполненной работы, ребенок переживает положительные эмоции, которые подталкивают его к следующему уровню развития.

В дошкольном возрасте дети уже имеют четкое представление о личностных качествах людей и задумываются о своих собственных, однако все еще активно нуждаются в помощи взрослых. В школе ребята развивают личность в процессе обучения, совместного труда, коллективной игры.

При этом объективно оценить качество этих изменений они пока не в силах. Школьники могут стремиться исправить свои негативные черты, однако им трудно увидеть их в себе и работать над ними без помощи взрослых.

Возможность видеть свои положительные и отрицательные качества начинает созревать в подростковые годы. С этого момента уже можно говорить о целенаправленном самовоспитании.

В двенадцать-тринадцать лет дети начинают нуждаться в физическом, личностном, интеллектуальном самосовершенствовании. Они пытаются прилагать усилия, чтобы достичь этой цели, однако больше внимания уделяют своим недостаткам, особенно физическим, реже психологическим.

Самокритика подростка чаще направлена на неумение отстаивать свою точку зрения, чрезмерную подверженность влиянию других, недостаточную целеустремленность. Решить эти вопросы можно с помощью занятий спортом, поскольку он эффективно мотивирует на достижение успеха.

В деле самовоспитания подростком очень важно участие и поощрение взрослых, поскольку именно они могут предоставить возможности самосовершенствования и помочь с постановкой целей.

Позитивное участие и помощь помогают подросткам поверить в свои силы, преодолеть комплексы и личностные кризисы.

Также зачастую очень полезны положительные примеры самовоспитания, однако негативные модели перед глазами могут сильно тормозить данный процесс.

Определение 2

Процесс самовоспитания – это процесс, происходящий в течение всей сознательной жизни человека.

В зрелые годы человек предпочитает прорабатывать свое профессиональное и социально-мировоззренческое самовоспитание, ставить перед собой цель реализовать себя.

Опиши задание

Этапы самопознания

Процесс самовоспитания, как правило, достаточно длительный. Он состоит из следующих этапов:

  • познание уровня воспитанности (анализ реакции на внутренние и внешние силы);
  • целеполагание (преобразование цели в список задач);
  • самопроектирование;
  • самоконтроль;
  • оценка результатов с предварительной выработкой критериев;
  • корректировка (обязательна в связи с быстрым и постоянным развитием науки, профессиональных областей).

Чтобы вырастить личность, способную к самовоспитанию, существуют определенные правила, особенно эффективные по отношению к детям дошкольного возраста. Их можно разделить на несколько категорий.

Категория “Надо”:

  • помогать близким;
  • выполнять образовательные требования;
  • быть правдивым;
  • учитывать не только личные потребности, но и коллективные интересы;
  • относиться ко всему добросовестно.

Категория “Можно”:

  • отдыхать и развлекаться после сделанной работы;
  • прощать обиды и извлекать уроки из них;
  • быть упорным в достижении целей;
  • перенимать положительный опыт у окружающих;
  • просить о помощи.

Базовые установки для формирования нужных качеств:

  • для успеха нужно проявлять внимательность;
  • нужно относиться к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе;
  • сила в правде, слабость – во лжи;
  • успех достигается трудом и упорством;
  • людей вокруг привлекает здоровый и опрятный внешний вид.

Категория “Нельзя”:

  • относиться к учебе и работе спустя рукава;
  • грубить;
  • решать конфликты силой;
  • искать оправдания своим недостаткам;
  • проявлять равнодушие к чужой беде;
  • необоснованно критиковать.

Категория “Хорошо”:

  • иметь контроль над эмоциями;
  • уметь составлять планы;
  • уметь адекватно оценивать свои поступки;
  • тщательно обдумывать все перед началом работы;
  • начинать все дела с наиболее трудной части.

Основой самовоспитания является самопознание, которое, в свою очередь, позволяет оценивать свои возможности и ставить достижимые цели. Тот, кто знает сам себя, делает меньше ошибок в жизни. Самопознание помогает правильно выбрать профессию и жизненный путь, построить прочную базу личного достоинства и самоуважения.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/samovospitanie-v-pedagogike/

Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка

Самовоспитание как условие развития личности ребенка

     Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей.

Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

     Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

     Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

     Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

     Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самокритика, самовнушение, самоограничение.

     Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

     Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние.

Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека.

Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают под влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

     С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

     Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, – что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н.

Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет.

Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

     Самовоспитание – процесс, в ходе которого, посредством волевых усилий собственной личности человек переходит из одного состояния в новое, качественно лучшее, высшее по уровню нежели предыдущее. 

     

    1. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного(подросткового) возраста.

     Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого.

Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, как полуребенок он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности.

Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

     “Отрыв” от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников.

Прежде всего по-иному протекает физическое развитие среднихшкольников.

Оно характеризуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания.

     Развитие мозга, дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков.

Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности.

В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

      Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство.

Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют “ложный героизм”: тайком уходят из дому и устраивают в лесу “партизанские лагеря”, организуют самовольные “путешествия” в другие города и т.д.

Указанные “срывы” в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание.

Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной “двойкой” не убить охоты к учению.

     Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существующие в них причинно-следственные связи.

Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, они задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, “с хитринкой”), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства.

На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности.

Поэтому весьма важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить подростков самим находить и формулировать проблемы, вырабатывать у них аналитико-синтетические умения, способность к теоретическим обобщениям.

Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении домашних заданий.

     Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы.

Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.

Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие необдуманные поступки.

     Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, отношениями к учителям и взрослым, а также к самим себе.

Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению.

          Существенной возрастной чертой подростков является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей.

Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешняя обаятельность и т.д.

Если же тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение.

          Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением учителя и мнением класса, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников.

     Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании и будущем.

Они сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны.

Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию.

1.4. Технология самовоспитания личности:  
целеполагающие факторы и задачи.

     В самом общем виде современная школа ориентируется на следующие воспитательные модели:

     а) модель образованного, интеллектуально развитого выпускника, подготовленного к освоению профессионального этапа обучения;

     б) модель физически здорового человека;

     в) модель нравственно воспитанного человека и гражданина;

     г) модель успешной(продуктивной, творческой) личности;

     д) модель адаптирующейся личности, способной приспособиться к социальным условиям и обладающей предприимчивостью, конкурентоспособностью.

     Концепция самовоспитания выдвигает еще одну модель воспитательного идеала: самовоспитывающуюся, самосовершенствующуюся, саморазвивающуюся личность.

     Зрелый уровень самосовершенствования характеризуют:

     одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

     устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

     осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности.

     К такому уровню самовоспитания ребенок должен подойти в результате применения определенной педагогической технологии, нацеленной, сориентированной на самовоспитание.

     Под педагогической технологией понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, применяемых для достижения педагогических целей.

     Главной целью технологии самовоспитания личности учащегося является создание условий для перехода воспитания в самовоспитание, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в самого себя и снабжение инструментарием самовоспитания.

     На сегодняшнем этапе в реальной обстановке классно-урочной системы главная цель технологии самовоспитания личности дробится на некоторое число подцелей и задач:

     В области воспитания:

     превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание;

     осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;

     развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;

     формирование веры ребенка в себя;

     формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;

     обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;

     Создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.  

     В области обучения:

     формирование устойчивой мотивации к учению как к жизненно важному процессу;

     формирование общеучебных знаний, умений, навыков;

Источник: https://www.stud24.ru/pedagogy/samovospitanie-kak-vazhnyj-faktor-razvitiya/165381-482376-page2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.