Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка

Семья как фактор воспитания

Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка

Семья является ведущим фактором развития личности ребенка. Именно от этого важного фактора во многом зависит дальнейшее развитие судьбы человека. Характеристика семьи как воспитательного фактора – это в первую очередь воспитательная среда, в которой реализуется жизнедеятельность ребенка.

Взаимодействие ребенка с социальной средой, различными микросредами, усвоение культуры имеют важное значение в его психическом развитии и формировании его личности. Семейное воспитание, прежде всего, основано на чувстве.

Как правило, семья строится на чувстве любви, которое и определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.

Семейная среда носит роль культурной ниши для ребенка. Данная среда включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка.

Родители самостоятельно создают среду для воспитания своего ребенка. Обеспечивают требуемые гигиенические условия, полноценное питание, приобретают различные средства воспитания, дают положительные образцы поведения. От уровня организованности воспитательной среды зависит эффективность развития ребенка.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Жизнь семьи состоит из множества различных социальных ситуаций. Способность родителей дать целевую направленность социальным ситуациям превращает их в педагогические.

Таким образом, фактором воспитания становятся совершенно привычные вещи: интерьер, расположение предметов, отношение к вещам, события семейной жизни, взаимоотношения в семье, традиции и другое. Домашняя среда может стать пищей для развития чувств, мыслей, поведения ребенка.

От социальных ценностей и атмосферы семьи зависит, трансформируется ли домашняя среда в воспитательную, будет ли способствовать саморазвитию и самореализации.

Специальные воспитательные мероприятия в современной семье занимают незначительное место. Семейное воспитание очень индивидуально, имеет конкретную направленность, персонализирован. Благодаря этому именно в семье происходит инициация активности ребенка. Такая деятельная активность служит основой для формирования социально-психологических аспектов личности ребенка.

семейного воспитания разнообразно и менее регламентировано, в отличии от воспитательных и образовательных учреждений.

В семье в большей степени формируется способность ребенка адаптироваться к многообразию реальной жизни, развивается иммунитет к отрицательным проявлениям.

Наблюдаемое поведение близких помогает ребенку выстроить собственное отношение к миру, представления о ценности определенных явлений и объектов.

Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в семье рождается опосредованно, благодаря общению между членами семьи.

Семья дает ребенку примеры разнообразных поведенческих моделей, именно на них он будет ориентирован в процессе приобретения собственного социального опыта.

Ребенок учится сравнивать, давать оценку, выбирать формы поведения и способы взаимодействия с окружающим миром.

При всех положительных моментах семья – замкнутая общность людей, воспитывающих друг друга, ориентирующаяся на интересы и потребности общества, использующая методы, передающиеся из поколения в поколение. Безусловно, происходит формирование новых способов воздействия на ребенка, которые родители берут в окружающей жизни и из специальной литературы.

Семья относится к факторам воспитания потому, что организует деятельность детей. Новорожденный ребенок не обладает навыками и умениями для самостоятельной жизни. Его взаимоотношения с внешним миром организуются членами семьи. В семье ребенка приобщают к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной и социальной деятельности.

Первоначально преобладает совместная деятельность взрослых и детей, в процессе овладения отдельными действиями, ребенку представляется возможность организовывать совместно-разделенную деятельность с взрослым. Постепенно ребенок становится субъектом собственной деятельности.

Для успешного развития ребенку требуется внимание взрослых, их поддержка, одобрение, оценка, иногда – помощь. Родителям необходимо соблюдать разумное соотношение своей и детской активности. Часто взрослым проще сделать действие за ребенка, чем ждать от него самостоятельного решения задачи. В этом заключается самая частая ошибка семейного воспитания.

Для родителей гораздо сложнее включить в дело ребенка. Такой подход к воспитанию приводит к развитию инфантилизма и синдрома беспомощности.

Родителям рекомендуется поддерживать проявление самостоятельности у ребенка. Помощь со стороны взрослых должна осуществляется без акцента на беспомощность ребенка, не унижая его достоинства.

При таком подходе у ребенка формируется потребность в целесообразных действиях, которые имеют определенный результат. Соответственно развивается настойчивость, усидчивость, самоконтроль и самооценка.

Очень важно родителям учитывать границы возможностей ребенка. Деятельность сверх возможностей ребенка не будет приносить ему удовлетворения. Именно ощущение успеха рождает атмосферу эмоционального подъема у ребенка, а это стимулирует желание трудиться, учиться и играть.

Особенности семьи как воспитательного фактора

Воспитание подрастающих поколений является главной функцией семьи.

Семейное воспитание – это целенаправленное взаимодействие членов семьи, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.

Каждая семья обладает разным воспитательным потенциалом. Все семьи различны по структуре, материальной базе, месту проживания (Рис.1). В семьях может быть разный уровень психологических норм, поддержание традиций и обычаев, уровень культуры и образования.

Рис. 1

Надо помнить, что семья может играть роль положительного и отрицательного фактора становления личности ребенка.

Основными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, являются: любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований всех членов семьи, обоснованность воспитательных мер, в том числе наказаний, исключение ребенка из конфликтов взрослых. Для успешного семейного воспитания важна мера проявления чувства.

Ребенок, недополучивший любви может вырасти недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям окружающих, неуживчивым в коллективе, а может стать замкнутым и чрезмерно застенчивым. Избыток же любви в семье может привести к развитию эгоизма и эгоцентризма, изнеженности и избалованности.

Семейное воспитание занимает широкий временной промежуток воздействия. Как правило, оно продолжается всю жизнь человека. Влияние семейного воспитания человек испытывает вне дома.

Влияние семьи на развитие и воспитание ребенка различаются в разные периоды жизни человека. В дошкольном возрасте роль семьи заключается в реализации материальных, духовных и познавательных потребностей ребенка.

В младшем школьном возрасте семья удовлетворяет материальные, коммуникативные и эмоциональные потребности, а школа при этом развитием интеллектуальной сферы.

Для взрослеющего человека семья имеет важное значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/semya_kak_faktor_vospitaniya/

Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка

Семья как фактор воспитания и развития личности ребенка

Семья – этимологически в исконно русском значении это слово происходит от сочетания слов «Семь» и «Я», обозначающих опыт семи поколений, окружающих ребенка и прежде живущих в одном доме (прабабушка, бабушка, родители, Я, дети, внуки, правнуки).

Именно на принятии и передаче этого опыта (в современных психологических терминах – самопознании, самоорганизации и творчески ориентированном саморазвитии) испокон веков строилась семейная педагогика, ориентированная на развитие личности ребенка и воспитания его на основе традиций народной культуры.

Семья – это, прежде всего место, где человек начинает свое развитие, получает первые уроки жизни и обучается нормам поведения и получает нравственные установки.

Проблемами семейного воспитания занимались многие выдающиеся педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.

И неудивительно, что и по сей день одной из важнейших является воспитательная функция семьи, пропагандируемая Федеральным законом «Об образовании в РФ», Концепцией развития дополнительного образования. Влияние семьи на воспитание личности глубоко индивидуально и долговременно.

Семейная атмосфера – отношение между членами семьи – ценности и родительские связи, создают исходную, решающую среду, в которой формируется личность ребенка. Из опыта семейной жизни он устанавливает представление о себе, о других, об окружающем мире в целом.

Эта атмосфера формирует ценности самого ребенка, обеспечивает ему чувство защищенности (или незащищенности), собственной значимости.

Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф.

Лесгафт подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал Острогорский А.Н. (1989 г.

), имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома.

О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титаренко и др.).

Вот почему в работе Студии раннего развития «Первые шаги» ЦДО «Алые паруса» мы уделяем особое значение выстраиванию партнерских отношений с родителями. Вслед за создателями Концепции, которые среди путей развития дополнительного образования выделяют вовлечение в образовательный процесс семейных сообществ.

Взаимодействие с семьей начинается уже на этапе первого появления ребенка в студии, когда знакомство с программой студии проходит в форме увлекательных детско-родительских мастер-классов и игровых программ, ведь для воспитания ребенка важное значение имеет личный пример родителей.

В течение всего срока обучения ребенка по дополнительным общеобразовательным программам с родителями в рамках родительского клуба «Растем вместе!» Студии ведут работу логопеды и педагоги-психологи, в доступной форме объясняющие значимость и специфику выстраивания семейных отношений в зависимости от психолого-педагогических возрастных особенностей ребенка. В комплексе с индивидуальной работой с каждым ребенком – это дает значительные результаты, согласно регулярно проводимым в рамках Студии исследованиям и диагностике развития ребенка.

Большое значение в работе Студии уделяется созданию особого воспитательно-образовательного пространства развития личности ребенка, начиная с трех лет.

Программа Студии включает в себя занятия по следующим направлениям:

– развитие речи и основы письма;

– основы логического мышления;

– английский для малышей;

– детский фитнес;

– основы русской традиционной культуры в пространстве Этнографического кабинета ЦДО «Алые паруса»;

– изобразительное и декоративно-прикладное творчество;

– кукольный театр;

– психогимнастика.

Все дополнительные общеобразовательные программы составлены с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

На современном этапе содержание дополнительных общеобразовательных программ ориентировано на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей. В 2015 году в рамках образовательного процесса Студии начата реализация социально-значимого проекта «Моя Родина – Сибирь».

Гражданско-патриотическое воспитание – как одно из направлений социально-личностного развития детей дошкольного возраста – является важной частью педагогической деятельности творческого коллектива студии раннего развития «Первые шаги».

Реализация социально-значимого проекта «Моя родина – Сибирь» ориентирована на знакомство учащихся студии раннего развития с родным городом, родным краем, формирование понимания особенностей истории и культуры города Новосибирска и Новосибирской области, их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны в целом.

Наличие в г. Новосибирске и Новосибирской области уникальных историко-культурных и природных ресурсов создает предпосылки для становления культурно-познавательного туризма как средства патриотического воспитания и духовно-нравственного развития личности ребенка.

Одной из форм реализации проекта «Моя родина – Сибирь» являются тематические экскурсии по городу. Для организации экскурсий с дошкольниками разработано тематическое содержание образовательного процесса.

На протяжении учебного года дети последовательно осваивают систему представлений о городе, начиная от исторического прошлого Новосибирска до его современности.

Родители являются активными участниками в процессе организации работы по развитию познавательного интереса к родному городу, что обеспечивает целостность педагогического подхода в формировании гражданской позиции дошкольников.

В рамках образовательной области «Окружающий мир» была проведена большая работа с учащимися по формированию представлений о своей семье, своем роде.

На совместном занятии родителей учили строить генеалогическое древо и в дальнейшем составлять рассказы о своей семье, своей родословной.

Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес, как у детей, так и у их родителей.

Приобщение к истокам русской народной культуры осуществляется в рамках образовательной области «Основы русской традиционной культуры».

Специфика воспитательно-образовательной работы данного направления заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям.

На занятиях учащиеся знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Это способствует приобщению детей к фольклорному наследию России.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки».

Студия раннего развития «Первые шаги» в своей работе по патриотическому воспитанию опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Участники родительского клуба «Растем вместе!» помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие в семейных праздниках.

Таким образом, суть гражданско-патриотического воспитания, в нашем понимании, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Большим блоком в системе работы Студии является организация семейного содержательного досуга. В словарном понимании организация досуга – одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

Как отмечают исследователи, современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга.

При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.

По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения. По мнению Т.Г.

Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – подростки – взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту.

Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

Семейный досуг, исследователи традиционно разделяют на домашний досуг и досуг с семьей вне дома. Работа Студии ориентирована на реализацию следующих разновидностей семейного внедомашнего досуга: участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях; оздоровительный и спортивный семейный отдых; организация семейных праздников.

В основе организации семейного содержательного досуга Студии лежит принцип создания новых семейных традиций, через организацию участия детей и родителей в мероприятиях традиционного Народного календаря (Осенины, Рождество, Масленица и т.п.), самым главным результатом таких праздников является предоставление детям возможности продемонстрировать родителям то, чего они добились, занимаясь в Студии, и одновременно приобрести первый опыт публичного выступления.

Проведение спортивных семейных праздников, в которых с удовольствием принимают активное участие мамы и папы, бабушки и дедушки, способствует формированию интереса к физической культуре и потребности в занятиях физическими упражнениями, получение заряда бодрости и энергии, положительных эмоций и хорошего настроения.

Большой популярностью среди родителей пользуются совместные детско-родительские мастер-классы, проводимые в течение всего учебного года.

В целом, семейный содержательный досуг в рамках Студии становится возможностью решения и семейных, социальных проблем, он способствует:

– созданию воспитывающей социальной среды;

– коррекции детско-родительских отношений;

– сплоченности семьи, сохранению семейных традиций, ценностей, настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества между родителями и детьми;

– социальной, физической активности и оздоровлению семьи;

– гармонизации межличностных отношений.

Таким образом, в системе работы Студии особое внимание уделяется семейному воспитанию, позволяющему в большей мере реализовать современный постулат, выделяемый в приоритет образования в XXI веке Концепцией развития дополнительного образования, – превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Поскольку семья – это фундамент, на котором строится вся жизнь человека, и от того насколько добротен и тверд этот фундамент, зависит очень многое в судьбе человека и общества в целом.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/78/9/semya-kak-faktor-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-rebenka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.