Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

На современном этапе развития общества вследствие происходящих в общественной жизни трансформаций процесс социокультурного развития подрастающего поколения приобретает особую значимость с позиций научного рассмотрения.

Дошкольное детство является периодом овладения ребенком социальным пространством взаимоотношений. Система социокультурного развития предполагает наличие у подрастающего поколения уважения к родному языку, к самобытной русской культуре и ценностям, к отечественной истории.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру.

Ценности – это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен.

Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми для любого человека в любой сфере деятельности, характеризуют представителей всех этнических культур. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность, ответственность.

Безусловно, в качестве первичного института формирования социокультурных ориентиров личности выступает семья, однако более глубокое развитие и воспитание осуществляется на этапах дошкольного воспитания [2,С.18].

Н.Мельникова указывает, что формирование ценностных представлений личности детей старшего дошкольного возраста строится в следующих направлениях:

– развитие положительного эмоционального отклика на проявления социально значимых ценностных представлений;

– развитие эмоциональных реакций адекватных ситуации проявления ценностных представлений;

– актуализация общественно значимых ценностных представлений через их узнавание в новых контекстах;

– знакомство с понятиями, характеризующие в ясных и знакомых детям социальных отношениях позитивное и негативное ценностное представление: добро — зло, правда — ложь, труд — лень, безделье, щедрость — жадность и др.;

– обогащение активного словаря посредством слов, обозначающих ценности и их антиподы;

– воспитание ценностного отношения (оценку) к явлениям социальной жизни через побуждение к выражению эмпатии, сочувствия и содействия как проявления ценностного представления к окружающим;

– развитие умений проявлять в поведении, выражать в игровых и жизненных ситуациях социально ценные представления, основанные на уважении к другому человеку и признании его как ценности;

– формирование целостной картины мира на основе первичных ценностных представлений[4,С.31].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования основан на задачах приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [5].

Цели процесса формирования социокультурных ценностей личности:

1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, сферы саморегуляции);

3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

Задачами формирования социокультурных ценностей личности являются:

1. Создание условий для самопознания, саморазвития, самореализации личности;

2. Создание педагогической ситуации для самореализации воспитанника;

3. Развитие коммуникативных способностей воспитанников;

4. Формирование активной жизненной позиции воспитанников;

5.Развитие воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

6. Развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении воспитанников;

7. Создание условий для нравственного самовыражения личности;

8. Выстраивание отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности воспитанников.

Дети в дошкольном возрасте узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям[3].

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания.

Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства [1, С.55].

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином[5].

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми.

В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей.

Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц.

Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно.

Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители.

Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребенка.

И отклонения в воспитании могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, так как его представления о правде и лжи, добре и зле, могут не совпасть с представлениями других детей и взрослых.

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние. Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых.

Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка.

И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

У дошкольников в процессе грамотного формирования социокультурных ценностей приобретается опыт активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, проявляются способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей и формируется адекватная самооценка.

Педагогам дошкольного образовательного учреждения необходимо создавать условия для приобщения детей и их родителей к основным социокультурным ценностям, обеспечивать единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, способствовать созданию системного социокультурного пространства воспитания и общения в дошкольном учреждении и повышать педагогическую культуру родителей[3].

Литература:

1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. Методическое пособие. ФГОС [Текст] / Р. С. Буре. М.: «Мозаика-Синтез». 2015. — 80 с.

2. Ежкова, Н. С. Ребенок в мире ценностей: теоретико-методический аспект / Н. С. Ежкова // Управление дошкольным образовательным учреждением.–2011.–№4.–С.18-32.

3. Захарова, Л. М., Пурскалова, Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Электронный ресурс] / http://www.teoria-practica.ru

4. Казакова, Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада [Текст] / Н. В. Казакова // Воспитатель ДОУ. 2008. -№ 12. — С.31–36.

5. Николаева И.А. Семья как социокультурная среда развития ребенка [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]:—URL:http://www.edu.ru/db minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/16166-razvitie-sotsiokulturnykh-tsennostej-u-detej.html

Социокультурное развитие детей дошкольного возраста

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

Социокультурные ценности у детей младшего дошкольного возраста.

Что такое доброта? Что это такое доброта?И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и дружить все могут!

Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое.

Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни.

Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

В дошкольном возрасте формируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания.

Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.

Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям.

Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.

Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя  жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения. Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых.

Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка.

И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние.

Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка.

От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все  окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодотворными, если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится».

Задумываясь над  моральной атмосферой семьи, спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети.

Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

[attention type=yellow]
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
[/attention]

Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Рано  или  поздно  каждому из нас приходится в жизни  делать  выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути.

Перефразируя слова Ф.М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир.

Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.

Источник: https://infourok.ru/sociokulturnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1571067.html

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

Елена Владимировна Болотина
Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста

Социокультурное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Что такое доброта? Что это такое доброта?

И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.

Доброта – это когда, доброта – это тогда, когда

Все друг другу друзья и дружить все могут!

Социокультурное развитие – это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе.

В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа. Традиция – это «ценностная социокультурная коммуникация между поколениями людей, определяющая все последующее развитие культуры»; множество представлений, обрядов, привычек передаваемых из поколения в поколение.

Дошкольный возраст это такой период, когда ребенок очень восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья, друзья.

Уже в раннем возрасте происходит формирование ценностей. Важно учитывать в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, а затем во взрослого.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.

В дошкольном возрастеформируется становление фундамента личности: самооценки, эмоционального интеллекта, нравственных ценностей и социализация.

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.

Становление семьи, ее стабильность и благополучие зависит от множества факторов и предпосылок, возникающих задолго до ее создания. Подсознательная программа «наследия предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей его жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства.

Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Приобретенным «багажом»ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, проявить эти приобретенные знания будучи семьянином.

Приобретая опыт стихийно формирующегося «образа семьи» у ребенка характеризует фрагментарность, неточность представлений, зависимость от степени эмоционального благополучия/неблагополучия ребенка.

Именно в семье определяется степень богатства, насыщенности уровня «образа семьи» накопление ребенком разнообразных впечатлений, приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими людьми. В первую очередь семья влияет на развитие ребенка, на нравственную составляющую личности, именно семья дает первое представление о добре и зле.

С древнейших времен добро и зло являются основными категориями в общении людей. Они представляют собой обобщенную форму оценки и разграничения нравственного и безнравственного в как поступках отдельного человека, так и в поступках (отношениях) между членами семьи.

Добро – одно из наиболее важнейших категорий этики. В понятии добра люди выражают свои интересы, пожелания и надежды на будущее. С помощью добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц.

В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом, общее понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – добродетели, справедливости.

Зло – морально-этическая категория, по своему содержанию является противоположностью добра. В моральном сознании общества понятие зла является наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном поведении, заслуживающем осуждения, характеристикой отрицательных моральных качеств (таких как обман, малодушие, низость….).

Если добро ассоциируется с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло всегда ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, вносит дисгармонию в семью, во внутренний мир личности, разрушает исходные ориентиры человеческой жизни.

Будучи противоположностями, добро и зло существуют неразрывно. добра и зла как оценочных моральных понятий обусловлено идеалом нравственного совершенства. Добро – это то, что приближает человека к человеческому идеалу. Зло – то, что отделяет от него.

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.

Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.

В первые годы жизни ребенка личный пример родителей представляет для него образец поведения.Ребенок подражает всему: словам, интонации, действиям взрослых.

Семейные ценности постепенно усваиваются им и становятся его личными ценностями. Семья является доминантой телесного и духовного развития ребенка.

И как важно не потерять это золотое время, о котором впоследствии родители будут вспоминать, как о безвозвратном!

То, что дети видят и слышат у себя в семье, оказывает на них огромное влияние.

Фотографии, картины на стенах, журналы и книги, музыка и телевизионные программы – всё это создаёт определённую атмосферу семьи, закладывает фундамент личности ребёнка.

От рождения дети не владеют способностью мыслить критически, поэтому все окружающее для них становится привычным, обыденным, воспринимается ими, как норма. Мы желаем, чтобы наши дети были добрыми, щедрыми и любили не только себя.

Совместные усилия родителей и воспитателей будут более плодо-творными,если всегда будем помнить о таком духовном законе: «На что человек смотрит, тем и становится».

Задумываясь над моральной атмосферой семьи,спросите себя: «Что мои дети видят и слышат в нашем доме»? Давайте будем более внимательными тому, какие книги и журналы смотрят наши дети, какую музыку слушают, какими игрушками и как играют наши дети.

Убедитесь в том, что информация, получаемая ребенком, соответствует вашим представлениям о добре и зле, что мы хотим, чтобы отложилось в его сознании.

[attention type=yellow]
В семье ребенок видит образцы поведения, когда родные поддерживают друг друга в трудной ситуации, делятся душевным теплом и лаской. Я убеждена, что деятельность детского сада должна строиться на союзе воспитателя и родителей, на их взаимопонимании и доверии.
[/attention]

Учитывая личный жизненный опыт, у меня сложилась определенная система в работе с родителями, с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением умением стать помощником и союзником родителям, семье, детям.

Рано или поздно каждому из нас приходится в жизни делать выбор: находиться на стороне добра или зла, подлости и предательства или сопереживания и взаимовыручки. Задача воспитателя и родителей помочь нашим детям в становлении жизненного пути.

Перефразируя слова Ф. М. Достоевского – красота, спасет мир и подразумевая под этим, в первую очередь, красоту нравственную, все лучшее что есть в людях, можно сказать –доброта, спасет мир.

Думаю, что это должно стать девизом нашего непростого, быстротечного времени.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-sociokulturnye-cenosti.html

Формирование социокультурных норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к традиционной народной культуре | Современные образовательные процессы в ДОУ | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Фаттахова Лилия Раисовна

Организация: МБДОУ Детский сад № 272

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно-историческим наследием народа. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств.

Социокультурное развитие ребенка по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, необходимо формировать у дошкольников первичные представления о культурных традициях своего народа.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов дошкольного образования.

Одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества[1].

Социокультурная норма – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Моральные нормы как вид социальных регулирует нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

С помощью социокультурных норм осуществляются все процессы так называемой социализации личности. Социокультурные нормы выполняют важнейшую социальную функцию, обеспечивая и специфицируя поведение человека как поведение нормативно-социальное[2].

Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться.

В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.

Формирование социокультурных норм происходит в процессе социокультурного развития, который у ребенка дошкольного возраста определяется как процесс индивидуального развития в период первоначальной жизни человека и создание определенных условий для перехода его в более совершенное состояние, при котором посредством воспитания и обучения происходят количественные и качественные изменения, раскрываются способности, определяются особенности и возможности становления путем усвоения ценностей, норм, установок, присущих данному обществу, через культурные средства, формы и методы.

Ребенок усваивает социокультурные нормы во взаимодействии с людьми, заинтересованными в его благополучном развитии (члены семьи, работники учреждений образования, культуры и др.

), которые передают свои знания, опыт, помогают понять и принять социальнокультурные особенности своего общества (культурные средства и формы, социально-культурные ценности, нормы, установки), адаптироваться в социально-культурной среде.

В процессе формирования социокультурных норм можно выделить:

  • познавательный компонент – знания и представления о культуре народа, социального окружения, норм и ценностей, принятых в окружающем человека обществе, о культурных ценностях России и других стран;
  • мотивационный компонент как интерес к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой, усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности;
  • коммуникативный компонент как умение общаться, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, навыки культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Одним из наиболее эффективных методов формирования социокультурных норм является проектная деятельность. Метод проектов представляет собой способ самостоятельности, самоорганизации и ответственности, это живой опыт коллективной творческой деятельности, через который проходит каждый педагог, родитель и ребенок.

Проект «Созвездие» является комплексным подходом к формированию социокультурных норм, т.к. объединяет познавательный, мотивационный и коммуникативный компоненты, участниками являются педагоги, родители и дети подготовительной группы.

Ознакомление и формирование знаний и представлений о родном городе Уфа, микрорайоне Шакша, о себе, своей семье, социальном окружении, развитие позитивного отношения к родному краю, городу, его жителям, формирование нравственно-патриотических качеств личности дошкольников являются задачами данного проекта.

Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно у дошкольников сформировать представление свободно ориентироваться там, где они живут, где находится детский сад, школа, в которой они будут учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Ознакомление с такими социальными объектами как детские и юношеские центры развития для детей и подростков, спортивные и музыкальные школы, библиотеки микрорайона Шакша происходит на основе исследовательской деятельности, что предполагает как самостоятельную активность детей, так и практическое взаимодействие ребенка с родителями. Итогом является подготовка фотоотчета о каком либо из этих объектов, а также его защита. Данный метод способствует развитию навыков связной речи, предпосылок поисковой деятельности, расширению представления о разнообразии форм детской досуговой и образовательной деятельности в микрорайоне Шакша, социализации личности ребенка.

Важную роль в процессе формирования социокультурных норм играет формирование и развитие у воспитанников потребностей и положительных мотивов, связанных с этим качеством.

Именно через игровую форму наиболее эффективно создать ситуацию, которая вызовет у воспитанников положительные эмоции и переживания, побудит их к активному участию в познавательной и практической деятельности.

В процессе реализации проекта «Созвездие» были использованы различные игры:

  • сюжетно-ролевые: «Улицы города», «Спортивный комплекс», «Мы в театре», «Библиотека», «Семья», «В гостях у подруги/друга» и др.,
  • дидактические игры: «С какого дерева листок», «Одень куклу Айгуль и Булат», «Найди башкирскую одежду», «Я познаю Башкортостан» (кроссворд) и др.,
  • подвижные, народные игры: «Котята и щенята», «Кто сильнее», «Юрта», «Курай», «Палка-кидалка» (Сойош таяк), «Медный пень» (Бакыр букэн), «Ак тирек, кук тирэк» (Белый тополь, синий тополь) и др.
  • настольно-печатные игры: «Дружный хоровод», «Башкирское лото», «Составь сапожок», «Башкирская посуда», «Узнай элемент башкирского узора» и др.

Игры выполняют познавательную функцию – ребенок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – в игре ребенок вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Использованные игры имели направленность на формирование умению общаться, строить взаимоотношения со сверстниками, способствовали формированию навыкам культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.

Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Так, в процессе реализации были проведены:

  • беседы и рассказы «С чего начинается Родина?», «Мой край Башкортостан»,  «Государственная символика Республики Башкортостан», «Мой микрорайон Шакша» и т.п.;
  • чтение художественной литературы: чтение произведений башкирских авторов: Откуда родом ты? (Фаузия Рахимгулова, перевод Ю.Андриянова), Уфимские липы (Назар Наджми, перевод Е.Николаевой), Агидель (Нажип Идельбай, перевод Г.Шафикова), Уфа (Г.Рамазанов, перевод В.Виноградова), Родному городу (Акрам Вали, перевод Р.Морана), Курай (Муса Гали, перевод Д.Даминова) и др.;
  • использованы жанры фольклора: чтение и театрализация народных сказок «Медведь и пчелы», «Петух – батыр», «Легенда о курае», «Батыры-близнецы», «Урал – батыр», «Девушка и месяц», «Абзалил» и др.; знакомство с пословицами, поговорками, песнями народов Республик Башкортостан и др.

Продуктивная деятельность такие как рисование («Город вечером», «Башкирский орнамент», «Кукла в национальном костюме», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и др.), аппликация, лепка («Герб города Уфа», «Шакша – мой микрорайон» и т.п.) способствовали закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Созвездие» были созданы условия, обеспечивающие единство познавательного, эмоционального и нравственного развития дошкольников, что является необходимым для приобщения детей к основным социокультурным нормам. Основными формами работы были организованная образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с воспитанниками, самостоятельная деятельность воспитанников, взаимодействие с родителями, и задействованы все образовательные области.

В результате были расширены представления детей о малой родине – микрорайоне Шакша, развит познавательный интерес  к окружающей действительности, сформирована связная речь, детьми был приобретен опыт активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, сформированы способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, сформирована адекватная самооценка. Проект способствовал активизации родителей, обогащению опыта приемами практического взаимодействия с ребенком в семье.

Литература.

  1. Гасанова Р.Х. Земля отцов: Программа-руководство. Уфа, БИРО. – 50с.
  2. Дидактические игры. «Я познаю Башкортостан» Р.Л.Агишева. Уфа, 2005.
  3. Колбина А.В. Башкирская мозаика. Настольно-печатные игры. – 2-е изд., испр. и доп. – Уфа: Китап, 2006. – 268 с., ил.
  4. Фазлыева Ф.Н. Мой край – Башкортостан. Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем / Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап, 2003. – 76стр.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  6. Фольклор и литература Республики Башкортостан. Учебная хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Е.Н.Антипова, Т.В.Балукова, А.С.Камалетдинова и др. Под ред. Р.Х.Гасановой. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 96 с.: ил.
  7. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: БИРО, 2004. – 70с.
  8. Художники и композиторы Башкортостана – детям. Учебное пособие и демонстрационный материал / Сост. З.А.Загитова, И.А.Кантемирова, В.Н.Краснова. – Уфа: ГУП «ГРИ «Башкортостан», 2004. – 72 с.: ил.
  9. Этноэтикет в воспитании дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений / Башк.ин-т развития образов. – Уфа, 2002. – 43 с.

Интернетресурсы

  1. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  2. http://studme.org/34140/menedzhment/gruppovye_normy_povedenie_lidera#304
  3. http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6
  4. http://studopedia.su/14_82022_sotsiokulturnie-normi.html

 

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

[2]http://wanomoney.narod.ru/load/sociologija/sociokulturnaja_norma/opredelenie_regionalnykh_sociokulturnykh_norm_razvitija_rebenka_1_chast/9-1-0-6

: 13.12.2016

Источник: https://www.vospitatelds.ru/conference_notes/57

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.